Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение роли и места спроса и предложения в различных теориях стоимости ценности и цены.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить понятие спроса и предложения: понятие, факторы, влияющее на изменение спроса, закон спроса, его эластичность; сущность и экономическое содержание предложения, закон предложения, детерминанты предложения;
рассмотреть роль спроса в различных теориях стоимости:.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………..5
1.1. Спрос и факторы его определяющие……………………………….5
1.2. Совокупное предложение……………………………………………14
ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В
РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ СТОМОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЦЕНЫ……...21
2.1. Спрос и предложение в различных теориях стоимости…………21
2.2. Экономическая неоклассическая теория (теория спроса и
предложения)……………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и место спроса и предложения в различныз теориях стоимости, цены.docx

— 88.89 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СПРОСА  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………..5

1.1. Спрос и факторы  его определяющие……………………………….5

1.2. Совокупное предложение……………………………………………14

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В

РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ СТОМОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЦЕНЫ……...21

2.1. Спрос и предложение  в различных теориях стоимости…………21

2.2. Экономическая неоклассическая теория (теория спроса и

предложения)……………………………………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Термины «спрос» и «предложение»  характеризуются теорией стоимости, теорией спроса и предложения. 

Суть этой теории сводится к следующему - стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом  и предложением. 

Согласно этой теории, если спрос  превысит предложение, то стоимость  товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится.

Сторонниками теории спроса и предложения  были: французский экономист Ж. Б. Сей и английский экономист Г.Д. Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса. 

Этой теории придерживались также  представители австрийской школы - К. Меигер, Э. Бём-Баверк, Ф. Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.

Актуальность исследования: изучение влияния спроса и предложения  на цену актуально для регулирования  цены товаров, что имеет немаловажное значение для экономики.

Цель исследования – изучение роли и места спроса и предложения в различных теориях стоимости ценности и цены.

Реализация поставленной цели требует  решения следующих задач:

    • изучить понятие спроса и предложения: понятие, факторы, влияющее на изменение спроса, закон спроса, его эластичность; сущность и экономическое содержание предложения, закон предложения, детерминанты предложения;
    • рассмотреть роль спроса в различных теориях стоимости:.

Объект исследования – спрос и предложение в различных теориях стоимости ценности и цены.

Предмет исследования – роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости ценности и цены, различные аспекты теории.

В процессе написания работы были использованы монографический  и аналитический методы.

Стоит отметить, что вопросы взаимодействия спроса и предложения рассматриваются  как в общих систематизированных  курсах по экономической теории, так  и в специальных изданиях и  экономической периодике.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящен отдельный раздел работы.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  СПРОСА  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1. Спрос и факторы его определяющие

Рынок – косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики [1, c. 23].

Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный  или национальный характер. Некоторые  отличает личный контакт между предъявителем  спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец никогда не видят или  вовсе не знают друг друга.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение  – взаимозависимые элементы рыночного  механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам [4, c. 134].

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной – это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена – это независимая переменная, а величина спроса – зависимая переменная.

 

 

 

 

 

Рис. 1 – Кривая спроса

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

 

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то происходит увеличение спроса, и кривая спроса смещается вправо (рис. 2). Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево [5, c. 206].


Рис. 2. – Изменение спроса

Рассмотрим влияние неценовых детерминант:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов (например: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды).

2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса (например, японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем  самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование).

3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории (например, увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда).

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой (например, снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты).

5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно (например: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него).

Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта [7, c. 346]. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением  данных ресурсов. Иначе говоря, последние  удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной  зависимой — прежде всего от изменения  спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется  больше. Каждая дополнительная единица  ресурсов дает приращение продуктов  — предельный продукт (в денежном выражении — предельный доход). В  то же время дополнительные ресурсы  вызывают увеличение издержек фирмы  — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения, связанный с тем, что  замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда  капиталом ведет к падению  спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение  объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения  больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение  в его цене влияет на изменение  спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

Информация о работе Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости