Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение роли и места спроса и предложения в различных теориях стоимости ценности и цены.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить понятие спроса и предложения: понятие, факторы, влияющее на изменение спроса, закон спроса, его эластичность; сущность и экономическое содержание предложения, закон предложения, детерминанты предложения;
рассмотреть роль спроса в различных теориях стоимости:.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………..5
1.1. Спрос и факторы его определяющие……………………………….5
1.2. Совокупное предложение……………………………………………14
ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В
РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ СТОМОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЦЕНЫ……...21
2.1. Спрос и предложение в различных теориях стоимости…………21
2.2. Экономическая неоклассическая теория (теория спроса и
предложения)……………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и место спроса и предложения в различныз теориях стоимости, цены.docx

— 88.89 Кб (Скачать файл)

Наибольшее признание  в экономической науке получили два главных направления в  познании природы цены:

1) марксистское, признающее, что в основе цены лежит  стоимость; 

2) австрийское, считающее,  что основой цены является  полезность товара.

В нашей стране до последнего времени внимание исключительно  отдавалось марксистской теории трудовой стоимости и отчасти предшествующим теориям трудовой стоимости, выдвинутым такими представителями английской политэкономии, как Вильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Риккардо (1772-1823). Именно они заложили основы стоимостной теории цены. Наиболее последовательным сторонником стоимостной  теории цены является Карл Маркс с  его учением об абстрактном труде  как объективной субстанции цены.

По данной теории стоимость  товара представляет овеществленный в  нем труд товаропроизводителей, а  сама стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для  его производства. Количество труда  измеряется рабочим временем, требующимся  для изготовления конкретного товара. В связи с этим цена должна отражать затраты общественного труда  на производство товара.

Карл Маркс ввел понятие  общественно необходимые затраты  труда. Согласно Марксу, ценообразование  зависит от затрат, необходимых для  изготовления какой-либо потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства и при среднем  в данном обществе уровне умелости работников и интенсивности труда.

Общественно необходимые  затраты труда при этом рассматриваются, с одной стороны, как совокупные затраты труда на производство всей массы продукции данного вида, с другой – как определенная величина затрат труда на единицу продукции  данной потребительной стоимости. Общественно  необходимые затраты труда на производство всей продукции данного  вида представляют такие затраты, которые  осуществляются в пределах удовлетворения общественной потребности в этой продукции. Труд, затраченный на производство какой-либо продукции сверх общественной потребности в ней (продукция  не реализована), не учитывается при  определении общественно необходимых  затрат. Этот труд затрачен напрасно. Наоборот, при недостаточном производстве продукции данного вида по сравнению  с общественной потребностью в общественно  необходимые затраты включаются не только фактически осуществленные затраты, но и те, которые можно  было дополнительно осуществить, чтобы  довести производство продукции  для удовлетворения общественной потребности  в ней.

Одним из главных недостатков  данной модели является недооценка значения рыночного спроса.

С 70-х годов XIX в. появляется и завоевывает заметную популярность вариант нетрудовой теории стоимости - теория предельной полезности.

Начало рассмотрению теории предельной полезности заложили параллельно  и независимо друг от друга австриец Карл Менгер (1840-1921), англичанин Уильям Джевонс (1835-1882) и проживавший в  Швейцарии француз Леон Вальрас (1834-1910). Большой вклад в развитие этой теории сделали такие видные представители так называемой австрийской школы, как Фридрих Визер (1851-1926) и Евгений Бем-Баверк (1851-1914).

Согласно этой концепции, цена товара зависит по большей мере не от затрат производителя, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Категория полезности квалифицируется  как мера предпочтения, отдаваемого  потребителем конкретному товару в  рамках всех предлагаемых рынку товаров. Размеры такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него.

Но в этой теории не раскрывается практика составления цены. Последователи  данной теории признали невозможность  количественного соизмерения полезности, сконцентрировав в своих работах  внимание на проблеме взаимозаменяемости товаров в зависимости от динамики их цен.

Действие этих двух объективных  законов является основой процесса ценообразования. В основе цены конкретного  товара лежит диалектическое единство стоимости и потребительной стоимости.

Особого внимания из всех разработок в теории рыночного ценообразования  заслуживают разработки английского  экономиста А. Маршалла. Он объяснил природу  рыночных цен, опираясь как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности. Цена, которую согласен уплатить потребитель чтобы нож купить, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть ниже издержек производства.

А. Маршалл установил простой  механизм воздействия соотношения  спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях неограниченной (совершенной, чистой) конкуренции. Спрос  и предложение имеют следующую  связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при  ее росте снижается; предложение  в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении падаег. Поэтому устойчивая цена, или цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением — уравнивается в том смысле, что не возникает внутренних стимулов по изменению трех функционально-статистически связанных величин: спроса, предложения и цены.

Из других нововведений А. Маршалла, получивших широкое признание  и дальнейшее развитие в западной экономической науке, следует отметить идею об эластичности спроса и предложения.

Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к  изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они  приобретают. Количественно установить чувствительность одной переменной величины от изменений другой позволяет  коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности —  это показатель, который указывает, на сколько процентов изменится  одна переменная в результате изменения  другой на один процент. Определение  эластичности играет большую роль при  принятии решений по ценам, анализе  и прогнозировании спроса и предложения.

Спрос считается эластичным, если коэффициент эластичности больше единицы, неэластичным, если меньше единицы, и единичная эластичность (прямо  пропорциональная зависимость) имеет  место при коэффициенте, равном единице.

Исследования в области  спроса показывают, что на эластичность оказывает влияние ряд факторов, зависящих от вида товаров, периода  времени, поведения покупателей.

Во-первых, различная эластичность спроса на различные товары. Спрос  на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен.

Во-вторых, количество товаров-заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем соответственно эластичнее спрос  на него. Например, при повышении  цен на животное масло спрос может  переключаться на маргарин или масло  растительное.

В-третьих, доля затрат на товар  в бюджете потребителя. Как правило, чем меньше удельный вес расходов на товар (услугу) в потребительском  бюджете, тем менее эластичен  на него спрос. Например, если мы посещаем театр один-два раза в месяц, то увеличение или уменьшение цен на билеты в театр вряд ли существенно  отразится на частоте наших посещений.

Изменение спроса на конкретный товар может влиять на изменение  спроса на другие, связанные с ним  товары. Степень влияния цен одних  товаров на спрос на другие товары называют перекрестной эластичностью  спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1 % при неизменности остальных цен и доходов покупателей.

Если товары являются взаимозаменяемыми (различные виды мяса, масла и  др.), то повышение цен на один товар  ведет к увеличению спроса на другой. В этом случае коэффициент перекрестной эластичности будет больше нуля.

Если товары взаимно дополняют  друг друга (автомобиль и запчасти, фотоаппарат и фотопленка, бритвенный прибор и лезвия), при повышении  цены одного товара спрос на другой товар падает, и коэффициент перекрестной эластичности оказывается меньше нуля. В случаях, когда товары независимы, коэффициенты перекрестной эластичности равны нулю.

Предложение считается эластичным, если объем продаж растет более высокими темпами по сравнению с изменением цены. Коэффициент прямой эластичности предложения в этом случае будет  больше единицы. Эластичность предложения  уменьшается, если для каждого последующего увеличения предложения товаров  на рынке требуется все больший  рост цен (коэффициент эластичности меньше единицы). Значение коэффициента эластичности, равное единице, означает, что относительные изменения  цен и предложения равны. Предложение  товара полностью неэластично, если никакое увеличение цен не приведет к расширению объема продаж (коэффициент  эластичности равен нулю).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Наличие резервов производственных  мощностей (если завод работает  в полсилы, предложение эластично,  а если в полную силу - неэластично).

2. Уровень запасов (если  сырье и материалы есть в  запасе, предложение будет эластичным).

3. Вид товара (сельскохозяйственный  товар – предложение неэластично,  промышленный товар предложение  эластично).

В условиях производства предприятием некоторого ассортимента товаров объем  предложения каждого товара зависит  не только от его цены, но и от цен  других товаров этого предприятия. Количественно выразить эту зависимость  можно с помощью коэффициента перекрестной эластичности предложения, который показывает, на сколько процентов  изменится объем предложения  одного товара при изменении цены другого выпускаемого предприятием товара на 1%. Большинство одновременно выпускаемых предприятием товаров  являются взаимозаменяемыми и характеризуются  коэффициентом перекрестной эластичности предложения меньше нуля. По взаимодополняемым  товарам этот коэффициент больше нуля.

Предложенный А. Маршаллом  подход нашел широкую поддержку  среди экономистов. Новые идеи и  концепции А.Маршалла явились тем  фундаментом, на котором начала складываться современная западная экономическая  наука. Теория цены А. Маршалла в своем  дальнейшем развитии составила ту часть  этой науки, которая носит название микроэкономического раздела и  посвящена анализу рыночных закономерностей  на уровне отдельных предприятий, фирм, потребителей и т.д.

 

 

2.2. Экономическая  неоклассическая теория (теория  спроса и предложения)

В основе всех теорий, анализирующих  рыночное хозяйство, лежит какая-либо концепция, объясняющая принципы ценообразования. Неоклассическая концепция сформировалась в результате синтеза разрабатываемой  представителями классической политэкономии  трудовой теории стоимости и маржиналистской  теории предельной полезности (рис. 7).

Рис. 7 – Эволюция концепций, объясняющих природу рыночных цен

Одна из главных новаторских  идей А.Маршалла заключалась в том, что он не согласился с попытками  предшественников искать один-единственный фактор ценообразования. В качестве аналогии он приводил пример с лезвиями ножниц: бессмысленно спорить, какое  именно лезвие – верхнее или нижнее – разрезает лист бумаги. Именно А.Маршалл соединил теорию предельной полезности и теорию издержек производства в дуалистической концепции цены. По его мнению, рыночная цена есть результат  взаимодействия спроса, сила которого определяется предельной полезностью  товара, и предложения, зависящего от издержек производства. Центром, вокруг которого происходит колебание цен, выступает нормальная цена или цена равновесия (равновесная цена), складывающаяся при равенстве спроса и предложения.

Рис. 8. – «Маршаллинский крест» - модель формирования равновесной  цены и равновесного объема продаж

Таким образом, теория ценообразования  А.Маршалла стала своего рода компромиссом между разными подходами к  вопросам стоимости и цены. Ее графическое  изображение, «маршаллианский крест» (рис. 8), а также учение А.Маршалла об эластичности спроса и предложения, о краткосрочном и долгосрочном периодах и другие его теоретические находки стали основой раздела экономической теории, посвященного поведению отдельных хозяйствующих субъектов (его называют микроэкономикой).

В формирование неоклассического направления  внесли большой вклад, помимо А.Маршалла, также и другие экономисты начала 20 в.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рынок – косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение  – взаимозависимые элементы рыночного  механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Информация о работе Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости