Роль и место стран СНГ в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в комплексном анализе места и проблем развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. изучить классификацию развивающихся стран;
2. рассмотреть роль стран СНГ в мировом хозяйстве;
3. рассмотреть особенности экономики развивающихся стран;
4. рассмотреть общую характеристику развивающихся стран в мировом хозяйстве;
5. изучить роль и место России в мировом хозяйстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место стран СНГ в мировом хозяйстве 5
1.1. Классификация развивающихся стран 5
1.2. Роль стран СНГ в мировом хозяйстве 11
Глава 2. Характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве 15
2.1. Общая характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве 15
2.2. Роль и место России в мировом хозяйстве 20
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и место стран СНГ в мировом хозяйстве.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

      К государствам Центральной и Восточной  Европы относят страны: Албания, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Украина, Югославия (Сербия/Черногория).

      К странам Закавказья и Средней  Азии относят страны: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

     1.2. Роль стран СНГ в мировом хозяйстве

 

      Глобализация  открыла новые возможности для  транснациональных корпораций, заставила  перестроиться многие компании. В  мировой эко­номике они становятся решающей силой, контролируют треть частного производственного сектора, причем в наиболее передовых секторах. Объем их зарубежных инвестиций превышает два триллиона долларов. Дополнительные конкурентные преимущества им дает постоянное со­вершенствование внутренней организации и методов управления.

      Страны  Содружества занимают важное геополитическое  положе­ние. Они - связующее звено между объединенной Европой и бурно раз­вивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Их эконо­мический потенциал позволяет ускорять или же ослаблять указанные взаимодействия. Вместе с тем открытие экономики стран СНГ далеко еще не тождественно подлинной интеграции в мировую экономику.

      Промышленный  потенциал стран СНГ составляет примерно 10% мирового, запасы ресурсов - около 25%, экспортный потенциал - 4,5%. Однако доля СНГ в мировом ВВП снизилась  с 7,6% в 1990 г. до 4% в на­стоящее время. Для сравнения, доля США и ЕЭС превышает 20%, улуч­шил свои позиции Китай. Его доля выросла с 5,3% до 8%. Неблагоприят­ные тенденции наблюдаются в региональной торговле. В СНГ доля вза­имных поставок 12 стран - членов СНГ составляла в 1990 г. 72,1% от об­шей стоимости их экспорта, а сейчас - 36,5%. Для сравнения, в ЕЭС доля межстрановой торговли к общему объему экспорта превышает 61%.

      Роль  СНГ в глобальном экономическом процессе, конечно, будет определяться не только собственными интересами и возможностями. Она будет зависеть от отношений с лидерами экономического треуголь­ника, их видения значения СНГ в мировой экономике и политике. Се­годня, когда перекраивается геополитическая карта мира, у ведущих стран есть соблазн использовать фактор СНГ, и особенно России, для достижения новых целей их международной политики.

      Для стран СНГ как суверенных субъектов  мировой политики важно сохранить  собственное, не навязанное извне понимание  своих жизнен­ных интересов и осознавать национальные политические и экономиче­ские приоритеты - внешние и внутренние. Одна из возможностей закре­пить свои позиции в мире - это выступать не по одиночке, а в составе экономически прочно интегрированной организации, каковой должно стать Содружество Независимых Государств.

      Особая  ответственность за углубление экономического воздействия между государствами  СНГ и воссоздание на рыночной основе единого экономического пространства лежит на Российской Федерации. Она  яв­ляется экономическим центром притяжения на всем евразийском про­странстве.

      Для развития единого экономического пространства и формирова­ния на этой основе прочного Экономического союза есть многочислен­ные предпосылки. Нужно только их целенаправленно использовать.

      Главная цель Экономического союза - обеспечение  стабильного развития национальных экономик. В свете этого интеграции нет альтер­нативы. Конечно, степень готовности национальных экономик заметно различается. По сути можно говорить о разноскоростных и поэтапных процессах интеграции.

      Неизбежно выделение своего рода "интеграционного ядра". На более позднем этапе, скажем, после 2000 г., к единому интеграционному пространству и его механизмам смогут подключиться остальные страны. В состав общего интеграционного пространства первоначально войдут глубоко интегрированные объединения (Союз России и Белоруссии) и средне интегрированные объединения (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан).

      Намечая и осваивая пути интеграции, СНГ, естественно, сталкивается с многочисленными  проблемами. В большей или меньшей  мере они тормозят исполнение задуманного. Приходится преодолевать слабости организационно-правовой базы, недобросовестное исполнение договоренностей, наличие дублирующих друг друга  межгосударственных орга­нов, отсутствие нормальной платежнорасчетной системы, недостаток ресурсов, наличие разнообразных "теневых зон" в отношениях между предпринимателями и многое другое.

      Сотрудничество  не может сразу и во всем обрести устойчивый характер и четкие формы. Однако нужно упорядочить хотя бы то, что наработано, выбрать приоритеты и вести активную работу над их практическим воплощением. Ведь это касается не только экономики. За время существования СНГ по всем вопросам заключено свыше 600 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений, создано примерно 60 межгосударственных координационных и консультативных органов. Однако масштабы выполнения совместных решений и эффективность деятельности коллективных органов невелики. Отсутствует система контроля за реализацией взятых на себя странами обязательств.

      Чтобы кардинально улучшить ситуацию, можно  было бы собрать под эгидой МЭК  экономические звенья СНГ. Оставить в непосредствен­ной компетенции исполкома СНГ остальные вопросы сотрудничества (политические, военные, социально-культурные, гуманитарные). Это позволит более слаженно и оперативно вести работу, не оглядываясь на решение политических и других вопросов. При этом за Межпарламентской Ассамблеей закрепились бы функции отработки правовых основ интеграции, а за совещаниями на высшем уровне - согласование догово­ренностей по принципиальным вопросам.

 

Глава 2. Характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве

     2.1. Общая характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве

 

      В мире все 12 стран СНГ принадлежат к типу стран с переходной экономикой. По уровню доходов на душу населения согласно типологии Всемирного банка 6 стран СНГ (Армения, Азербайджан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Туркмения) относятся к типу стран с низким доходом, а остальные 6 – к типу стран со средним доходом. Кроме того, по уровню ВВП СНГ входит в первую десятку стран по этому показателю, составляя чуть более 4% от общемирового ВВП.

      Но  более интересна и значима  для нас дифференциация стран  внутри самого СНГ. Для того чтобы  продифференцировать их, обратимся  к некоторым экономическим показателям.[9, с.61]

      По  уровню ВВП стран Содружества на первом месте далеко впереди всех других стран стоит Россия (ВВП которой в 2006 году равнялся 1697,5 млрд. долл., что составляло 3,09% от общемирового и примерно 75% от уровня ВВП СНГ). На втором месте с большим отрывом идет Украина с ее 263 млрд. долл., на третьем Казахстан (131,8 млрд. долл.) и на четвертом Белоруссия с ее ВВП в 83,5 млрд. долл. Эти четыре страны имеют наибольший уровень ВВП в Содружестве, что говорит о них как о наиболее развитых странах СНГ. По уровню прироста реального ВВП в 2005 году лидерами стали Азербайджан (11%), Беларусь (9%), Таджикистан (8,25%) и Казахстан (8%). Такой темп прироста был обусловлен бурным ростом производства в течение нескольких лет подряд, а также быстрым увеличением экспорта природных ресурсов. Также существенный подъем производства связывается многими экономистами с увеличением спроса и личного потребления людей. В целом же по СНГ рост ВВП составил 7%.

      По  уровню жизни, измеряемому в первую очередь показателем валового национального  дохода по паритету покупательной способности, среди стран СНГ Россия стоит  особняком, намного опережая другие страны СНГ. Ее ВНД по ППС в 2003 г. составил 1 279 млрд. долл., что равняется 8 920 долл. на душу населения. На втором месте  по этому показателю стоит Казахстан  с его 92 млрд. долл. ВНД по ППС, т.е. отрыв от России составляет почти 13 раз! Однако при численности населения  в 15 млн. человек ВНД по ППС на душу населения составляет 6 170 долл., и отрыв т России здесь ужу  не такой большой. Третье место занимает Беларусь: 59 млрд. долл. ВНД по ППС  и 6 010 долл. ВНД по ППС на душу населения. На четвертом месте идет Туркменистан, который в 2006 г. сумел опередить  Украину по показателю ВНД по ППС  и который, по данным Всемирного банка, вплотную приблизился к Казахстану и Беларуси (что в первую очередь  связано со значительными доходами от продажи нефти и газа). Украина  же намного опережает подгруппу  республик Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия), среди которых особенно отстающей выглядит Грузия. И наконец, подгруппу самых бедных (можно сказать, «по-африкански бедных») стран СНГ составляют европейская Молдова и три центральноазиатских государства – Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.

      Что касается ситуации в сфере занятости, то к концу 2008 года численность безработных  в СНГ по данным ООН и ЮНКТАД равнялась 10 млн. человек или 8% экономически активного населения. Весьма существенной стоит проблема безработицы в  Армении и Грузии (9% и 11,5% экономически активного населения соответственно в 2006 году). Довольно существенной была и остается проблема безработицы  в России, где, по данным Росстата, было зарегистрировано 7,75% безработных в 2006 году и около 5 млн. безработных  или 6,6% от экономически активного населения  в 2008 году. В остальных странах  региона уровень безработицы  находится примерно в пределах своего естественного уровня  в этих странах. Но стоит также отметить, что сегодня практически отсутствуют какие-либо данные об уровне безработицы в Туркмении.

      По  региону в целом на 2006 год наблюдалось  некоторое снижение темпов развития инфляции, но между отдельными странами в этом отношении имелись существенные различия. В пяти государствах инфляция на 2008 год измерялась двузначными  цифрами: в России (13,3%), Беларуси (14%), Туркменистане (11,6%), Узбекистане (15%) и  Украине (12,5%). Это, так сказать, страны-лидеры СНГ по инфляции. А медленнее всего  в 2008 году инфляция шла в Азербайджане (4%), Армении и Киргизии (по 4,5%). В  «странах-лидерах СНГ по инфляции»  темпы роста инфляции подпитывали  рост инфляционных издержек, поскольку  затраты на оплату труда увеличивались  быстрее, чем цены производителей. В  некоторых странах, в том числе  и в СНГ, повышение темпов инфляции вызывают также проблемы со стороны  предложения, как например закрытия нескольких нефтеперерабатывающих  заводов на Украине.

      По  данным на 2006–2008 год сальдо внешней  торговли СНГ оставался отрицательным, однако у четырех стран – России, Беларуси, Украине и Казахстане –  оно было положительным. Самым низким сальдо внешней торговли в 2008 году было у Молдовы (-34 как% от ВВП). Эти же страны имеют и положительное сальдо текущего платежного баланса. Но страны СНГ с возрастающим импортом и  отрицательными сальдо платежного и  внешнеторгового балансов все же не испытывали трудностей, поскольку  важным источником финансовых ресурсов оставались прямые иностранные инвестиции. Объем внутренних инвестиций, по подсчетам  Всемирного банка, в России и других странах СНГ в 90-х гг. составлял 27–30% ВВП (в 1996 г. -21%). С 1997 г. ВВП СНГ  увеличивается, но весьма медленно –  менее чем на 1%. А к 2003 году лидерами в получении прямых иностранных  инвестиций стали в Россия, Казахстан и Азербайджан.

      Итак, условно мы можем разделить (продифференцировать) страны СНГ на три подгруппы: страны-лидеры СНГ по основным экономическим показателям (Россия, Казахстан, Беларусь, Туркмения, Украина); «страны-середняки в рамках СНГ» (Азербайджан, Армения, Грузия) и самые бедные государства Содружества (Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия).

      Основную  роль играют в СНГ играет, конечно, первая пятерка стран. На их долю приходится 82% ВВП СНГ и около 70% всего промышленного производства. Тенденции в экономике СНГ подтверждают это. Например, в 2008 году первое место в СНГ по промышленному росту занял Азербайджан – 20%. Беларусь заняла второе место среди стран постсоветского пространства по росту промышленного производства. По данным Статистического комитета СНГ, рост промышленного производства в Беларуси составил 18%. Украина заняла третью позицию по этому показателю, где только в первом полугодии промышленное производство увеличилось на 7,5%, в Кыргызстане – на 6%. Россия с показателем 5,8% заняла шестое место. Далее следуют Молдова (4,6%) и Казахстан (3,8%). Снижение производства было зафиксировано в Таджикистане (на 3,9%) и в Армении (на 0,2%).[3, с. 20]

      Рассмотрим  на примере экономики Белоруссии значимую роль стран-лидеров СНГ  в этом объединении и в его  развитии. В экономике Белоруссии уже несколько лет наблюдаются  положительные тенденции. Продолжается экономический рост. Средний прирост  ВВП в год за последние 5 лет  составил 6%. Среднегодовой прирост  промышленности составил также 8%, реальная заработная плата росла примерно 16,5% в год. Но наблюдались и негативные процессы. Возросла доля убыточных предприятий до 23% в 2007 году), уменьшился размер рентабельности многих предприятий в 1,7 раза по сравнению с 1999 годом. Экономический же рост некоторыми экспертами объясняется тем, что он обеспечивается за счет истощения накопленных ранее ресурсов. Уменьшился и приток инвестиций в национальную экономику Белоруссии. Одновременно с этим растет и бремя социальных расходов белорусского бюджета, ведь, как известно, социальная сфера и ее развитие является «козырной картой» правительства Лукашенко. Но в то же время благодаря этому создаются новые рабочие места и внутренний спрос. Благодаря этому в Белоруссии один из самых низких в СНГ – всего 2,5% от экономически активного населения в 2008 году.

      При этом главным экономическим партнером  страны является Россия, что приносит выгоду многим Белорусским предприятиям, да и всей ее экономике в целом. Яркий пример этого – завод  МАЗ, грузовики которого пользуются хорошим спросом в России и  других странах СНГ и в то же время на 80% состоят из российских деталей и узлов.

Информация о работе Роль и место стран СНГ в мировом хозяйстве