Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа
Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться)
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
-ценовую (конкуренцию на
-неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного
соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник
(торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном
счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в
пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что
на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не
всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна
только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме
приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую
конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в
следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с
которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни
возможностей;
-для проникновения на рынки с новыми товарами;
-для укрепления позиций в
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у
конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания
потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение
требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность,
ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов).
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой
информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Среди западных экономистов существуют различные точки зрения о влиянии рекламы на степень конкуренции в различных отраслях. Антиконкурентная точка зрения утверждает, что реклама является формой убеждения, которая усиливает дифференциацию продукта в сознании потребителей, позволяя фирме получить большую степень монопольной власти на рынке. Реклама уменьшает конкуренцию среди существующих фирм отрасли, выступая для них в качестве барьера, защищает от новых потенциальных конкурентов. В противоположность этой, иная, проконкурентная точка зрения рассматривает рекламу как информацию, то есть
как относительно недорогое средство увеличения количества заменителей
продуктов, известных покупателям. Следовательно, реклама делает отрасль более конкурентной.
Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
-промышленный (экономический) шпионаж;
-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
-выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-
подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на много
дешевле;
- махинации с деловой
- сокрытие дефектов и т.д.
Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические
последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к
производителям
подделок. Подделки подрывают авторитет
фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны
имеют еще и низкое качество, поэтому
подделки быстро выходят из строя, ухудшая
тем самым доверие потребителей к фирме,
чья марка была подделана.
2.2. Механизм функционирования конкуренции.
С учетом конкурентных
Имеются возможности для
Имеются определенные
По мере восстановления
Внешняя торговля России ни
по своему объему, ни по структуре
экспорта и импорта не
Необходимо также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной — права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».
Добавим к этому, что в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).
В силу обозначенных причин «уровень безработицы в самом неблагополучном по этому показателю регионе России в 14 раз превышает безработицу в самом благополучном».
А рынок рабочей силы оказывает заметное влияние на экономику в целом. Так, по мнению ряда экспертов, высокая мобильность рабочей силы в США — одна из основных причин того, что экономика страны растет быстрее, чем в государствах Западной Европы.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей.
Для рыночной экономики имеет основополагающее значение.
Исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства, выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены, стимулирует снижение издержек производства и реализации.
Вот почему Президентом РФ поставлена
задача повышения конкурентоспособности
российской экономики как главной задачи
текущего момента.
Глава 3. Развитие конкуренции и конкурентоспособности экономики России.
3.1. Проблемы конкурентных отношений на рынках.
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.