Роль конкуренции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться)

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

         Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.

        Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

        Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры - малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями - за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой - за рабочие места; между банками - за объекты кредитования, вложения капитала).

        Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере. 

Заключение. 

         Сегодня,  можно  с  удовлетворением  констатировать,  что  традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими  странами в  области  теории  и  практики  конкуренции,  по  крайней  мере,   перестал углубляться. Реальный переход к рыночным  отношениям  объективно  потребовал более серьезного отношения к этому 

         Особенность ситуации состоит и в том, что в  распоряжении  российского

бизнеса  находится  теоретический  и  огромный  практический  опыт   мировой

конкуренции.  Есть  возможность,  не  теряя   времени   на   самостоятельные

разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения  проблемы,  чтобы избежать  дорогостоящих  ошибок.  В  создавшихся  условиях  особенно   важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на  этой  основе  предложить механизм выбора таких  приемов  и  методов  конкуренции,  которые,  с  одной стороны, отвечали  бы  особенностям  развития  конкретного  производства,  с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

         Опыт последних лет свидетельствует об  усилении  конкуренции  во  всех

сферах  рыночной   деятельности.   Появление   большого   количества   новых

предприятий  и  организаций,  либерализация   импорта,   образование   рынка

капитала, внедрение на российский  рынок  иностранных  компаний  -  все  это

значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение  предложения  товаров  и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса  —  с  другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

         Как показала практика, большинство российских предприятий не готово  к

активному ведению  конкурентной  борьбы.  В  условиях  либерализации  цен  и

скачка  инфляции промышленность оказалась  в  таком  тяжелом  положении,  что сколько-нибудь  серьезные  инновации,  связанные  с  усилением  конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И, тем не  менее,  выход из  тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания  конкурентоспособного производства, ориентированного на  нужды потребителей.  И в этом  смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим  фактором,  но  и  условием выживания предприятия.

         Конкуренция является необходимым и определяющим условием    нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы:

         1) она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

         2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

         3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

         К числу негативных сторон можно отнести:

         1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

         2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

           3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка        мощностей в периоды производственных спадов.

         К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства.

         Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

         Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

         Конкуренция является необходимым и определяющим  условием  нормального функционирования рыночной экономики.  
 
 
 

 

 
 

Информация о работе Роль конкуренции в рыночной экономике