Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.
В связи с поставленной целью, основными задачами работы явились:
исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий и факторов развития;
отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом;
определение государственных мер поддержки малого предпринимательства в период экономического кризиса и возможности улучшения развития малого бизнеса.
Введение. 3
1. Сущность малого бизнеса. 6
1.1. Малый бизнес, его особенности и специфика. 6
1.2. Малый бизнес основа современной рыночной инфраструктуры. 13
1.3. Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью. 16
2. Государственная поддержка малых предприятий. 20
Заключение. 29
Список используемой литературы.
1) При расчете показателя за 2002-2007 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.
Согласно статистическим данным, в количестве малых предприятий в России наблюдается рост численности субъектов малого предпринимательства. В 2007 году число малых предприятий превышает 1 млн., занятость на одно предприятие выросла на 6,7%, однако в крупных городах и в центральной части России малый бизнес развивается хуже, чем на северо-западе. Таковы главные выводы доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) о динамике развития малых предприятий в 2007 году. Малые предприятия в России по таким показателям, как объемы оборота, численность работников, налоговые поступления, имеют достаточно хорошие результаты.
Малый бизнес должен способствовать решению ряда экономических задач: поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; наполнить рынок товарами и услугами; создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности.
1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С КРУПНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза. Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. Для России процессы взаимодействия крупного и малого бизнеса актуальны еще и потому, что в состоянии неустойчивости, в котором находится и крупный, и малый бизнес процессы взаимного перетекания различных видов ресурсов между предприятиями должны приводить к повышению эффективности их использования.
Многие проблемы и возможности для развития малого бизнеса лежат в сфере взаимодействия с крупными предприятиями. С одной стороны, крупные предприятия могут оказывать негативное влияние на малые предприятия через жесткую, в том числе и недобросовестную конкуренцию, постепенный захват рынков, на которых действуют малые предприятия. С другой стороны, крупные предприятия являются заказчиками для малых предприятий, делегируют им часть своих функций, используя их гибкость, сравнительно небольшую величину накладных расходов.
Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА
Становление и развитие малого бизнеса для России – жизненно важная задача. Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.
В настоящее время правительство РФ уделяет много внимания на развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Целью государственной политики в области модернизации структуры экономики, на основе оптимизации, сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, таким образом, является расширение комплексной поддержки малого предпринимательства, которая направлена на снижение рискованности малого бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом « О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:
Формирование инфраструктурной поддержки и развития малого предпринимательства;
Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификация их продукции, представление государственной статистики и бухгалтерской отчетности;
Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.
Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики, в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Одним из стимулирующих факторов в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Правительство России рассмотрело поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, налоги на прибыль, добавленную стоимость, с продаж и на имущество заменены единым налогом. При этом предприниматели будут освобождены от уплаты единого социального налога.
Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина обсудила основные положения Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, на встрече с представителями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" создана 18 сентября 2002 года. Основными задачами организации являются защита прав и интересов предпринимателей; борьба с коррупцией; создание благоприятного бизнес-климата в российских регионах; содействие обеспечению доступа малого и среднего бизнеса к имущественным и финансовым ресурсам; стимулирование развития предпринимательской активности и многое другое. Отделения ОПОРЫ РОССИИ действуют в 80 регионах РФ и объединяют более 340 тысяч человек, которые создают около 4,5 млн. рабочих мест. Членом организации может стать любой гражданин, достигший 18 лет, а также юридические лица – общественные объединения. С 1 июля 2009 года вступает в силу новый Федеральный закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13 видов бизнеса. В частности, это относится к предоставлению гостиничных и бытовых услуг, общепиту и розничной торговле, а ведь именно в этих сферах подавляющее число предприятий – субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Плановые проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. В настоящее время Минэкономразвития ведет разработку необходимой нормативной базы для того, чтобы обеспечить своевременное вступление в силу норм закона. В конце 2008 года были внесены изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказах. Обеспечение допуска малых и средних предприятий к госзаказу, конкуренция при размещении госзаказа, принесут, по оценкам Минэкономразвития, триллион рублей в год для малого бизнеса. Требование об обязательной квоте для малого предпринимательства теперь распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков, а также при проведение аукционов.
Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике