Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.
В связи с поставленной целью, основными задачами работы явились:
 исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
 определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий и факторов развития;
 отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом;
 определение государственных мер поддержки малого предпринимательства в период экономического кризиса и возможности улучшения развития малого бизнеса.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность малого бизнеса. 6
1.1. Малый бизнес, его особенности и специфика. 6
1.2. Малый бизнес основа современной рыночной инфраструктуры. 13
1.3. Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью. 16
2. Государственная поддержка малых предприятий. 20
Заключение. 29
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль малого бизнеса в рыночной экономике 2009.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

В 2009 году будут установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость присоединения не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а от 15 до 100 кВт - можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.

В 2009 году требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний еще на 25 млрд. рублей. Также будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний.

  Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования. Меры, предпринимаемые правительством для поддержки кредитования малого бизнеса, сосредоточены на нескольких направлениях. Завершается процесс создания фонда содействия кредитованию малого бизнеса, подписываются соглашения с банками. У предпринимателей появится возможность под гарантии фонда взять кредит в банке. Такие кредиты будут выдаваться по вполне приемлемым ставкам.

  Во-первых, это программа Внешэкономбанка, 5 февраля одобренная наблюдательным советом ВЭБа. На реализацию данной программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд. руб. в капитал Внешэкономбанка. Внешэкономбанк будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии с региональными лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом. Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации верхнего уровня, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.

  Во-вторых, банкам предоставляется длинный ресурс – субординированный кредит в капитал второго уровня при условии наличия портфеля кредитов, в том числе кредитов малому бизнесу. Решение о том, что предоставление субординированных кредитов Внешэкономбанком будет осуществляться на условиях и только тем банкам, у которых уже имеется портфель кредитов в приоритетных секторах, причем к приоритетным секторам отнесены кредиты малому бизнесу, принято наблюдательным советом ВЭБа.

  Отдельно Э. Набиуллина рассказала о Федеральной программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Министр подчеркнула, что, несмотря на осуществляемую оптимизацию бюджетных расходов, в отношении данной программы принято решение о существенном увеличении ее финансирования до 10,5 млрд. руб. (то есть более чем в 2,5 раза).

  Также делается ставка на развитие системы региональных гарантийных фондов, позволяющих преодолеть кризис недоверия, снижение ликвидности бизнеса, компенсировать увеличенные требования к размеру залога и, возможно, частично заместить кредиты, выдаваемые под залог готовой продукции и без обеспечения.

  В целом предлагаемая на 2009 год «Программа антикризисных мер Правительства РФ» должна не только обеспечить социальную защиту населения и уменьшить масштабы спада, но создать условия, чтобы в следующем году мы смогли избежать стагнации, и перешли к экономическому росту. В том числе – и за счет развития малого и среднего бизнеса», - заключила Э.Набиуллина.

В 2009 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действии чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры,   Министерства  внутренних  дел  России, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты, в том числе при проведении контрольных мероприятий с целью  выявления необоснованных препятствий осуществлению предпринимательской деятельности

Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Впервые  предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета  на развитие малого и среднего бизнеса - до 60 % в течение первого - третьего квартала текущего года.  В 2009 эти субсидии впервые отнесены к числу приоритетных мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В 2009 году будут также приняты дополнительные меры по поддержке развития малого и среднего бизнеса:

      формирование законодательной основы микрофинансовой деятельности, совершенствование законодательства о кредитной кооперации как составной части финансовой системы Российской Федерации;

      организация мониторинга создания новых рабочих мест в субъектах Российской Федерации;

      развитие альтернативных форм организации торговой деятельности, включая ярмарки выходного дня, в целях обеспечения населения доступными товарами повседневного спроса;

      совершенствование системы сертификации сельскохозяйственной продукции, обеспечивающее максимально быструю поставку скоропортящейся продукции в торговые объекты;

      совершенствование законодательства о преимущественном праве выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества в части установления принципа добросовестности арендатора;

      введение административной ответственности государственных и муниципальных заказчиков за невыполнение требований федерального закона об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства.

   Как отмечается в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ за 2007 год, «там, где развивается малый бизнес, меньше бедных, ниже показатели смертности и формируется средний класс», являющийся залогом социально стабильного и экономически развитого общества. Несмотря на все трудности, присущие настоящему периоду развития, малый бизнес, остается ключевой потенциальной «точкой роста» российской экономики, чему способствуют его возможности по адаптации к изменению конъюнктуры рынка и сокращению уровня затрат, а также высокая инновационная активность. Признание роли малого бизнеса в современном обществе характеризует новый профессиональный праздник - День российского предпринимательства, который отмечается 26 мая.  Он установлен указом Президента РФ №1381 от 18 октября 2007 года.

   В Стратегии развития страны до 2020 года на малый бизнес возлагаются большие надежды по переводу экономики на инновационный путь развития, по формированию среднего класса и созданию новых рабочих мест, по развитию подлинной конкуренции. Эти надежды подтверждаются опытом высокоразвитых стран. Уже сегодня малый бизнес приобретает совершенно новое качество для активных и творческих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

  Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время  наша страна,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны, малый бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся  в  России кризисной  ситуации  была  бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Главным аргументом в пользу приоритетности государственной поддержки малого предпринимательства должна стать эффективность реализуемых мер, именно малый бизнес может оказать на экономику благотворное влияние.

  Индивидуальное предприятие является базовой ячейкой рыночной экономики. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Обеспечивая преобладающую часть рабочих мест и выплачивая налоги, он служит главной опорой социальной политики государства. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам.

  Малый бизнес максимально мобилен, у него нет значительных капиталовложений, которые могут потянуть его на дно. Более того, любой кризис обостряет творческие способности, он заставляет придумывать что-то новое, интересное и максимально экономичное. Поэтому именно в секторе малого и предпринимательства могут появиться идеи, которые окажутся привлекательными для капиталовложений, малый бизнес может сыграть и положительную роль в краткосрочной перспективе, поскольку он отвечает за такие элементарные потребности людей, как еда, одежда и т.д., то есть за то, что людям необходимо вне зависимости от финансового положения. Благодаря своей оперативности он может быстро заполнить пустоты, которые есть на рынке. И как следствие, такой бизнес будет являться одним из привлекательных секторов для банковского кредитования.   

 Однако уязвимость рыночных позиций малого бизнеса, обусловленная сравнительной слабостью его финансовой базы, требует от государства оказания этому сектору активной и многосторонней поддержки, без чего использование имеющегося у него потенциала становится невозможным.

На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.                  Волконский В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире / В.А. Волконский, Ю.К. Крюков // Экономика и математические методы. - 2005. - Т.41, №1.

2.                  Габашникова О.Л. Взаимодействие малого и крупного бизнеса и госуд. поддержка предпринимательства. Автореф. дис. Канд. Экон. наук. Новосибирск. 2004.

3.                  Информационный сервер по поддержке предпринимательства SMB – support.ORG

4.                  Информационный портал малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ в интернете.

5.                  Константинова Л.Ф. Проблемы малого бизнеса: учебное пособие.- Иркутск: издательство БГУЭП, 2004.- 123 с.

6.                  Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие.- 2-е изд., доп. и перераб. М.: Гелиос АРВ,1999.-751с.

7.                  Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика»/ Под ред. В.Я. Горфинкеля.-3-е изд. перераб. И допол. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

8.                  Малое предпринимательство в России, 2006: статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). - М.: Федерал, служба гос. статистики, 2006. - 134 с.

9.                  Налоговый кодекс Российской Федерации закон №104-ФЗ от 24.07.2002г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

10.             Национальный институт системного исследования проблем предпринимательства www.nisse.ru

11.             Носова С.С. Экономическая теория: Учебник/ С.С. Носова – 2-е изд. – М.:КНОРУС, 2008 – 800с.

12.             Предпринимательство: учебник для экономических вузов / ред. В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 581 с.

13.             Росс. Статистический ежегодник 2007.:Стат.сб. – М.:Росстат.,2008.

14.             Ресурсный центр малого предпринимательства в интернете.

15.             Российская газета: выпуск №4427 от 31.07.2007: Федеральный закон РФ от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России».

16.             Собрание законодательства Российской Федерации: Еженедельное официальное издание Администрации Президента Российской Федерации.- Изд. с 1992 г. - М.: Юрид. лит. - 2004. - № 45.-Ст. 4377.

17.             Указ Президента РФ №1381 от 18 октября 2007 года.

18.             Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

19.             Федеральный закон « О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

20.             Черник И. П. Малый бизнес в России.- Ростов-Н/Д: Феникс, - 2004г.

21.             Экономика: Учебник. 3-е изд. Перераб. и доп. /Под редак. Доктора эконом. Наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ. 2005. -896с.

22.             Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп. / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 672 с.

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике