Роль малого бизнеса в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы. Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и место малого бизнеса в обществе....................................................5
1.1 Понятие малого бизнеса...................................................................................5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.........................8
2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России......................10
2.1 Проблемы становления малого бизнеса........................................................10
2.2 Регулирование развития малого бизнеса......................................................14
3 Пути решения проблем малого бизнеса..........................................................18
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

5А_Экономика отрасли_Реферат_Касумбекова ВВ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Чем обусловлена такая  эволюция? Многие специалисты определяют следующие причины. Малый бизнес достаточно гибок и может легко изменяться в зависимости от возникающих условий и непреодолимых обстоятельств. Малое предприятие, как правило, имеет несложную управленческую структуру, когда официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражаются в одном лице.

Ещё одно преимущество малого бизнеса - это тесная взаимосвязанность  сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.[4]

Кроме того, любое малое  предприятие может отличиться высокой  скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.

Невысокие расходы на содержание большого штата управленцев позволяют значительно экономить и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.

Важным преимуществом  малого бизнеса, обеспечивающим его  эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в  случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом  быть разоренным, т.е. велика степень  риска. Многое зависит не столько  от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса  могут выделить незначительную часть  капитала. Есть ограничения и в  получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента. Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.

У предприятия нет  возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.[4]

Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство  обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у  малых предприятий имеются и  уязвимые места. Главное из них - малая  величина индивидуального капитала. Характерный для малого бизнеса  низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства.

 

2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России

2.1 Проблемы  становления малого бизнеса

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов  малый бизнес может стать основой  экономики: в наших условиях он может  стать лишь связующим звеном, которое  обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в  России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление  о предпринимательстве как о  чем-то плохом, неприязненном, а о  предпринимателе - как о спекулянте. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции. Список проблем малого бизнеса представлен в таблице 1.[6]

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о  том, что малые предприятия и  малое предпринимательство нуждаются  во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения.

 

Таблица 1

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения  и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность  партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Коррупция, взятки

12

Недостаток материальной базы

13

Финансовая политика государства, действия ЦБ

14

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

15

Высокие цены на сырье  и материалы

16

Монополия государства, госпредприятий

17

Трудности с арендой

18

Разрыв экономических  связей

19

Недостаток информации

20

Недостаток культуры, опыта

21

Необязательность партнеров

22

Проблемы собственности

23

Кадровые проблемы

24

Недостаток собственных  средств

25

Невыгодность производства

26

Большая, громоздкая отчетность

27

Невыгодность инвестиций' и

28

Конкуренция

29

Несовершенство рынка

30

Недоверие западных партнеров

31

Отрицательное отношение.


 

Неоправданно высокое  налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют  предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.

Монополия государства  одна из самых болезненных проблем  для малого бизнеса. Существует три  основных монополиста. Это энергогенерирующие, энергопередающие и энергосбытовые компании. Малому бизнесу очень тяжело с ними договориться. Существует факт неравенство конкуренции. В России 24 компании производят 30 процентов ВВП страны. На рынке существует мало субъектов, а это говорит о том, что нормальная конкуренция не может существовать и малому бизнесу тяжело в этих условиях.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов. Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками.

Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне – небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень, немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю. С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.[11]

 

2.2 Регулирование  развития малого бизнеса

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура  и динамика в решающей степени  зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

Из опыта стран с  развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса  общее состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике страны