Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы. Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и место малого бизнеса в обществе....................................................5
1.1 Понятие малого бизнеса...................................................................................5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.........................8
2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России......................10
2.1 Проблемы становления малого бизнеса........................................................10
2.2 Регулирование развития малого бизнеса......................................................14
3 Пути решения проблем малого бизнеса..........................................................18
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................24
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ
должны быть привлечены не столько
средства государственного бюджета, сколько
возможности частного - отечественного,
а при необходимости и
В период до 2010 года "Основные
направления в области
Программы кредитования малого бизнеса действует в 21 регионе России с июля 2004 года. Ее цель увеличить роль малого бизнеса в экономике России, упростить доступ к кредитным ресурсам предприятий малого бизнеса. А также существенно увеличить кредитный портфель ВТБ. Вклад в ВВП от малых предприятий составляет 12-14% в настоящее время. По словам руководителей банка, на сегодня уже 1842 клиента получили кредит в рамках данной программы. Кредит предоставляется до 1 млн. долл. сроком на три года. [11]
Следует отметить, существующая ранее практика предоставления льготных кредитов через систему фондов поддержки малого предпринимательства в настоящий момент практически сведена к нулю.
Необходимо отметить, что эта проблема является значимой, прежде всего, для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).
Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.
Несмотря на предпринимаемые
государством меры по совершенствованию
налогового законодательства, налоговый
пресс на предпринимательскую
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.
Отсутствие или
Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, слабо учитывают их специфику в сфере малого предпринимательства, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий, особенно имеющих трудовые отношения с предпринимателями без образования юридического лица, неудовлетворительному положению в области охраны труда, техники безопасности.
Низкая социальная защищенность работников малых предприятий вызывает трудности с наймом высококвалифицированных кадров. Отсутствие профессиональных знаний, в том числе, в области экономики и управления у предпринимателей снижают эффективность работы предприятий малого предпринимательства.
Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.
Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.
3 Пути решения проблем малого
Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
Основные направления
государственной поддержки, позволяющей
реализовывать потенциальный
1. Устранение административных
ограничений для развития
В этой связи особую важность
приобретает потребность в
2. Необходимость скорейшего
и резкого уменьшения
Необходимо ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство, ухудшающих положение малого и среднего бизнеса, до разработки новой системы налогообложения.
Целесообразны дальнейшие упрощение системы налогообложения для малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории малого бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций. Имеет смысл отменить требование обосновывать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров.
Устанавливая такую систему налогообложения, как уменьшение суммы налогового платежа на некоторую долю процента за каждого заявленного наемного работника при условии, что его заработная плата находится на уровне средней по России, можно не только установить льготы малому бизнесу, но и решить проблемы занятости и обеспечения соответствующего уровня заработной платы наемным работникам.
Налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.
3. Концентрация финансовых
средств, поступающих на