Роль малого бизнеса в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы. Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и место малого бизнеса в обществе....................................................5
1.1 Понятие малого бизнеса...................................................................................5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.........................8
2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России......................10
2.1 Проблемы становления малого бизнеса........................................................10
2.2 Регулирование развития малого бизнеса......................................................14
3 Пути решения проблем малого бизнеса..........................................................18
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

5А_Экономика отрасли_Реферат_Касумбекова ВВ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Перечислим важнейшие  факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая обстановка в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • политика государства в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • правовое обеспечение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни населения;
  • цивилизованность предпринимательства.[1]

В настоящее время  в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически  по всем вышеприведенным пунктам  условия далеки от оптимальных. До тех  пор, пока основой хозяйственного механизма  в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

    • нормативно-правовое;
    • финансово-кредитное;
    • информационно-техническое;
    • организационное;
    • кадровое и консультационное обеспечение;
    • внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько  средства государственного бюджета, сколько  возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

В период до 2010 года "Основные направления в области финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого предпринимательства" предусматривала полный переход к универсальной "одноналоговой" или патентной системе налогообложения всей сферы малого предпринимательства на основе расширения рамок действия Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; замена прямого кредитования малого предпринимательства системой гарантий, формирование общенациональной системы банков поддержки малого предпринимательства, кредитующих под соответствующие гарантии оборотный капитал и инвестиционные проекты малых предприятий; создание с участием иностранного капитала гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу российского малого бизнеса.

Программы кредитования малого бизнеса действует в 21 регионе России с июля 2004 года. Ее цель увеличить роль малого бизнеса в экономике России, упростить доступ к кредитным ресурсам предприятий малого бизнеса. А также существенно увеличить кредитный портфель ВТБ. Вклад в ВВП от малых предприятий составляет 12-14% в настоящее время. По словам руководителей банка, на сегодня уже 1842 клиента получили кредит в рамках данной программы. Кредит предоставляется до 1 млн. долл. сроком на три года. [11]

Следует отметить, существующая ранее практика предоставления льготных кредитов через систему фондов поддержки малого предпринимательства в настоящий момент практически сведена к нулю.

Необходимо отметить, что эта проблема является значимой, прежде всего, для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в  основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).

Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.

Несмотря на предпринимаемые  государством меры по совершенствованию  налогового законодательства, налоговый  пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Продолжают оказывать существенное негативное воздействие на деятельность предприятий малого предпринимательства органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни.

Несовершенство налоговой  системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией  и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны  государства.

Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.

Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения  в Российской Федерации, слабо учитывают  их специфику в сфере малого предпринимательства, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий, особенно имеющих трудовые отношения с предпринимателями без образования юридического лица, неудовлетворительному положению в области охраны труда, техники безопасности.

Низкая социальная защищенность работников малых предприятий вызывает трудности с наймом высококвалифицированных кадров. Отсутствие профессиональных знаний, в том числе, в области экономики и управления у предпринимателей снижают эффективность работы предприятий малого предпринимательства.

Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.

Предприниматели в целом  считают заинтересованность органов  власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем  это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.  

 

3 Пути решения  проблем малого

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса  необходимо дальнейшее развитие законодательной  и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику  малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

Основные направления  государственной поддержки, позволяющей  реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства: [2]

    • формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
    • расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
    • системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
    • рост числа новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями будет зависеть от следующих условий.

1. Устранение административных  ограничений для развития среднего  и малого бизнеса, негативно  влияющих на предпринимательский  климат. Для этого необходима  реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов «о дебюрократизации». Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне.

В этой связи особую важность приобретает потребность в масштабной ревизии полномочий регулирующих органов, в упорядочении разрешительных, контрольных  и надзорных функций государства  по отношению к хозяйствующим  субъектам. В организации такой ревизии могла бы принять участие и Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства.

2. Необходимость скорейшего  и резкого уменьшения налоговой  нагрузки, прежде всего для начинающих  предпринимателей. В этих целях  надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Необходимо ввести мораторий  на внесение изменений в налоговое  законодательство, ухудшающих положение  малого и среднего бизнеса, до разработки новой системы налогообложения.

Целесообразны дальнейшие упрощение системы налогообложения для малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории малого бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций. Имеет смысл отменить требование обосновывать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров.

Устанавливая такую  систему налогообложения, как уменьшение суммы налогового платежа на некоторую  долю процента за каждого заявленного  наемного работника при условии, что его заработная плата находится на уровне средней по России, можно не только установить льготы малому бизнесу, но и решить проблемы занятости и обеспечения соответствующего уровня заработной платы наемным работникам.

Налоги с малого бизнеса  должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.

3. Концентрация финансовых  средств, поступающих на поддержку  малых предприятий из федерального  и региональных бюджетов, средств  Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства и вне бюджетных источников по таким приоритетным направлениям, как:

    • создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
    • увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
    • эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса; передача государственных финансовых ресурсов на особо льготных условиях специализированным лизинговым компаниям для реализации лизинговых проектов для субъектов малого предпринимательства;
    • формирование, при активном участии государства, венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса;
    • создание с использованием государственного имущества современных элементов инфраструктуры - бизнес-инкубаторов малого бизнеса, научных и инновационных парков («долины», анклавы в российских наукоградах - Арзамасе, Обнинске, Дубне, Пущине и т.д.);
    • оказание поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости. В частности, установить обязательное резервирование производственных площадей и земельных участков с сетевыми коммуникациями, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания производственно-технологических зон малого предпринимательства. Запретить одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого бизнеса по инициативе административных органов без компенсации производственных затрат и без предоставления нового аналогичного участка. Ввести в практику механизм заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого предпринимательства на срок не менее 15 лет (при желании арендатора) с предоставлением им права выкупа данных помещений в рассрочку в течение действия договоров аренды.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике страны