Роль олигополии в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Формы реализации стратегического поведения фирмы - выделяют две основные формы: 1) некооперативное взаимодействие фирм, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке; 2) кооперативное поведение, когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке в значительной степени "единым фронтом".

Содержание

Введение 2
Основные понятия 2
Всеобщая взаимозависимость 5
Организационно-экономические формы концентрации 7
Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. 10
Рыночные и внерыночные формы 10
Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике 17
Заключение 30
Библиографический список 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

Кафедра  Менеджмента.

 

 

Курсовая  работа по дисциплине «Микроэкономика»

на  тему: «Роль олигополии в современной  рыночной экономике»

 

                                   Выполнила – студентка 1 курса,  заочной формы

 обучения , факультета  менеджмента, 

группы МНз-11Колпакова Н.А

Руководитель – к.э.н., доцент Соколова М.А

                                                                                                                                                                                                            Оценка___________

                                                                                                                                                                                                      Дата_____________

                                                                                                                                                                                                         Подпись__________

 

                                                                  

 

Пермь 2013

 

 

Введение

Основные понятия

Олигополия (от др. греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: Принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.1

 

Формы реализации стратегического поведения фирмы - выделяют две основные формы: 1) некооперативное взаимодействие фирм, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке; 2) кооперативное поведение, когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке в значительной степени "единым фронтом".

Модель Курно - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая уровень своего производства, оставляя рынку определение цены произведенного продукта.

Модель Бертрана - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая цены и оставляя рынку определить количество продукции, которое они смогут продать по этим ценам.

Модель Штакельберга - модель олигополии, в которой фирмы движутся последовательно и первый, начавший движение, считается рыночным лидером.

Картель - национальная или международная группа производителей, связанных соглашением о совращении производства с целью увеличения прибылей фирм.

Несовершенный картель - картельное соглашение, в которое входят не все фирмы отрасли.

Х-эффективность картеля - сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли.

Социальные издержки картелизации - потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке.

Всеобщая взаимозависимость

Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам  необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.2

 

Модель ломаной кривой спроса: точка P(нет) — если фирма установит цену на товар выше данного уровня, то конкуренты не последуют за ней.

Модель Курно - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая уровень своего производства, оставляя рынку определение цены произведенного продукта.

Модель Бертрана - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая цены и оставляя рынку определить количество продукции, которое они смогут продать по этим ценам.

Модель Штакельберга - модель олигополии, в которой фирмы движутся последовательно и первый, начавший движение, считается рыночным лидером.

Картель - национальная или международная группа производителей, связанных соглашением о совращении производства с целью увеличения прибылей фирм.

Несовершенный картель - картельное соглашение, в которое входят не все фирмы отрасли.

Х-эффективность  картеля - сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли.

Социальные  издержки картелизации - потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке.

 

 

Организационно-экономические формы концентрации

  • Картель — форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта;3
  • Синдикат — форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;
  • Трест — форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность.
  • Консорциум — временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;
  • Конгломерат — объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления;
  • Холдинг — головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;
  • Концерн — объединение предприятий, связанное общностью интересов.

В подавляющем большинстве  стран мира процессы объединения  предприятий контролируются антитрестовым законодательством.

Некооперированная олигополия. Модели дуополии: модель Курно; модель Чемберлина; модель Штакельберга; модель, отражающая борьбу за лидерство; модель Бертрана, парадокс Бертрана. Модели олигополии: модель Курно; модель Бертрана; модель Штакельберга.

Кооперированная олигополия. Условия, способствующие координации  действий олигополий. Открытые и тайные соглашения. Картель. Причины возникновения  картелей. Проблема нарушения соглашений. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Эвристическое ценообразование как инструмент координации. Социальные издержки картеля.

 

  • межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная конкуренция  — борьба между предприятиями  одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.

  • внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции, специфическая форма  антагонистического соперничества  и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.

Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой процесс перелива капиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала.

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.4

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией и порождает  так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно 5большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель  приобретает весь объем предложения  товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это  проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

 

Методы конкуренции: ценовая и не ценовая.

Рыночные  и внерыночные формы

монополия олигополия монопсония конкуренция

Конкуренция ведется  за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать  друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной  фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

  • повышение качества продукции,
  • снижение цен («война цен»),
  • реклама,
  • развитие до- и послепродажного обслуживания,
  • создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

  • экономический (промышленный шпионаж);
  • подделка продукции конкурентов;
  • подкуп и шантаж;
  • обман потребителей;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • валютные махинации;
  • сокрытие дефектов и т.д.

Информация о работе Роль олигополии в современной рыночной экономике