Роль розничной торговли в современном экономическом развитии Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

В экономической литературе всегда уделялось большое внимание исследованию различных отраслей материального производства. В последнее время в связи с финансово-экономическим кризисом возрос интерес к проблемам финансов. Гораздо меньшее место в экономических работах занимают вопросы развития сферы обращения, в том числе розничной торговли. Между тем в этом секторе экономики, играющем огромную роль в реализации товаров и экономическом развитии в целом, происходят крупные изменения, заслуживающие специального анализа.

Вложенные файлы: 1 файл

Бирюкова_ВКР!!!.docx

— 849.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Национальный исследовательский университет  
«Высшая школа экономики»

 

 

 

Факультет Мировой экономики и мировой политики

Кафедра Мировой экономики

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

На тему «Роль розничной торговли в современном экономическом развитии Великобритании»

 

 

 

Студент группы № 463

Бирюкова Мария Александровна

Руководитель ВКР

Профессор кафедры Мировой экономики

Доктор экономических наук

Хесин Ефим Самуилович

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

 

 

 

Введение

 

В экономической литературе всегда уделялось большое внимание исследованию различных отраслей материального производства. В последнее время  в связи с финансово-экономическим кризисом возрос интерес к проблемам финансов. Гораздо меньшее место в экономических работах занимают вопросы развития сферы обращения, в том числе розничной торговли. Между тем в этом секторе экономики, играющем огромную роль в реализации товаров и экономическом развитии в целом, происходят крупные изменения, заслуживающие специального анализа.

В последнее время широкое развитие получили современные методы продажи розничных товаров. Еще в 2009 году интерес к данной теме только начинал зарождаться. Про реализацию товаров через Интернет было написано немного, а также не хватало фактических данных по этой теме, но и тогда Интернет-торговля была очень привлекательна для потребителей – также ее развитию способствовал недавний экономический кризис, когда большинство покупателей начали переключаться  на онлайн-покупки в целях экономии.

Важно отметить, что в связи с тем, что  Интернет не так давно используется в повседневной жизни, эта проблема мало изучена в экономической литературе.

«За последние 10 – 12 лет розничная Интернет торговля в европейских странах непрерывно наращивалась и в 2011 году ее оборот составил около 97 миллиардов евро; при сегодняшних темпах роста к 2016 году оборот Интернет-торговли вырастет до 170 – 172 миллиарда евро и составит более 14% оборота1.»2

Все новые и новые нтернет-магазины появляются в различных отраслях и традиционные ритейлеры динамично выходят в глобальную сеть.

«Выбор Великобритании в качестве объекта  исследования влияния Интернета на развитие розничной торговли не случаен.  Эта страна и США - родоначальники многих форматов розничной торговли  в целом. Они законодатели мод в этой сфере, так сложилось исторически в связи с бурным  развитием торговли в этих странах. Розничная торговля   является важнейшим сектором экономики, претерпевающим кардинальные изменения в кризисной ситуации. Меняется ситуация в стране, меняется розничный рынок, меняются покупатели. Тема онлайн торговли является злободневной в данный момент. Для успешного развития компании на розничном рынке необходимо использовать маркетинговые стратегии. Маркетинг в рознице  - это не только успешная продажа товаров по подходящей цене. Это философия каждого формата магазина, его концепция и стратегическая цель.

Классические ритейлеры всерьез обеспокоены, что их магазины используются как витрины для демонстрации товара и примерочные, а основной объем продаж переходит в Интернет. Отсюда актуальность изучения роли, которую  Интернет играет в  развитии розничной торговли Великобритании. Актуальность темы исследования обусловлена также быстрым и целенаправленным развитием технологий, образованием новых розничных форматов со своим набором услуг и своими преимуществами. Потребители при выборе определенного формата магазина должны видеть его основное преимущество, отличающее его от конкурентов.»3

Изучение британского опыта представляет интерес для развития отечественной розничной торговли. В России еще не настолько хорошо распространены онлайн продажи, но, возможно, в скором времени это изменится и наши ритейлеры будут озадачены внедрением новой бизнес модели онлайн ритейл. Изучение данной темы поможет сделать выводы относительно развивающегося розничного сектора.

Данная дипломная работа является продолжением и развитием исследования, проведенного в курсовой работе «Влияние Интернета на развитие розничной торговли в Великобритании» автора Тынкован (Бирюковой) М.А. в 2012 году.

Объектом данного исследования является британская розничная торговля, предметом - влияние Интернета на розничную торговлю Великобритании.

Цель исследования - изучить роль розничной торговли Великобритании в ее современном экономическом развитии, а также влияние на нее появления и внедрения Интернета.

В ходе работы необходимо выполнить следующие задачи, поставленные согласно с целью исследования:

1. Определить место розничной торговли в экономике Великобритании;

2. Проанализировать структурные сдвиги в британской розничной торговле;

3. Исследовать влияние Интернета на структуру розничной торговли.

 

 

 

  1. Место розничной торговли в британской экономике

 

    1. Понятие розничная торговля, ее виды и особенности функционирования

 

Розничная торговля является важнейшим элементом в экономике любой страны. В конечном итоге все усилия по разработке, производству, продвижению товаров и услуг имеют своей целью продажу результатов этого труда конечному потребителю. Розничная торговля выступает в роли связующего звена - закупает товары у производителей, распределяет по сети магазинов, показывает товары на полке, проводит консультацию и помогает сделать выбор покупателю. Также предприятия торговли зачастую осуществляют функции по работе с претензиями, браком, оказывают услуги по гарантийному и постгарантийному обслуживанию, а также организуют доставку и установку товаров, если это необходимо.

 

При всём многообразии форм розничной торговли, главным для торговых предприятий является построение долгосрочных и доверительных отношений с покупателем, предлагая при этом удобный сервис и конкурентноспособные цены.

Розничная торговля выполняет множество функций, главные из них заключаются в следующем:

• Исследовать рыночную конъюнктуру;

• Определить спрос и предложение на конкретный товар;

• Поиск товаров для розничной торговли;

• Отбор товаров, а так же их сортировку;

• Осуществить оплату товаров,  доставленных от поставщика;

• Провести операции, связанные с приемкой товаров, их хранением и маркировкой и ценообразование;

• Оказать поставщикам и потребителям, различные услуги.4

«Современные форматы торговли в общем обороте розницы Великобритании имеют большую долю:

- в продовольственной  рознице - 83%;

- непродовольственной рознице - 89%.

Современные магазины имеют следующий формат: это магазин, предлагающий покупателям широкий ассортимент товаров, как правило эти магазины имеют большую площадь (более 400 кв.м) и на своей территории размещают дополнительные сервисы, такие как банкомат, различные кафе, платные или бесплатные парковки и многое другое.»5

Розничные предприятия делятся на два основных класса: торгующие в основном продуктами питания (food retailers) и торгующие непродовольственными товарами (non-food retailers).

Основные форматы продуктовой розницы:

  • дискаунтеры («Алди» (Aldi), «Лидл» (Lidl) и др.);
  • супермаркеты («Теско Экспресс» (Tesco Express), «Сейнзбериз» (Sainsbury’s) и др.);
  • гипермаркеты (где уже появляется значительный ассортимент непродовольственных товаров) («Теско Суперсторс» (Tesco Superstores), «Асда» (Asda) и др.).

Основные форматы непродовольственной розницы:

  • специализированные по виду товаров (одежда, спорт, электроника и т.п.) – «Маркс энд Спенсер» (Marks&Spenser), «ДиДжей Спортс» (JD Sports), «Диксонс» (Dixons);
  • универсальные (department stores) – «Джон Льюис» (John Lewis), «Дебинхэмс» (Debenhams) и т.д.;
  • магазины торговых марок (в основном мода и спорт) -  «Берберри» (Burberry) , «Найк» (Nike) и др.

«Бизнес розничного магазина заключается в том, чтобы реализовать продукцию поставщиков. Крупные же сетевые торговые предприятия выставляют на продажу товар, собственного производства под той же маркой, что и название ритейлера. Собственные торговые марки (СТМ) получили наибольшее развитие в Великобритании, доля собственных торговых марок в розничном обороте Великобритании составляет 40-45%.6

Развитие собственных торговых марок можно проанализировать на примере Великобритании. Собственные торговые марки изначально были под брендом  ритейлера и состояли из товаров неглубокой переработки и биржевых товаров, в дальнейшем появились собственные торговые марки не связанные с брендом ритейлера и состоящие из более сложной продукции - фасованных товаров с глубокой переработкой, бытовой химии. В настоящее время в Великобритании по мере расширения сетей под собственными торговыми марками продаются также инновационные товары: электронная техника, медикаменты и пр.»7

Причины, по которым ритейлеры выпускают собственные торговые марки, вполне очевидны. По словам директора по развитию бизнеса «Мобель&Цайт» (Mobel & Zeit) Андрея Ященко, собственные торговые марки используются в первую очередь для увеличения прибыли. При этом ритейлер может получить не только торговую наценку, но и производственную маржу, также торговые предприятия становятся менее зависимым от поставщиков, они сами могут выбрать производителей, осуществлять контроль качества, объема, отслеживать сроки изготовления и рекламу. Соответственно этот товар находится на лучших местах в магазине и значительно снижается риск, связанный с зависимостью от поставщиков, особенно крупных.8

«Поставщик товара под собственной торговой маркой (СТМ) не должен платить за вхождение в сеть и остальных маркетинговых сборов, которые могут достигать 30% розничной цены товара. Сеть в свою очередь выигрывает дополнительную маржу, покупая товары по низкой закупочной цене.»9

Тенденции развития розницы базируются на отношении магазинных форм продажи к внемагазинным. В настоящее время около половины товарооборота реализуется путем внемагазинной торговли. Такое обстоятельство имеет негативные последствия, а именно уменьшение розничного товарооборота.

Как уже отмечалось, вся организация рыночной торговли должна охватывать не только развитие различных форм магазинов, но также должна быть нацелена на создание и развитие внемагазинных форм торговли, таких как посылочная торговля, заказы по телефону, торговля по каталогам, электронная торговля и другие.

Развитие подобных форм продажи обуславливается эволюцией торговой практики и все более масштабным проникновением в быт  технического прогресса.10 Именно в связи с этим необходимо отметить, что данная форма продажи обычно нацелена на определенные сегменты рынка, с их помощью решаются определенные проблемы.

Новая форма внемагазинной торговли, которая имеет предпосылки для широкого распространения в торговой практике, это сетевой маркетинг. Система, в которой реализация товара осуществляется специально обученными торговыми агентами как дома и в различных  организациях, а так и в транспорте или на улице. Благодаря этому становится возможным практически избежать издержек обращения.

Развитие электроники способствует расширению некоторых форм торговли, с помощью которые потребитель имеет возможность ознакомиться сразу со всем ассортиментом и осуществляет выбор товаров и делает заказы с помощью различных информационно-телекоммуникационных технологий.11

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Розничная торговля: основные тенденции развития

 

Экономическое значение отрасли розничной торговли в Великобритании очень велико, на долю розничного сектора приходится около 10% выпуска и занятности. На этом ее роль не заканчивается, т.к. розничная торговля выходит далеко за пределы тех сфер бизнеса, которые обычно государство классифицирует как ритейл.12

Кроме того, розничная торговля – это важный социальный институт,  около 30% всех расходов жителей Великобритании приходятся именно на приобретение товаров и услуг этого сектора. Некоторые из тех изменений в товарах, используемых в работе, в досуге и в семейной жизни были бы невозможны без перемен в самой розничной торговле, а также прогресса в распределении, который обусловил снижение издержек приобретения различных товаров. Развитие больших загородных торговых центров, обусловливалось ростом числа автомобилей. Изначально они рассматривались как фактор, позитивно влияющий на качество жизни населения, но позже обнаружились и негативные стороны. Для таких торговых центров требуются огромные площади земли, которые имеют важное сельскохозяйственное значение, также очень обострилась транспортная ситуация, что, в свою очередь, наносило непоправимый ущерб экологии.13 Следовательно, правительство стало поощрять возвращение в города с целью разрешения сложившейся ситуации; всевозможные льготы давались при строительстве небольших торговых точек, а чтобы построить крупный торговый центр, наоборот, нужно получать разрешение, также время работы крупных магазинов ограничивается по закону, в то время как мелкие торговые точки могут работать дольше, тем самым получая преимущество.14

Также розничная торговля играет ключевую роль в возрождении определенных районов, городов и регионов Великобритании. Ритейл активно использует все современные технологии. К примеру, установление связи между и центральными компьютерами и электронными кассами существенно облегчает процесс управления запасами, делая его более точным,  отслеживает потребительские расходы, а разнообразные технические устройства обеспечивают безопасную работу магазинов путем снижения мелких краж в магазинах.

Динамика розничной торговли во многом определяется развитием экономики в целом.

Экономическое значение розничного сектора измеряется его долей в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Информация о работе Роль розничной торговли в современном экономическом развитии Великобритании