Роль транспорта в обеспечении экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Транспорт образно называют кровеносной системой страны и ее экономики , обеспечивающей взаимодействие всех субъектов единого народнохозяйственного комплекса. Транспорт обеспечивает потребности народного хозяйства в перевозках грузов и людей, объединяет регионы страны, является связующим звеном между производителями и потребителями товаров, продукции, услуг, без которого функционирование рынка и рыночные отношения невозможны. В этом состоит его огромное социально-экономическое значение для государства и общества в целом. Именно поэтому нарушения в работе транспортного комплекса могут привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль транспорта в обеспечении экономической безопасности.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

привлечения инвестиций из внешних источников. При этом важную роль в

увеличении инвестиционного потенциала могли бы сыграть разработка и утверждение

программы государственной поддержки железнодорожного транспорта,

включающей:

• предоставление государственных гарантий;

• разработку государственных нормативных документов по средне- и долгосрочному

тарифному регулированию, включая индексацию тарифов на перевозки

при изменении макроэкономических показателей;

• государственную поддержку финансирования приобретения новых активов,

в том числе с применением лизинговых схем;

• формирование государственной политики развития предприятий - поставщиков

продукции для нужд отрасли.

Эффекты от реализации проектов второй группы можно разделить на эффекты,

получаемые хозяйствующими субъектами экономики, и общегосударственные.

Эти проекты должны финансироваться главным образом за счет средств

субъектов, а также бюджета. Участие железнодорожного транспорта должно

выражаться в форме финансовых вложений с возвратом капитала и получением

доли прибыли, пропорциональной объему вложенных средств. Для реализации

проектов общегосударственного значения необходимы:

• формирование нормативно-правовой базы для использования на железнодорожном

транспорте различных форм государственно-частных партнерств

и концессий (аренда, совместные предприятия, консорциумы и др.);

• компенсация части кредитной ставки;

• предоставление инвестиционных налоговых кредитов по долгосрочным

проектам;

• бюджетное финансирование проектов, эффект от реализации которых

для отрасли ниже совокупных затрат.

Проекты третьей группы^ имеющие социальный эффект, не позволяют

железнодорожному транспорту вернуть вложенные средства и поэтому в

обычных условиях не представляют интереса для инвесторов. Их реализация

должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов

субъектов Федерации или с использованием механизмов государственной

поддержки. Это в первую очередь увеличение дотаций из федерального бюджета

на покрытие убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании,

компенсация убытков от перевозок пассажиров в пригородном следовании за

счет региональных бюджетов, ликвидация убыточности эксплуатации малодеятельных

железнодорожных линий.

Таким образом, в отрасли существуют угрозы экономической безопасности в

каждой из рассмотренных сфер. Несмотря на активную политику руководства

отрасли и принятие ряда эффективных мер по устранению негативных тенденций,

принесших положительный результат, ситуацию с обеспечением устойчивой

работы железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе нельзя

признать удовлетворительной. В связи с этим становится очевидной необходимость

эффективного механизма обеспечения экономической безопасности отрасли,

включая разработку пороговых значений индикаторов, организацию постоянного мониторинга экономической ситуации и принятие управляющих воздействий нейтрализующих выявленные угрозы экономической безопасности.

   

 

 

     ВЫВОДЫ

1. Позитивные сдвиги в  экономике страны обусловливают  необходимость

адекватного развития транспортной системы, что предполагает ее устойчивую

работу, удовлетворение растущего платежеспособного спроса, доступность и

высокое качество предоставляемых услуг, снижение хозяйственных затрат на

перевозки пассажиров и грузов. Решение этих задач в конечном счете и обеспечивает

транспортную составляющую национальной экономической безопасности.

2. Основные угрозы экономической  безопасности на транспорте:

а) в сфере перевозочной деятельности:

• снижение уровня безопасности перевозочного процесса, обусловленное

низким уровнем надежности эксплуатируемой техники;

• высокий физический и моральный износ материально-технической

базы вследствие низких темпов ее обновления и снижения инвестиционной

активности;

• снижение эффективности организации и управления перевозочным

процессом ввиду недостаточного применения элементов нового

технологического уклада, и прежде всего современных информационных

технологий;

б) в социальной сфере:

• увеличивающийся разрыв в оплате труда на транспорте и в базовых

отраслях, что является фактором высокой текучести кадров, особенно

ведущих профессий;

• недостаточное стимулирование повышения эффективности работы,

в частности соотношение между ростом производительности труда

и ростом заработной платы;

• неоправданная дифференциация оплаты труда отдельных категорий

работников;

в) в финансовой сфере:

• убыточность пассажирских перевозок;

• неадекватное росту инфляции ограничение уровня тарифов на

перевозку грузов и пассажиров;

• снижение государственной поддержки инвестиционных программ

развития транспорта, имеющих общенациональное значение.__

3. Механизм управления  экономической безопасностью на  транспорте

должен быть согласован с общими принципами государственного регулирования

защиты национальных интересов в сфере экономики и предусматривать

общую оценку экономической ситуации, определение угроз и основных индикаторов

их количественной оценки, разработку пороговых значений основных

индикаторов, постоянный мониторинг состояния экономической безопасности

и выработку мер по нейтрализации угроз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. Кожевников РА. и др. Экономическая безопасность. М.: МИИТ, 2001.

2. Кожевников Р.А., Кочнева Л.Ф., Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности

на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. 2003. № 8.

3. Лапидус Б.М., Терешина Н.П., Кожевников Р.А. Оценка влияния железнодорожного

транспорта на обеспечение экономической безопасности России // Железнодорожный

транспорт. 2001. № 1.

4. Перцев A.M., Паршиков А.В., Андреев Г.П. Экономическая безопасность железнодорожного

транспорта // Железнодорожный транспорт. 1999. № 3.

5. Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под  ред.

В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.

6. Экономическая безопасность  хозяйственных систем / Под ред. А.В. Колосова.

М.: РАГС, 2001.

 

 


Информация о работе Роль транспорта в обеспечении экономической безопасности