Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:59, контрольная работа
Транспорт образно называют кровеносной системой страны и ее экономики , обеспечивающей взаимодействие всех субъектов единого народнохозяйственного комплекса. Транспорт обеспечивает потребности народного хозяйства в перевозках грузов и людей, объединяет регионы страны, является связующим звеном между производителями и потребителями товаров, продукции, услуг, без которого функционирование рынка и рыночные отношения невозможны. В этом состоит его огромное социально-экономическое значение для государства и общества в целом. Именно поэтому нарушения в работе транспортного комплекса могут привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны.
привлечения инвестиций из внешних источников. При этом важную роль в
увеличении инвестиционного потенциала могли бы сыграть разработка и утверждение
программы государственной поддержки железнодорожного транспорта,
включающей:
• предоставление государственных гарантий;
• разработку государственных нормативных документов по средне- и долгосрочному
тарифному регулированию, включая индексацию тарифов на перевозки
при изменении макроэкономических показателей;
• государственную поддержку финансирования приобретения новых активов,
в том числе с применением лизинговых схем;
• формирование государственной политики развития предприятий - поставщиков
продукции для нужд отрасли.
Эффекты от реализации проектов второй группы можно разделить на эффекты,
получаемые хозяйствующими субъектами экономики, и общегосударственные.
Эти проекты должны финансироваться главным образом за счет средств
субъектов, а также бюджета. Участие железнодорожного транспорта должно
выражаться в форме финансовых вложений с возвратом капитала и получением
доли прибыли, пропорциональной объему вложенных средств. Для реализации
проектов общегосударственного значения необходимы:
• формирование нормативно-правовой базы для использования на железнодорожном
транспорте различных форм государственно-частных партнерств
и концессий (аренда, совместные предприятия, консорциумы и др.);
• компенсация части кредитной ставки;
• предоставление инвестиционных налоговых кредитов по долгосрочным
проектам;
• бюджетное финансирование проектов, эффект от реализации которых
для отрасли ниже совокупных затрат.
Проекты третьей группы^ имеющие социальный эффект, не позволяют
железнодорожному транспорту вернуть вложенные средства и поэтому в
обычных условиях не представляют интереса для инвесторов. Их реализация
должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации или с использованием механизмов государственной
поддержки. Это в первую очередь увеличение дотаций из федерального бюджета
на покрытие убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании,
компенсация убытков от перевозок пассажиров в пригородном следовании за
счет региональных бюджетов, ликвидация убыточности эксплуатации малодеятельных
железнодорожных линий.
Таким образом, в отрасли существуют угрозы экономической безопасности в
каждой из рассмотренных сфер. Несмотря на активную политику руководства
отрасли и принятие ряда эффективных мер по устранению негативных тенденций,
принесших положительный результат, ситуацию с обеспечением устойчивой
работы железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе нельзя
признать удовлетворительной. В связи с этим становится очевидной необходимость
эффективного механизма обеспечения экономической безопасности отрасли,
включая разработку пороговых значений индикаторов, организацию постоянного мониторинга экономической ситуации и принятие управляющих воздействий нейтрализующих выявленные угрозы экономической безопасности.
ВЫВОДЫ
1. Позитивные сдвиги в
экономике страны
адекватного развития транспортной системы, что предполагает ее устойчивую
работу, удовлетворение растущего платежеспособного спроса, доступность и
высокое качество предоставляемых услуг, снижение хозяйственных затрат на
перевозки пассажиров и грузов. Решение этих задач в конечном счете и обеспечивает
транспортную составляющую национальной экономической безопасности.
2. Основные угрозы экономической безопасности на транспорте:
а) в сфере перевозочной деятельности:
• снижение уровня безопасности перевозочного процесса, обусловленное
низким уровнем надежности эксплуатируемой техники;
• высокий физический и моральный износ материально-технической
базы вследствие низких темпов ее обновления и снижения инвестиционной
активности;
• снижение эффективности организации и управления перевозочным
процессом ввиду недостаточного применения элементов нового
технологического уклада, и прежде всего современных информационных
технологий;
б) в социальной сфере:
• увеличивающийся разрыв в оплате труда на транспорте и в базовых
отраслях, что является фактором высокой текучести кадров, особенно
ведущих профессий;
• недостаточное стимулирование повышения эффективности работы,
в частности соотношение между ростом производительности труда
и ростом заработной платы;
• неоправданная дифференциация оплаты труда отдельных категорий
работников;
в) в финансовой сфере:
• убыточность пассажирских перевозок;
• неадекватное росту инфляции ограничение уровня тарифов на
перевозку грузов и пассажиров;
• снижение государственной поддержки инвестиционных программ
развития транспорта, имеющих общенациональное значение.__
3. Механизм управления
экономической безопасностью
должен быть согласован с общими принципами государственного регулирования
защиты национальных интересов в сфере экономики и предусматривать
общую оценку экономической ситуации, определение угроз и основных индикаторов
их количественной оценки, разработку пороговых значений основных
индикаторов, постоянный мониторинг состояния экономической безопасности
и выработку мер по нейтрализации угроз.
Используемая литература
1. Кожевников РА. и др. Экономическая безопасность. М.: МИИТ, 2001.
2. Кожевников Р.А., Кочнева Л.Ф., Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности
на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. 2003. № 8.
3. Лапидус Б.М., Терешина Н.П., Кожевников Р.А. Оценка влияния железнодорожного
транспорта на обеспечение экономической безопасности России // Железнодорожный
транспорт. 2001. № 1.
4. Перцев A.M., Паршиков А.В., Андреев Г.П. Экономическая безопасность железнодорожного
транспорта // Железнодорожный транспорт. 1999. № 3.
5. Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред.
В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
6. Экономическая безопасность хозяйственных систем / Под ред. А.В. Колосова.
М.: РАГС, 2001.
Информация о работе Роль транспорта в обеспечении экономической безопасности