Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:40, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом,
Содержание
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом, материально-предметном виде реализуется духовная составляющая человека. Ведь само производство, сама экономика – это соединение материализованных ранее и непосредственно реализуемых научных знаний, опыта и умения людей.
В этом аспекте, прежде всего, нужно обратить внимание на общеэкономические закономерности развития места человека в экономике в целом.
Как отмечалось в предыдущем разделе, долгое время воззрения по этому поводу строились на базе упрощенной формулы “бытие определяет сознание”, хоть и родоначальники ее вовсе не стояли на столь категоричных позициях.
Целью данной работы является изучение роли человека в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить роль человека в современной экономике
- определить место человека в современной экономической системе
- охарактеризовать роль человека в экономике развитых стран
Предмет работы - роль человека в современной экономике.
Одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом, материально-предметном виде реализуется духовная составляющая человека. Ведь само производство, сама экономика – это соединение материализованных ранее и непосредственно реализуемых научных знаний, опыта и умения людей.
В этом аспекте, прежде всего, нужно обратить внимание на общеэкономические закономерности развития места человека в экономике в целом.
Как отмечалось в предыдущем разделе, долгое время воззрения по этому поводу строились на базе упрощенной формулы “бытие определяет сознание”, хоть и родоначальники ее вовсе не стояли на столь категоричных позициях.
Так, например, К. Маркс при рассмотрении политэкономических воззрений Годскина отмечает: “По мнению ¼ Годскина ¼ накопление представляет собой не что иное, как накопление производительной силы общественного труда, так что накопление мастерства и знаний (научной силы) самих рабочих является основным накоплением и несравненно важнее, чем идущее рука об руку с ним и лишь отражающее его накопление наличных объективных условий этой накопляемой деятельности, которые постоянно вновь производятся и вновь потребляются и накопляются только номинально”, и далее: «Что, по Годскину, действительно “накопляется”, но не как мертвая масса, а как нечто живое, это – искусство рабочего, степень развития труда. Правда (чего Годскин не отмечает, так как ему важно было, в противовес грубому пониманию политикоэкономов, сделать ударение на субъекте, так сказать на субъективном в субъекте, в противоположность вещи), имеющаяся в каждый данный момент ступень развития производительной силы труда, служащая отправным пунктом, существует не только в виде навыков и способностей рабочего, но вместе с тем и в тех предметных органах, которые этот труд создал себе и ежедневно возобновляет. Это и есть подлинное pruis [4] , образующее исходный пункт, и это является результатом определенного хода развития» [89, 276 ].
Детальным образом К. Марксом
была проведена оценка тенденций движения
органического строения капитала – соотношения
стоимости применяемых средств производства
(постоянный капитал – C) и стоимости рабочей
силы (переменный капитал – V). Каждый
предприниматель определенным образом
стремится, опередив конкурентов, получить
прибавочную стоимость за счет роста производительности
труда на своем предприятии. Это побуждает
его внедрять новые машины и технологии,
что, при прочих равных условиях, должно
вести к росту органического строения
капитала, то есть опережающей стоимости
средств производства. Особенно быстро
органическое строение капитала росло
в период индустриализации. Этот процесс
продолжался и на более поздней стадии
машинного производства, когда старая
техника заменялась новой, более производительной,
но, как правило, и более дорогостоящей.
Однако рост технической вооруженности
неизбежно опирается на труд, более сложный
по своей квалификации и уровню образовательно-
В результате развертывание научно-технической революции привело к возникновению четкой тенденции в данном направлении: все большая часть стоимости (цены) создаваемого продукта выплачивается работнику в виде заработной платы. В развитых западных странах ее доля достигает 80–85% от стоимости вновь создаваемого продукта. В системе экономических координат рыночной экономики это само по себе свидетельствует о преобладающей роли человеческого фактора по отношению к материальной базе производства.
Здесь, кстати, следует сказать о том, что К. Маркс разрабатывал свои положения по поводу органического строения капитала в период индустриализации, когда четко прослеживались тенденции его снижения, экстраполировал эти тенденции, сделав при этом ряд выводов, в частности, о растущем вытеснении работников с производства, об абсолютном и относительном обнищании пролетариата.
Однако жизнь пошла несколько в ином направлении. Причем, во многом благодаря общественно-политическим движениям, возникшим под влиянием марксистских выводов.
С иных, более прагматических позиций, подробно и, на наш взгляд, объективно рассматривает вопрос о месте человека в современном экономическом пространстве, делая это на основе холистического подхода [17,c. 164]. Заметим, что слово “холистический” означает упор на органическую либо функциональную связь между целым и составляющим его частями – в данном случае между биологическими, психологическими и социальными аспектами личности и личностью в целом. Человеческое общество будучи ядром экономической деятельности, получает информацию как из своего внутреннего, так и внешнего мира. Внутренний мир находит свое выражение во всех видах умственной деятельности. Внешний же мир складывается из опыта и наследия прошлого плюс современный опыт и окружающая среда (рисунок 1). В принципе это относится и к отдельному индивиду.
1.2 Индивидуальные психофизиологические качества человека
Взаимодействие индивидуальных
психофизиологических качеств человека с его повседневным
опытом (к которому мы относим и его образовательно-
Именно на этот момент мы обращаем внимание, поскольку человеку сейчас уже мало знать и уметь, важнейшим становится момент самовыражения.
вход в систему |
|||||||||||||||||||||||
Наследственность |
Повседневный опыт |
||||||||||||||||||||||
Врожденные качества человека |
Окружающая среда |
||||||||||||||||||||||
Стремления |
|||||||||||||||||||||||
Материалистические стремления |
Идеалистические стремления |
||||||||||||||||||||||
Познавательные стремления |
Творческие стремления |
||||||||||||||||||||||
Эмоциональные стремления |
Мотивационные стремления |
||||||||||||||||||||||
Социальные стремления |
Физические стремления |
||||||||||||||||||||||
Отклик на воздействия |
|||||||||||||||||||||||
выход из системы |
Рисунок 1 - Система связей взаимодействия человека со средой
Существенным моментом для понимания данной схемы является замечание Флекснера о том, что в данном случае термин “стремление” используется не для обозначения скрытого или латентного состояния человеческой психики, а для описания причин генезиса деятельностного отклика на внешнее воздействие. В системе принятых в отечественной (советской и российской) литературе терминов мы можем назвать данное “стремление” как одну из личностных потребностей, реализовать и удовлетворить которую (для нормального человека и в нормальной среде) можно только деятельностным образом.
Следует отметить, что в контексте своего анализа с позиций места человека в экономической среде Флекснер связывает необходимость реализации “стремлений” с поддержанием системы “затраты–выпуск”, что справедливо с позиций теории “человеческого капитала”, где накапливаемые знания и опыт оцениваются по финансовым затратам на эти цели, а их реализация – по конечным экономическим (включая повышенный доход за счет высокой квалификации) результатам. Эти результаты в системе рынка и с позиций рынка должны постоянно и в нарастающем соотношении превышать затраты.
Уже и данный аспект рассмотрения проблемы места человека в экономике говорит о неизбежности действительно активной роли его личностных качеств в поддержании и в развитии как экономической среды, так и самого индивида.
Сразу же отметим, что здесь одновременно просматриваются ограничивающие личность условия, факторы экономической, рыночной ее “несвободы”.
Но даже ограничиваясь позицией рассмотрения места человека в рыночной среде с точки зрения экономических критериев, всю совокупность внутренних и внешних связей личности и экономики следует оценивать гораздо шире, чем в режиме стоимостных, финансовых показателей.
Будучи поневоле “транслятором” рыночных отношений, подвергаясь детерминации со стороны рынка, подстраиваясь под него, совокупность потребностей человека стала и исходным, и конечным мотивом производства, что привело к превращению человека, личности в действительно “системообразующий фактор экономики” и здесь уже действует цепная реакция: развитая экономика создает материальные условия роста образования, культуры – развития личности. Но развитие личности сопровождается ускоренным ростом и возвышением ее потребностей. При этом и характер, и структура потребностей претерпевают значительную трансформацию. Простые потребности сменяются сложными (возвышенными), биологические – социальными (общественными), в том числе и потребностями в образовании. В ряду последних также происходит рост их высшей формы – потребностей в самореализации, самоутверждении, самоактуализации.
Это обстоятельство отмечает и ряд западных исследователей. Так, А. Маслоу в своей теории мотивации, рассматривая иерархию потребностей, выделяет потребности в самореализации, самосовершенствовании, развитии своих способностей в качестве потребностей высшего уровня. Это ведет ко все большему развитию значимости такого фактора, как возможность самореализации за счет свободно избираемого вида и формы деятельности (занятости).
Таким образом, объективная обусловленность процесса возвышения потребностей, подкрепленная экономическими условиями бытия, придающая ему необратимость, способствует не только историческому процессу превращения человека в творца и самого себя, и своей экономической среды, но и возвращению его из состояния объекта воздействия различных обстоятельств этой среды в состояние субъекта этих обстоятельств. Но опять-таки здесь следует учитывать возможную степень свободы личности, степень свободы личностного выбора, напрямую связанных с личностными обязанностями и ответственностью перед собой, перед обществом, перед природой.
При этом имеются в виду вполне конкретные их проявления, опосредованные экономикой. Так, чрезмерно централизованная экономика, подавляя индивидуальные мотивы активной деятельности, уже сама в себе содержала причины деградации, приведшие к застою и стагнации. В свою очередь, застой в экономике, производстве, технологиях обусловил ориентацию на средний, а не на высший уровень профессиональной деятельности, на постепенное свертывание творческой активности, на все большее превращение работников в исполнителей. Данная причинно-следственная связь приводит к тому, что и производство в своей массе не имело стимулов к востребованию все более новых и новейших технологий и методов своей организации, а усредненный работник не имел стимулов (а часто и способностей) к их созданию и внедрению. В итоге произошло падение престижности профессионального образования, особенно высших его форм.
В этом аспекте рыночная экономика оказывается более прогрессивной, активно влияющей на развитие активности личности, ибо в противном случае человек, работник заранее обречен на неуспех по всем видам, формам и методам деятельности, поскольку рыночная экономика в своей основе несет необходимость постоянного развития: любое отставание субъекта хозяйствования в конкурентной борьбе на любом участке немедленно ведет к его экономическому вырождению.
Чтобы выдержать конкуренцию среди других товаропроизводителей в условиях насыщения рынка товарами и услугами, необходимо, прежде всего, непрерывное обновление их ассортимента, улучшение качества, снижение себестоимости. А это в настоящее время может быть обеспечено, главным образом, на основе научно-технического обновления производства, максимального использования всего его потенциала, что, в свою очередь, может быть осуществлено лишь работниками с творческой постановкой мышления, активными методами деятельности, работниками, опережающими конкурентов.