Роль человека в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом,

Вложенные файлы: 1 файл

12302 Роль человека в современной экономике .doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Итак, по Вернадскому, ноосферу создают коллективный разум людей и свободная мысль творческой личности, организованная работа народных масс и поступки отдельного человека, связанные с его индивидуальной духовной жизнью. Отсюда убежденность в том, что благо людей и мир на Земле, безопасность планеты и торжество царства разума – это  дело всех и каждого.[11,c.106]

Таким образом, следует сказать, что человеческая личность многообразна, она обладает большим количеством неповторимых и индивидуальных черт. Социальное поведение базируется на таких противоречивых чертах человека, как стремление к благосостоянию и дух соперничества, природный эгоизм и склонность к обмену, желание справедливости и чувство собственности, стремление совершенствоваться, самореализовываться, конкурировать и т.д., поэтому задача современной экономической теории – исследовать экономически и социально ориентированные действия, а также факторы, которые дифференцируют эти действия по социальным слоям.

Многие экономисты утверждают, что экономические идеи управляют государствами. Чтобы установить какое это государство, как оно будет развиваться в будущем, необходимо проанализировать его экономические идеи в прошлом и настоящем.  
Обычный человек живет методом проб и ошибок. Экономически образованный человек находит различные варианты заработать себе и своей семье необходимые средства.  
Из-за недостаточного знания экономических законов человек не может избежать ошибок, наносящих ущерб ему и обществу. Биологическая и социальная, материальная и духовная жизнь человека проходит в его тесной взаимосвязи с природой, средствами производства, другими людьми.  
Экономический аспект присутствует и при рассмотрении человека как субъекта общественных отношений в системе человек-общество-политика. Экономический компонент поведения человека является стержневым в его политической, социальной, правовой, управленческой, национальной, нравственной, эстетической, религиозной, семейной и другой деятельности.  
Экономическая система имеет дело с людьми как с обычными единицами, образующими общество. Но в экономической теории каждый человек - это целый мир с разнообразными потребностями и интересами. Население - это основа экономики.

Классическим является произведение Адама Смита (шотландского экономиста) «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованное в 1776 г. В этой книге он писал: «Великая цель политической экономии каждой страны - увеличить богатство и силу этой страны».  
Экономика изучает разнообразные стороны жизнедеятельности общества и поэтому трудно дать ее однозначное определение. Греческое слово «о]коя» (ЭКОНОМИЯ) В буквальном переводе означает искусство ведения домашнего хозяйства. С тех пор, когда древнегреческий писатель и историк Ксенофонт ввел это понятие экономики, прошло более двух с половиной тысяч лет, и его содержание изменилось. Хозяйство в настоящее время различается не только на уровне быта или города, но и крупного региона, страны, мира. Город – по гречески «полис», отсюда термин «экономика» можно трактовать как политическая экономия.  
В 19 в. термин «политическая экономия» вошел в научный обиход благодаря выдающимся экономистам Д. Рикардо, К. Марксу. В словаре Брокгауза и Эфрона политическая экономия определяется как наука об общественных отношениях в сфере хозяйственной деятельности. Она делится на теоретическую и практическую (экономическую политику).  
Первая изучает хозяйственные явления, выделяя типичные и отыскивая причинную связь между ними. Практическая экономия оценивает значение хозяйственных явлений, определяет цель и средства хозяйственной деятельности. Теоретическая политэкономия подразделяется на учения:  
® об общих экономических понятиях ;  
® о производстве;

® об обмене;  
® о распределении;  
® о потреблении.  
С выходом в 1890 г. научного произведения Альфреда Маршала «Принципы экономики» термин «экономика» был восстановлен. В своем труде А. Маршал определил экономику как «изучение человека в повседневном бизнесе жизни», что раскрывает лишь одну из граней жизнедеятельности людей.  
В определении экономики следует учитывать также ее главную идею - недостаточность ресурсов. Известно, что человек живет в мире ограниченных возможностей. Многим людям не хватает физических и интеллектуальных способностей, времени и средств для достижения желанной цели. Перед каждым хозяйствующим субъектом (домохозяйкой, студентом, предпринимателем, учителем, государственным служащим) стоят проблемы создания благ, ресурсов, их распределения и использования.  
Экономическая теория как наука помогает всем, кто стремится с наименьшими затратами получить наибольшую прибыль. Наиболее распространенным в современном мире является определение экономики, данное американским экономистом П. Самуэльсоном, как науки о том, как общество использует редкие ресурсы для производства ценных товаров и распределения их среди людей. В своем учебнике «Экономика» он отмечает, что каждое экономически организованное общество должно ответить на три основных вопроса: что, как, для кого производить.

 

 

3. Роль человека в  экономике развитых стран

 

Все изложенное показывает, что в современном состоянии экономики развитых стран все меньшую роль играют материально-вещественные средства, которые подвергаются быстрому моральному старению. Наоборот, все большее значение приобретает нематериальное накопление – научно-технические знания, квалификация, общая культура производства. В этой связи актуализируется проблема качественных характеристик рабочей силы – ее структуры и квалификации. Складывается особый тип экономики инноваций, отличительными чертами которой являются: примат качества над количеством, динамизм структурного развития, наукоемкость производства, растущая роль высококвалифицированного, творческого труда.

Генри Форд, подводя итоги своего опыта и анализируя место человека в экономике с позиции развития американского предпринимательства, приходит к некоторым обобщающим, ценным, на наш взгляд, идеям по поводу места человека и его роли в меняющемся мире машинной цивилизации.

Как пишет Форд, “в начале промышленного развития шансы были ограничены. Люди видели только одну дорогу, все они хотели идти по ней и людей при этом оказалось больше, чем шансов. Но по мере роста промышленности открывали целый новый мир. Каждое новое предприятие создавало целый ряд новых творческих возможностей. Но продолжающаяся ожесточенная конкуренция показала, что человек для их реализации должен для себя создавать еще гораздо большее число возможностей” [5,c.206 ]

Все это привело к тому, что экономическая активность человека во все большей мере становится имманентно присущей ему необходимой жизненной атрибутикой.

В этой связи следует сделать вывод о том, что успех экономических преобразований в России будет определяться не количественными параметрами подготовки кадров, а наличием качественно новой рабочей силы. Современная рыночная экономика предъявляет новые требования к рабочей силе: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции, сдерживание роста себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и снижения затрат.

Все это требует повышения профессионально-квалификационного уровня работающих. Не случайно в экономически развитых странах Запада в ранг государственной политики возведена стратегия интеллектуализации общественного труда, которая реализуется по трем сопряженным направлениям:

1) утверждение творческого труда в качестве содержания деятельности работников высшего профессионального уровня (работники профессий преимущественно творческого типа: специалисты, административно-управленческий персонал, рабочие высшей квалификации, фермеры и др. – в США, ФРГ, Великобритании составляют от 40 до 50% от общей численности занятых);

2) закрепление элементов творчества в профессиях, для которых в целом характерен полушаблонный тип деятельности (частично административно-вспомогательный и торговый персонал, работники сферы услуг); в названных выше странах работники такого типа составляют от 25 до 35% всех занятых;

3) сведение к минимуму неквалифицированной физически нетяжелой шаблонной работы среди рабочих средней и низкой квалификации, работников услуг аналогичного уровня (эта группа в индустриально развитых странах в настоящее время составляет от 20 до 30% от общей численности занятых).

В политике интеллектуализации общественного труда исследователи закономерностей формирования рынка труда за последние десятилетия выделяют условно два этапа.

На первом (предварительном) этапе (50-е годы) рынок труда постепенно освобождался от неквалифицированной рабочей силы с низким уровнем доходов, социально незащищенной, инертной и неспособной подняться “с профессионального дна”. Этот процесс протекал на основе сочетания экономического принуждения и социальных гарантий, содействия в повышении квалификации и материальной помощи тем, кто не был способен перейти в более высокую квалификационную группу.

Избавление рынка труда от неквалифицированной рабочей силы происходило под влиянием многих факторов: сокращения по мере механизации и автоматизации производства большей части рутинных работ и опасных для здоровья рабочих мест; досрочного вывода таких работников на пенсию; перевода некоторых из них на более квалифицированные операции и др.

Началом второго, современного этапа интеллектуализации общественного труда считают 60–70-е годы; этот этап продолжается и в настоящее время.[10,c.146]

В Японии Совет по развитию экономики еще в 1973 г. принял развернутую концепцию “Об интеллектуализации народного хозяйства и развитии способностей населения”, которая положила начало процессу интеллектуализации общественного труда. Аналогичные общегосударственные акции были предприняты в США, Франции, Великобритании, Швеции.

Важным направлением интеллектуализации общественного труда на данном этапе является выравнивание образовательной подготовки трудовых ресурсов и повышение ее в среднем до уровня младшего колледжа. Если в начале 60-х годов в США средний показатель образовательной подготовки населения в возрасте 25 лет и старше составлял 10,6 года, то к концу 80-х годов он поднялся до 12,6 лет, т.е. превысил полную среднюю школьную подготовку (12 лет). В настоящее время высшее образование (имея в виду, что к нему относят все уровни послесреднего образования) или научную подготовку получает каждый пятый житель США.

Возглавляемая государством политика трудовых ресурсов проводится в два этапа: подготовка трудовых ресурсов в системе официального традиционного образования (школы, колледжи, вузы, аспирантура) и последующая, предполагающая дальнейшую специализацию и переподготовку кадров через научные и учебные центры, специальные курсы и т.д. Важным принципом образования на всех стадиях является индивидуальный подход к личности с целью выявления ее способностей. Становится типичной ситуация, когда каждый человек от дошкольного учреждения до вуза учится в своем темпе по индивидуальной программе.

При сопоставлении процессов и явлений, представляющих сущность того, что происходит в сфере общественного труда в развитом рыночном хозяйстве, и той экономике, которая существует в настоящее время в России, выявляются следующие тенденции: во-первых, становится очевидной объективная необходимость интеллектуализации труда, поддержки и поощрения массовой творческой деятельности, а во-вторых, реально существует фактически нарастающая люмпенизация трудовых ресурсов, которую закрепляет социально-экономический и производственно-технический упадок экономики. В последнем случае положение усугубляется тем, что государству не удается в полной мере формировать оптимальную, стратегически правильную политику развития экономики и рабочей силы.

Говоря об условиях рыночного хозяйствования (имея в виду действительно развитый рынок в развитой стране), необходимо иметь в виду и такой аспект, как культура, цивилизованность взаимодействия между агентами рыночных отношений. Современный рынок, иногда обозначаемый именно как цивилизованный, в процессе своей эволюции вывел на одно из первых мест прагматическую оценку личности с точки зрения ее надежности как партнера – прямого или опосредованного участника экономической деятельности: как элемента общества, соблюдающего “правила игры” и в рамках закона, и в рамках общепринятых норм поведения; как социально-активного субъекта, своими действиями способствующего общественному развитию.

Поведенческая “цивилизованность” субъектов рыночного хозяйствования обусловлена общими сдвигами отношений базисного характера, а именно: эволюцией отношений производства и распределения под воздействием экономических и политических факторов в сторону все большего соучастия в них работников, в сторону социализации этих отношений.

Это, в свою очередь, требует от каждого участника производства, особенно от его руководителей и организаторов, не просто суммы технических и гуманитарных знаний, но всего того, что определяет образ мышления, точку зрения; наличия определенных убеждений, делающих его поведение по поводу рассмотренных аспектов естественным и органичным, хотя бы оно и было во многом способом поддержания своего реноме социально ориентированной личности. Обращаясь к российской действительности, нужно с определенностью констатировать, что в отсутствии подобной этичности лежит громадная, уже подтвержденная реалиями опасность выхода не на проектируемые отношения рынка.

Рассматриваемая экономическая культура поведения, возникшая как необходимость в системе рыночных отношений, в общем-то, являясь проявлением общей культуры человека, постепенно приобретает характер одной из центральных этических норм. В этом нет никакого феномена в силу того, что личность является таковой постольку, поскольку она “вписана” в общество и отражает его целевые установки. Ставя собственные интересы превыше всего, человек разрушает среду своего общественного, в данном случае экономического обитания и тем самым наносит вред, прежде всего, самому себе.[12,c.73]

Заключение

 

Таким образом, одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом, материально-предметном виде реализуется духовная составляющая человека. Ведь само производство, сама экономика – это соединение материализованных ранее и непосредственно реализуемых научных знаний, опыта и умения людей.

Информация о работе Роль человека в современной экономике