Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:15, курсовая работа
Россия - богатая страна бедных людей, такой тезис заставляет обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.
Введение
1. Социальное неравенство и неравномерность доходов
1.1 Бедность в России и мире, основные факторы бедности
1.2 Социальное неравенство
2. Бедность в России
2.1 Измерение бедности
2.2 Причины и факторы бедности в России
3. Методы борьбы с бедностью и неравенством
3.1 Правовое обеспечение государственной и социальной помощи
3.2 Методы борьбы с бедностью
Заключение
Третьей основной функцией
социального обеспечения, является
функция экономической
В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: это «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное и рациональное использование бюджетных средств» [1 ]
Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам.
В ст. 5 также определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что «в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы». Важным представляется положение, в соответствии с которым государственная социальная помощь оказывается лишь временно [1] (ч. 1 ст. 6).
Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного обследования), направленной на подтверждение сведений, которые представлены в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи [1] (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок и сроки принятия решения по таким заявлениям [1] (п.3 ст.8).
Закон весьма подробно указывает
причины отказа в государственной
социальной помощи [1] (ч.1ст.9), а также
основания для прекращения
3.2 Методы борьбы с бедностью
Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.
Главное направление преодоления
абсолютной бедности - обеспечение
продуктивной занятости, повышение
эффективности труда, создание условий
для трудоактивной части
Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.
Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:
1) совокупные доходы семьи
находятся ниже официально
2) стоимость личного имущества
находится ниже некоторого
Если задача совокупных доходов семьи в значительной степени уже решена, то введения критерия имущества как одного из показателей бедности является в России сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей городов это - загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.
Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».
При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.
Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.
Важной задачей социальной политики является выявление препятствий к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.
Действующая система выявления
и социальной поддержки бедных семей
и населения в виде многочисленных
пособий, льгот, других видов помощи
несовершенна и нуждается в ее
адаптации к условиям рыночной экономики.
В настоящее время средства, выделяемые
для социальной поддержки бедных,
распределяются неэффективно, часто
идут не в те семьи, которые действительно
являются бедными. В результате действительно
беднейшая часть населения
Заключение
Бедность значительной части
населения на протяжении ряда лет
продолжает оставаться одной из главных
социальных угроз успешного развития
общества. Экономические реформы, происходящие
в нашей стране в течение последних
лет, серьезно изменили социальную структуру
общества. Произошло стремительное
социальное расслоение, появились слои
очень богатых и крайне бедных
граждан. Подавляющее большинство
людей лишились социальной защиты государства,
и оказались перед
Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.
В основе официально принятого
в России метода измерения бедности
лежит концепция абсолютной бедности,
когда определяются минимальные
потребности (нужды) и круг товаров
и услуг, удовлетворяющих эти
потребности (состав так называемой
минимальной потребительской
В октябре 1997г. был принят
Федеральный Закон «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации».
Согласно этому закону была утверждена
новая концепция разработки прожиточного
минимума с использованием нормативного
метода расчета минимальной
Данный закон сам по
себе не вводит каких-либо новых социальных
прав. Однако в нем закрепляется
имеющий исключительно важное значение
принцип взаимосвязи между
Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках её абсолютной концепции.
Наиболее уязвимыми остаются
молодежь, женщины, лица пенсионного
возраста, малоквалифицированные рабочие.
Наряду с бедностью и нищетой
(иногда именуемой глубокой бедностью)
выделяют обездоленность. Обычно ими
являются дети, инвалиды, безработные,
пенсионеры, представители другой расы
или нации, а также хронически
бедные. Сегодня угроза обнищания
нависла над вполне состоятельными
социально-профессиональными
Поэтому можно считать, что бедность - это не только минимальный доход, но особый образ жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии.
Список используемой литературы:
1. ФЗ « О государственной социальной помощи» № 178
2. ФЗ «О прожиточном
минимуме в Российской
3. Дашкевич П.Р. «Неравенство
распределения дохода как
4. Денисов П.Р. Социальное
расслоение общества: причины, последствия
и меры по ограничению //
6. Госкомстат России. Уровень жизни населения России. Статиститческий сборник. М. 2009г.
7. Кравченко А.И. Введение в социологию М. 2006г.
8. Павленков В.А. Рынок труда -М: Юнити- Дана, 2008.- 342
9. Станиславский Т.О. Российский рынок труда – СПб, Феникс 2007
10. Фролов С. С. Основы социологии, «Юристъ», М.,2000 г.
11. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 2 - е изд. Перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК, 2007г.
12. Ярославская В.Н.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Российская бедность: Масштабы, причины, перспективы государственной поддержки