Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 11:05, реферат
Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом.
Введение…………………………………………………………1
1.Основныем понятия государственного кредита
1.1 Сущность и функции Государственного кредита………..3
1.2 Классификация Государственных займов………………..10
2. Государство как заемщик
2.1Российская Федерация как заемщик на внешнем рынке..14
2.2Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке………...19
2.3Управление Государственным кредитом………………...26
3.Российская федерация как гарант и кредитор
3.1 РФ как гарант………………………………………………28
3.2 РФ как кредитор…………………………………………....31
3.2.2 Внутренние ссуды………………………………….35
3.2.1 Займы территорий………………………………….37
Заключение……………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………….41
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Основныем понятия государственного
кредита
1.1 Сущность и функции Государственного
кредита………..3
1.2 Классификация Государственных займов………………..10
2. Государство как заемщик
2.1Российская Федерация как заемщик на
внешнем рынке..14
2.2Заемная деятельность РФ на внутреннем
рынке………...19
2.3Управление Государственным кредитом………………...26
3.Российская федерация как гарант и кредитор
3.1 РФ как гарант……………………………………………
3.2 РФ как кредитор………………………………………
3.2.2 Внутренние ссуды………………………………….35
3.2.1 Займы территорий………………………………….37
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………….41
ВВедение
В структуре финансовой политики государства
особая роль принадлежит механизмам ее
реализации. Под финансовым механизмом
понимают систему установленных государством
способов, методов, инструментов и рычагов
воздействия на экономические и социальные
процессы, реализуемую при распределении
и перераспределении финансовых ресурсов.
Одним из способов реализации финансовой
политики является кредит - экономические
отношения, возникающие между кредитором
и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости,
передаваемой во временное пользование
на условиях срочности, платности и возвратности.
Государство, для покрытия своих расходов,
связанных с бесперебойным финансированием
потребностей обществ, привлекает свободные
финансовые ресурсы хозяйственных структур
и средства населения. Основным способом
их получения является государственный кредит
-
являющийся одной из форм кредита, при
котором государство выступает в роли
кредитора, заемщика и гаранта.
Развитие государственной формы кредита
имеет длительную историю. Такая форма
кредита возникла с появлением государства,
которая начала использовать полученные
таким образом средства на покрытие военных
и других чрезвычайных расходов. Особенно
широкое распространение государственный
кредит получил в середине ХХ в., когда
финансовая политика многих государств
формировалась под непосредственным влиянием
экономической теории Кейнса и его последователей.
Необходимость получения займов государством
тесно связана с состоянием государственных
финансов, наличием и расходованием финансовых
средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом.
Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим
злом, чем катастрофическое падение производства
в период экономического кризиса и предлагал
увеличить государственные расходы за
пределы текущих доходов государства,
чтобы вывести экономику из кризиса. С
установлением международных связей между
различными странами рядом с внутренним
государственным кредитом начинает развиваться
система международного государственного
кредитования.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть
сущность и значение государственного
кредита.
1. Основные понятия государственного
кредита
1.1 Сущность и функции государственного
кредита
Государственный кредит - совокупность экономических отношений
между государством в лице его органов
власти и управления, с одной стороны,
и юридическими и физическими лицами,
с другой, при которых государство выступает
преимущественно в качестве заемщика,
а также кредитора и гаранта. В количественном
отношении преобладает деятельность государства
как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет
ссуды юридическим и физическим лицам,
значительно ниже. В тех случаях, когда
государство берет на себя ответственность за погашение
займов или выполнение других обязательств,
взятых физическими и юридическими лицами,
оно является гарантом.
В отличие от двух первых видов кредитных
отношений (заемщик, кредитор), сразу же
влияющих на величину централизованных
денежных фондов, гарантирование погашения
обязательств не обязательно приводит
к их изменению. Если должник своевременно
и в полном объеме рассчитался по своим
обязательствам, то гарант не несет каких-либо
дополнительных затрат. На практике достаточно
надежные заемщики не нуждаются в государственных
гарантиях. Они в состоянии привлечь средства
на кредитном рынке самостоятельно. Государственные
гарантии обычно распространяются на
недостаточно надежных заемщиков и соответственно
вытекут за собой рост расходов из централизованных
денежных фондов.
Как экономическая категория государственный кредит находится на
стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.
В качестве звена финансовой системы
он обслуживает формирование и использование
централизованных денежных фондов государства,
т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный
кредит имеет ряд особенностей, отличающих
его от классических финансовых категорий,
например, налогов. В отличие от налогов
он имеет добровольный характер, хотя
в истории нашего государства известны
случаи отхода от принципа добровольности
при размещении займов. Если налоги движутся
только в одном направлении: от плательщика
в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное
движение возможно только в случае возврата
переплаченных или ошибочно взысканных
сумм), то основой государственного кредита
является его возвратность и платность:
через определенный период времени внесенная
сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от
других видов кредита. Так, если при предоставлении
банковского кредита в качестве обеспечения
обычно выступают какие-то конкретные
ценности - товары на складе, незавершенное производство
(хотя возможно и предоставление бланкового
кредита), то при заимствовании средств
государством обеспечением кредита служит
все имущество, находящееся в его собственности,
имущество данной территориальной единицы
или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства
государственные займы не имеют конкретного
целевого характера. Тогда как позаимствование
средств на более низких уровнях достаточно
часто имеет четко выраженную целевую
направленность. Например, займы на строительство
новой дороги, жилого массива.
Как и любой другой заемщик, государство
привлекает средства на заранее определенный
срок. Так, Закон РФ "О государственном
внутреннем долге Российской Федерации" (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г), ныне утративший силу с 1 января 2000
года, предусматривал, что любые долговые
обязательства Российской Федерации погашаются
в сроки, которые определены конкретными
условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три
функции финансов: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются
формирование централизованных денежных
фондов государства и их использование
на принципах срочности, платности и возвратности.
Выступая в качестве заемщика, государство
обеспечивает дополнительные средства
для финансирования своих расходов. В промышленноразвитых странах государственные займы
являются основным источником финансирования
бюджетного дефицита. В современных условиях
поступления от государственных займов
стали вторым после налогов методом финансирования
расходов бюджета. Последнее объясняется
более быстрым темпом роста расходов по
сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального
характера за счет позаимствованных средств
в определенных пределах имеет положительное
значение. Школа или библиотека обеспечивает
потребности не одного поколения, поскольку
служит 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно
быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно,
даже не успеет воспользоваться их услугами?
Гораздо разумнее переложить финансирование
таких объектов на все поколения, которые
будут ими пользоваться. Такое растяжение
источников финансирования во времени
и обеспечивается путем выпуска займов
на соответствующий срок. В последнем
случае поколение, строящее школу, несет
аналогичное финансовое бремя, что и последующие
поколения, за счет налогов которых погашается
как основной долг, так и проценты по нему.
И таким образом, положительное воздействие
распределительной функции государственного
кредита заключается в том, что с ее помощью
налоговое бремя более равномерно распределяется
во времени. Налоги, которые взимаются
в период финансирования расходов за счет
государственного займа, не увеличиваются
(что пришлось бы сделать в противном случае).
Зато потом, когда кредиты погашаются,
налоги взимаются не только для их уплаты,
но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным
источником финансирования расходов,
связанных с обслуживанием и погашением
государственного долга. Источники финансирования
этих расходов зависят от направления
использования средств. В случае производительного
вложения мобилизованных капиталов построенный
объект после вступления в действие начинает
приносить прибыль, за счет которой и погашается
займ. Никакого усиления налогового бремени
в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании
мобилизованных в результате государственных
займов капиталов, например, финансировании
за их счет военных или социальных расходов,
единственным источником их погашения
становятся налоги либо новые займы. Размещение
новых государственных займов для погашения
задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного
долга.
Усиление тяжести налогового бремени,
вызванное заимствованиями государства,
зависит от их срока и процентов по кредиту,
уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность
государственного займа для инвестора,
тем большую часть налогов вынуждено направлять
государство на их погашение. Чем больше
величина долга, тем выше доля средств,
направляемая на его обслуживание при
прочих равных условиях.
Вступая в кредитные отношения, государство
вольно или невольно воздействует на состояние
денежного обращения, уровень процентных
ставок на рынке денег и капиталов, на
производство и занятость. Сознательно
используя государственный кредит как инструмент регулирования
экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение,
размещая займы среди различных групп
инвесторов. Мобилизуя средства физических
лиц, оно снижает платежеспособный спрос.
Если за счет кредита профинансируются
производственные затраты, например инвестиции,
произойдет абсолютное сокращение наличной
денежной массы в обращении. В случае финансирования
затрат на оплату труда, например преподавателей
и врачей, количество наличной денежной
массы в обращении останется без изменений,
хотя возможно изменение структуры платежеспособного
спроса.
Операции по купле-продаже государственных
ценных бумаг или выдача кредитов под
их залог, проводимые центральным банком,
являются важным инструментом регулирования
ликвидности коммерческих банков в стране.
В РФ такого рода операции получили распространение
после августовского кризиса рынка межбанковских
кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных
государственных ценных бумаг стали предоставляться
Банком России с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает
спрос на заемные средства и тем самым
способствует росту цены кредита. Чем
выше спрос государства, тем выше при прочих
равных условиях уровень ссудного процента,
тем более дорогим становится кредит для
предпринимателей. Дороговизна заемных
средств вынуждает бизнесменов сокращать
инвестиции в сферу производства, в то
же время она стимулирует накопления в
виде приобретения государственных ценных
бумаг.
До определенных пределов этот процесс
не оказывает существенного негативного
влияния на производство. В том случае,
если в стране достаточно свободных капиталов,
негативное воздействие будет равняться
нулю до их полного поглощения. Только
после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента,
а отвлечение значительной доли денежных
накоплений для непроизводительного использования
существенно замедлит темпы экономического
роста.
Положительное воздействие на производство
и занятость государство оказывает, предъявляя
спрос на товары национального производства
за счет позаимствованных за рубежом средств,
выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развиты
Поддержка малого бизнеса предполагает,
что государство берет на себя в случае их банкротства
погашение задолженности банкам по кредитам,
предоставленным мелким предпринимателям.
В большинстве промышленно развитых стран функционируют
государственные или полугосударственные
компании, которые по низким ставкам страхуют
риск неплатежа экспортерам национальных
товаров. Тем самым поощряется освоение
новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития
производства и занятости играют кредиты,
предоставляемые за счет бюджетов территорий
или внебюджетных фондов. С их помощью
обеспечивается ускоренное развитие определенных
районов или необходимых направлений
экономики той или иной территории.
Контрольная функция государственного кредита органически
вплетается в контрольную функцию финансов
и имеет свои специфические черты, порожденные
особенностями этой категории.
1.2 Классификация государственных
займов
Государственные займы можно классифицировать
по ряду признаков.
1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными
органами управления.
2. По месту размещения - внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные.
Рыночные займы свободно продаются и покупаются.
При финансировании бюджетного дефицита
они основные.
Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев
и не подлежат обращению на рынке ценных
бумаг. Они обычно выпускаются государством,
чтобы привлечь определенных инвесторов,
специфическим интересам которых и отвечают.
Так, нерыночные государственные облигации
выпускаются на Западе для мобилизации
средств негосударственных пенсионных
фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от
5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом,
например, определенным имуществом. Наиболее
часто их выпускают местные органы власти.
Обеспечением беззакладных облигаций
служит все имущество государства или
данного муниципалитета. Центральные
органы управления обычно выпускают беззакладные
облигации. Их надежность исключительно
высока, и поэтому инвесторы не нуждаются
ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода
долговые обязательства делятся на выигрышные,
процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациямосуществляется на основе тиражей выигрышей.
Эти облигации не пользуются большим спросом.
Инвесторы стремятся получать стабильный
доход, а не полагаться на волю случая.
Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает
предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства
не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.
Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства.
Весь доход по ним выплачивается вместе
с суммой основного долга. Как и краткосрочные,
они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.
Такие облигации получили название облигаций с нулевым к
7. По методу определения дохода долговые
обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка
по ценным бумагам является причиной роста
расходов государства на выплату процентов,
в других случаях она может отпугнуть
инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится
размещать займы при относительно завышенном
уровне процентной ставки. Установив аналогичный
процент по своим долговым обязательствам
на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков
дополнительные расходы. Избежать подобную
ситуацию позволяют два варианта:
Вопрос о досрочном погашении
долговых обязательств становится актуальным только
тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.
Например, заемщик выпустил облигации
с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит
существенные потери, тогда как инвестор
получает значительный выигрыш. Если облигации
были выпущены с правом досрочного погашения,
инвестор может уменьшить свои потери,
выпустив и разместив новый заём, и погасив
старый.
Различают два варианта погашения
задолженности: единовременно и частями.
Если заём гасится частями, в зависимости
от распределения суммы долга по срокам
погашения, выделяются три варианта:
2. Государство
как заемщик
2.1 Российская Федерация
как заемщик на внешнем рынке.
В абсолютном выражении российский
внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним
из самых низких показателей вЕвропе.
По относительным показателям, российский
внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель
2010 года объем внешнего долга снизился,
составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время
в этом месяце Россия после двенадцатилетнего
перерыва снова вернулась к заимствованиям
на внешнем рынке, разместив два транша
еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял
100,0 % от ВВП.
Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял
146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему бюджету
на период 2008—2010 гг., госдолг
В 2004—2008 годах, по поручению
бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов
России от экспорта нефти, связанный со
стремительным ростом мировых цен на это
сырьё, государственный долг стремительно
сокращался. В результате длительных переговоров,
к концу августа 2006 Россия осуществила
досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по
кредитам Парижского клуба, после чего
её государственный долг составил 53 млрд
долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного
долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года,
внешний долг достиг 158,7 млрд долларов
(а суммарный внешний и внутренний государственный
долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг
Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии
— 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США —
83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внешний долг частного
и федерального сектора
По данным Центрального Банка Российской
Федерации, общий внешний долг России
(частный и федеральный сектор) на 1 января
2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном
выражении внешний долг частного и федерального
сектора составляет 38,2 % от объема российского
ВВП.
Общие выплаты в 2009 году должны
составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится
на органы государственного управления),
2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Долги иностранных
государств
Россия занимает девятое место
в рейтинге держателей государств
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
Информация о работе Российская федерация как гарант и кредитор