Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 11:05, реферат
Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом.
Введение…………………………………………………………1
1.Основныем понятия государственного кредита
1.1 Сущность и функции Государственного кредита………..3
1.2 Классификация Государственных займов………………..10
2. Государство как заемщик
2.1Российская Федерация как заемщик на внешнем рынке..14
2.2Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке………...19
2.3Управление Государственным кредитом………………...26
3.Российская федерация как гарант и кредитор
3.1 РФ как гарант………………………………………………28
3.2 РФ как кредитор…………………………………………....31
3.2.2 Внутренние ссуды………………………………….35
3.2.1 Займы территорий………………………………….37
Заключение……………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………….41
2.2 Заемная деятельность
РФ на внутреннем рынке
В последние годы заемная деятельность
Правительства РФ на рынке ценных бумаг
стремительно активизируется, что объясняется
отказом от использования кредитов Центрального
Банка для покрытия бюджетного дефицита.
При этом для привлечения средств выпускаются
высокодоходные ценные бумаги.
В результате возникла парадоксальная
ситуация: самые надежные государственные
бумаги являются одновременно и самыми
доходными, а следовательно, и самыми популярными.
Как следствие основная масса средств
инвесторов, вовлеченная в операции с
ценными бумагами, идет не в производство,
а на финансирование федеральных расходов
и обслуживание внутреннего государственного
долга. Тем самым государственный кредит
начинает оказывать негативное воздействие
на экономическое развитие страны. Стремительное
увеличение расходов, связанных с обслуживанием
государственного долга, свидетельствует,
что нарастание государственного долга
РФ стало самовоспроизводящимся процессом.
Государственный внутренний
долг РФ на начало 2010 г. оценивался в 2094,73 млрд. руб.
Государственный
внутренний
долг, выраженный в государственных ценных
бумагах:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный внутренний
долг – финансовые обязательства государства,
возникающие в связи с привлечением для
выполнения государственных программ
и заказов средств негосударственных
организаций и населения страны.
В РФ включает в себя долговые
обязательства Правительства РФ, выраженные
в валюте РФ, перед юридическими и физическими
лицами, если иное не установлено законодательными
актами, обеспечивается всеми активами,
находящимися в распоряжении Правительства
РФ. Внутренний долг охватывает задолженности
прошлых лет, вновь возникшие задолженности
и долговые обязательства бывшего СССР
в части, принятой на себя РФ.
Структура
современного внутреннего долга РФ:
Государственные сберегательные
облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной
процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
Облигаций федерального займа
с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией
долга (ОФЗ-АД).
Купонные облигации могут выпускаться
с фиксированной процентной ставкой, доход
по которой выплачивается постоянно на
протяжении всего срока обращения облигации.
Установление фиксированной процентной
ставки возможно при стабильной экономике,
когда колебания цен и процентных ставок
весьма незначительны. В условиях высоких
и резко изменяющихся процентных ставок
установление фиксированной номинальной
доходности чревато большим риском для
эмитента. При снижении процентных ставок
эмитент должен будет выплачивать инвесторам
доход по ставке, зафиксированной при
эмиссии облигаций.
Облигации федерального займа
(ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные
облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные
выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ
в определенные даты предусматривается
частичное погашение номинала (амортизация
долга). Данные облигации попадают в категорию
государственных облигаций.
Срок обращения ОФЗ устанавливался
от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги
в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги
велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел
от доходности по ГКО и устанавливался
в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально
числу дней от даты предшествующей выплаты
до даты продажи ОФЗ.
Облигаций федерального займа
с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от
одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до
30лет) государственными ценными
бумагами и предоставляют их владельцам
право на получение номинальной стоимости.
Размеры всех купонов определяются как постоянная
величина на весь период до погашения.
Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1
000 рублей.
Облигации федерального займа
с амортизацией долга впервые выпущены
в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД
в том, что погашение номинальной стоимости
облигаций осуществляется по частям в
разные даты. Срок обращения облигаций
может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям,
как и по обычным ОФЗ, в период их обращения
производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке
бумаг со столь длительным сроком обращения
по доходности менее 13% годовых является
несомненным достижением Минфина. Доходность
по этим бумагам станет теперь ориентиром
доходности долгосрочных финансовых инструментов
на российском рынке.
Российский внутренний долг,
выраженный в государственных ценных бумагах,
вырос за прошлый год на 25,4%. На 1 января 2011 года
долг составил 2,462 трлн. рублей против
1,837 трлн. на 1 января 2010 года,
Эволюция рынка государственных
ценных бумаг вполне логично разбивается
на этапы, которые отражают его интенсивное
развитие, появление ресурсных ограничений,
открытие рынка для внешнего капитала,
возникновение глубокого кризиса. На текущий
момент можно выделить пять этапов развития
российского рынка внутреннего долга.
Этап 1 связан с переходом российских
денежных властей от прямого финансирования
Центральным банком РФ дефицита федерального
бюджета к созданию рынка федеральных
облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением
ресурсных ограничений для дальнейшего
развития рынка внутреннего долга и его
открытием для внешних инвесторов. Содержаниеэтапа 3 определяется системным финансовым
кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным
преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие
рынка внутреннего долга.
На рынке государственных ценных
бумаг за последние годы произошли позитивные
изменения: проведена новация по государственным
ценным бумагам, восстановлено доверие
участников рынка, отлажена инфраструктура
и нормативное регулирование рынка государственных
ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой
и макроэкономической политике удалось
полностью восстановить доверие инвесторов
к рынку внутренних заимствований, что
привело к значительному увеличению ликвидности
рынка и объемов размещаемых на нем финансовых
инструментов.
Значительно улучшились качественные
характеристики рынка:
Основное увеличение внутреннего
долга произошло в период 1993-98гг., когда
бурно рос рынок государственных ценных
бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита
бюджета. Тогда же задолженность различных
кредиторов перед Банком России (в том
числе возникших до распада СССР) принималась
на государственный внутренний долг. Последовавшее
за кризисом 1998 г. некоторое снижение в
росте государственных заимствований
сменилось их активным ростом, начиная
с 2003 г.
2.3 Управление государственным
долгом
Управление государственным
кредитом может рассматриваться в узком
и широком смысле. Под управлением государственным
кредитом в широком смысле понимается формирование одного
из направлений финансовой политики государства,
связанной с его деятельностью в качестве
заемщика, кредитора и гаранта. Управление
государственным кредитом в широком смысле
как одно из направлений финансовой политики
находится в руках органов власти и управления
государством. Именно они определяют общий
объем бюджетного дефицита и, следовательно,
объем займов, необходимых для его финансирования,
основные направления и цели воздействия
на денежное обращение, кредит, производство,
занятость и целесообразность осуществления
общегосударственных программ по поддержке
малого бизнеса отдельных районов страны.
Хроническая дефицитность государственного
и местных бюджетов и высокий государственный
долг характерны на современном этапе
для большинства промышленно развит
Под управлением государственным
кредитом в узком смысле понимается совокупность действий,
связанных с подготовкой к выпуску и размещению
долговых обязательств государства, регулированию
рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию
и погашению государственного долга, предоставлению
ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным
кредитом решаются следующие задачи:
3. Российская федерация
как гарант и кредитор
3.1 Россия как гарант.
Деятельность Российской Федерации
как гаранта постепенно расширяется. Традиционно
государство гарантирует вклады
населения в Сберегательном банке. В Законе «О восстановлении
и защите сбережения граждан Российской
Федерации», принятом Государственной
Думой 24 февраля 1995 г. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается,
что государство гарантирует восстановление
и обеспечение сохранности денежных сбережений,
созданных гражданами РФ путем помещения
денежных средств на вклады в Сберегательный
банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады
в организации государственного страхования
РФ по договорным (накопительным) видам
личного страхования в период до 1 января
1992 г.
В последние годы государство
стало выступать гарантом и по долговым обязательствам
различных обществ и групп. В частности, в соответствии
с Указом Президента РФ «О создании финансово-промышленных
групп в Российской Федерации» от 5 декабря
1993 г. № 2096 государство стимулирует создание
и деятельность финансово-промышленных
групп путем предоставления государственных
гарантий для привлечения различного
вида инвестиционных ресурсов. В соответствии
с Постановлением Правительства РФ от
15 июня 1994 г. № 671 "О финансовой поддержке
государства в создании высокоскоростной
пассажирской железнодорожной магистрали
Санкт-Петербург-Москва" государственные
гарантии предоставлены РАО ВСМ по выпускаемому
этим обществом в 1994 - 1999 гг. облигационному
займу.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 20 января 1995 г. № 53
«О дополнительной поддержке отечественного
экспорта товаров и услуг» государственная
финансовая поддержка экспорта товаров
и услуг, производимых российскими товаропроизводителями,
осуществляется из средств федерального
бюджета на возвратной и платной основе
путем предоставления Правительством
РФ гарантийных обязательств под кредитные
ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным
банком и другими уполномоченными Правительством
РФ специализированными банками для обеспечения
оборотными средствами экспортно-ориентированных
предприятий и организаций, гарантирования
и страхования экспортных кредитов для
обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных
коммерческих (банковских) и политических
рисков.
Правительство РФ утвердило
правила предоставления в 2006 г государственных
гарантий РФ для оказания господдержки
экспорта промышленной продукци
При предоставлении государственных
гарантий Министерство финансов РФ заключает
от имени правительства РФ соответствующие
соглашения. Государственные гарантии
предоставляются при экспорте: товаров,
произведенных на территории РФ, согласно
утвержденному правительством РФ перечню;
работ и услуг, выполняемых и оказываемых
резидентами РФ и являющихся частью контрактных
обязательств российских экспортеров
при условии, что их конечными потребителями
являются иностранные импортеры и иностранные
государства по экспортному контракту
Государственные гарантии направлены
и на поддержку малого
предпринимательства. В соответствии с Указом Президента
РФ «О первоочередных мерах государственной
поддержки малого предпринимательства
в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительство
РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять
государственные гарантии на сумму не
менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным
кредитным организациям, выделяющим кредиты
на поддержку малого предпринимательства.
Правительство РФ одобрило правила
предоставления средств федерального
бюджета, предусмотренных на господдержку
малого предпринимательства, включая
крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно постановлению, средства федерального
бюджета, предусмотренные в 2005 году на
господдержку малого предпринимательства,
предоставляются министерством экономического
развития и торговли на конкурсной основе
бюджетам субъектов РФ в виде субсидий.
Средства, в частности, выделяются для
создания и развития бизнес-инкубаторов,
поддержки субъектов малого предпринимательства,
производящих товары и услуги, предназначенные
для экспорта. Федеральный бюджет на 2010
год предусматривает выделение на поддержку
малого бизнеса 23 млрд. рублей.
В то же время московское правительство
и департамент поддержки и развития малого
предпринимательства ищут в лице банков
и других кредитных организаций надёжных
партнёров в деле кредитования субъектов,
малого предпринимательства. Они понимают,
что конкуренция госструктур и банковского
сектора здесь бессмысленна, т.к. из бюджетов
на это выделяется сумма небольшая по
сравнению с возможностями банковского
сектора
Выступает Минфин России от
имени Правительства РФ и поручителем
по кредитам, предоставленным коммерческими
банками администрациям субъектов РФ.
Расходы по погашению и обслуживанию этих
кредитов обычно предусматривается производить
за счет соответствующих статей федерального
бюджета.
3.2 Россия как кредитор
В настоящее время Россия является
не только должником, но и кредитором.
Российская Федерация предоставляет кредиты
иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям, по
которым у иностранных государств, их
юридических лиц и международных организаций
возникают финансовые обязательства перед
РФ как кредитором.
В 70-х - первой половине 80-х годов
СССР играл важную роль на мировой арене
в качестве одного из ведущих государств-кредиторов.
О размахе такой деятельности, в частности,
свидетельствует объем не погашенной
задолженности иностранных заемщиков
в 1994 году- 140 млрд. долл. Долги стран СНГ,
Российской Федерации составляли 5812 млн.
долл. Возникли они в основном в результате
неэквивалентной торговли (почти на 90%)
в 1992 г. и в первой половине 1993 г.
Ежегодно утверждается предельный
размер государственных кредитов, предоставляемых
РФ. На 1995 г. предельный размер государственных
кредитов, предоставляемых РФ иностранным
государствам (за исключением государств-участников
СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США.
По состоянию на март 1996 г. государственные
долги стран СНГ составляют (в млн. долл.):
Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2, Таджикистана
- 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии -122,3, Украины
- 2703,9, Киргизии - 134,3, Казахстана- 1318,0, Грузии-
147,4, Азербайджана-81,5.
Законом Российской Федерации
"О федеральном бюджете на 2004 год"
установлен предельный размер ассигнований
федерального бюджета на реализацию Программы
предоставления Российской Федерацией
государственных кредитов иностранным
государствам, их юридическим лицам, а
также инвестиций за пределами территории
Российской Федерации на 2004 год в сумме
до 20280,7 млн. руб., эквивалентной 691,98 млн.долл.
США.
В 2004 году из средств федерального
бюджета предоставлено на указанные цели
14412,46 млн.руб.
В том числе: 3233,72 млн.руб. Китаю;
5899,91 млн.руб. Индии; 0,443 млн. руб. Марокко;
407,42 млн.руб. Республике Болгарии; 4.870,97
млн.руб. государственный кредит Правительству
Республики Белоруссия. По данным Министерства
финансов РФ, долги иностранных государств
перед Россией достигли по состоянию на
1 января 2006 года почти 2 триллиона рублей
(68,968 миллиарда долларов).
Главные должники России - это
страны Азии и Африки. Долг Ирака -9,4 миллиарда
долларов, КНДР - 4,4 миллиарда. Крупными
должниками являются также Сирия, Китай,
Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.
Из стран СНГ больше всего задолжала
Украина. На 1 января 2006 года Россия выдала
ей кредитов на 1,4 миллиарда долларов,
Узбекистану на 670 миллионов долларов,
а Белоруссии - на 361 миллион долларов.
Общая задолженность стран СНГ перед Россией
составляет 3,29 миллиарда долларов.
При этом 2006 году предельный
размер ассигнований федерального бюджета
на реализацию Программы предоставления
Российской Федерацией государственных
кредитов иностранным государствам, их
юридическим лицам на 2006 год в сумме до
21 336 257,8 тыс. рублей.
Основные страны, которым предоставлен
государственный кредит в 2006 году:
1.Республика Болгария- 3,262 млн.долл.
США.
2.Социалистическая Республика
Вьетнам- 44,780 млн. долл. США. Общая сумма
задолженности СРВ перед Российской Федерацией
по состоянию на 01.05.05 года составляет
615,8 млн.долл. США.
3.Республика Индия- 422,191 млн.долл.
США. Общая сумма задолженности Республики
Индия перед Российской Федерацией по
состоянию на 01.05.05 г. составляет 2,8 млрд.
долл. США, в том числе просроченная задолженность
-92,2 млн. долл. США.
4.Китайская Народная Республика-
28,29 млн. долл. США. По состоянию на 01.05.05
г. имеется просроченная задолженность
по процентам в сумме 47,5 млн. долл. США.
5. Республика Куба- 147,5 млн.долл.
США. Общая сумма задолженности Республики
Кубы перед Российской Федерацией по состоянию
на 01 мая 2005 года по государственным кредитам
- 19,75 млрд. долл. США, в том числе просроченная
задолженность - 17,0 млрд. долл. США.
Общая динамика финансовых требований
России к иностранным государствам за
несколько лет представлена в таблице 2.
Финансовые требования
России к иностранным государствам (млрд.
долл., на начало года)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Российская федерация как гарант и кредитор