Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:51, реферат
Вступление России в ВТО необходимо обсуждать в более широком контексте, чем изменение импортных тарифов для отдельных отраслей. Вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Кроме того, стоит также задуматься не только над вопросами «вступать или не вступать» и «когда вступать», но и над тем, «что делать с собой, в ВТО вступившими». Мы стараемся ответить на эти вопросы не с точки зрения отраслей, а с позиции «заинтересованного наблюдателя».
«Умом Россию не понять...»
Ф.И. Тютчев
Формулировка. Годы реформ показали: то, что работает в других странах, не работает в России. Русская душа не приемлет рынка и индивидуализма. Нам ближе община и коллективизм. Российские предприниматели не умеют созидать, а рабочие не умеют работать. Источник мифа: вера в особость русского народа.
Обсуждение.
Вера в особость присуща не только России. В ХХ веке очень многие страны пытались выбрать особый путь, который, как правило, включал изоляцию от внешнего мира, но после его краха возвращались на столбовую дорогу построения рыночной экономики. Хорошим примером могут служит страны Латинской Америки, которые, кстати, как и Россия, уповали на свою особость.
В силу множества причин экономический спад, вызванный развалом плановой системы, в России действительно оказался на порядок глубже, чем в других странах. Действительно, до сих пор реформы не привели к повышению эффективности предприятий и уровня жизни, зато породили такие специфические явления, как бартер. Но, тем не менее, это не говорит о том, что рынок в России не работает: как ни парадоксально это звучит, российская экономика находится в самом начале пути реформ. Конкуренция пока не затронула большинства российских предприятий, остаются существенные барьеры на пути движения продукции, труда и капитала.
В тех секторах, где удалось обеспечить возникновение конкурентной среды, производительность действительно выросла, причем важна как внешняя, так и внутренняя конкуренция, а также конкуренция на рынке труда (см. Рис.3). Кстати, и бартер получил широкое распространение именно в неконкурентных отраслях: по расчетам Гуриева и Квасова, в 1996-97 гг. при прочих равных в монополизированных отраслях доля бартера в выручке была на 15-20% больше, чем в конкурентных.
Рисунок 3. В России, как и в других странах, конкуренция заставляет увеличивать эффективность. На рисунке показано влияние конкуренции на общую производительность факторов производства (TFP): эффект конкуренции со стороны импорта, а также конкуренции на рынке труда всегда был большим и значимым. В последние годы внутренняя конкуренция также стала стимулом для повышения эффективности.
Источник: расчеты американских экономистов Брауна и Эрла. Величина эффекта показывает, насколько при заданном количестве труда и капитала больше производит предприятие, если отрасль из монополизированной превращается в конкурентную. Расчеты выполнены по всем крупным и средним промышленным предприятиям России с учетом отраслевых и региональных различий. Отрасль определяется как отрасль с 5-значным кодом в классификаторе ОКОНХ. В качестве показателя внешней конкуренции используется доля импорта в продажах отрасли.
Ни в одной стране мира люди не
любят работать просто так и не
хотят тратить время и силы
на повышение эффективности
Особость русского характера проявляется скорее в уникальной способности к выживанию – брошенный в воду, российский предприниматель умудряется выплыть, несмотря на все трудности. Отметим, что не последнюю роль в этом играет высокий уровень базового образования. В среднем, российские предприниматели – люди с хорошим (по мировым стандартам) высшим образованием, а главное – умеющие и любящие учиться (в широком смысле), гибко приспосабливаться к динамичной среде.
В условиях открытой экономики главным фактором успеха является способность предпринимателей найти ту нишу, которая даст возможность опережающего развития. Удачные примеры того, что «можем, когда хотим», можно обнаружить, в числе других, на сегодняшнем рынке программного обеспечения (ПО). Одним из таких примеров является компания «Рексофт». 10 лет назад компания, в которой работало тогда 6 человек, начала с программирования на заказ для зарубежных фирм. Через несколько лет, отладив технологию производства ПО, «Рексофт» перешел к разработке собственных стандартных программных продуктов. В 1996 компания выпустила первый тиражируемый продукт на отечественный рынок – систему учета и тарификации телефонных переговоров «Барсум». В числе других успешных продуктов «Рексофт» – комплексная система автоматизации гостиницы «Эдельвейс», которая продается не только в России, но и на Западе, и система управления содержанием сайтов Dynasite. Мы спросили у руководителей компании, объем продаж которой достиг в 2000 г., при 100 сотрудниках, 2.5 млн. долларов, в чем секрет их успеха. На первом месте, по мнению менеджеров, стоят люди. Следующим важным аспектом было то, что они первыми вышли на западный рынок заказного ПО, и то, что за 10 лет работы Рексофт на практике отработал и умело комбинировал все модели работы софтверных фирм: индийскую, израильско-скандинавскую и национальную.
В качестве другого примера успеха можно назвать кампанию 1С, которая является сегодня лидером на российском рынке бухгалтерского программного обеспечения. Продукция 1С установлена приблизительно на 300 предприятиях России и СНГ. Распространение, а также поддержка и обучение персонала осуществляется через широкую сеть дилеров, охватывающую 430 городов России.
Качество рабочей силы в России часто тоже вызывает нарекания: у нас нет дисциплины, все алкоголики и т.д. Это правда, однако не стоит забывать, что эти факторы во многом обусловлены экономическим спадом.14
Выводы.
Российские предприниматели
Опираясь на все вышесказанное, можно утверждать, что вступление, либо невступление в ВТО само по себе не решит проблемы выживания России в условиях всеобщей глобализации. Принятие отрицательного решения по поводу ВТО не спасет нас структурной безработицы и проблем с инвестициями, как и от необходимости продолжать реформы. В случае положительного решения выгоды от вступления будут гораздо больше, а социальные издержки ниже, если будет больше возможностей для перетока факторов производства (капитала, труда, человеческого капитала) между предприятиями, отраслями и регионами. В развитие этой мысли и в качестве схемы обсуждения вопроса «что делать с собой, вступившими в ВТО», мы предлагаем изложенную ниже концепцию мобильности.
Для конкурентоспособности в
России необходимо реструктурировать свою экономику и перевести людей с менее производительных рабочих мест на более производительные в любом случае, независимо от вступления в ВТО. Однако, в случае вступления в ВТО этот процесс будет происходить существенно быстрее. Причем новые вакансии не обязательно будут создаваться в тех местах, где будут высвобождаться работники.
Дерегулирование является необходимым, но не достаточным условием для поглощения высвобождаемых трудовых ресурсов. Дерегулирование стимулирует создание малого бизнеса в густонаселенных и процветающих регионах, вряд ли стоит ожидать быстрый рост сектора услуг в моногородах с высокой безработицей и низким спросом.
Поэтому достаточно остро стоит вопрос о том, чтобы облегчить работникам возможности для переезда из одних мест в другие.
Сейчас географическая
мобильность населения
% от 1990 |
Куда едут | ||||||
|
Центральный |
Северо- |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальне- |
Центральный |
11,2 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
Северо-Западный |
2,7 |
13,9 |
1,1 |
1,5 |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
Южный |
1,7 |
0,6 |
15,2 |
1,1 |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
Приволжский |
1,1 |
0,5 |
0,6 |
16,2 |
1,2 |
0,4 |
0,3 |
Уральский |
1,3 |
0,5 |
1,4 |
3,4 |
15,8 |
1,2 |
0,3 |
Сибирский |
1,1 |
0,4 |
0,9 |
1,0 |
0,8 |
21,7 |
0,9 |
Дальневосточный |
3,7 |
1,4 |
3,0 |
2,6 |
1,0 |
3,9 |
20,1 |
Что можно сделать для увеличения географической мобильности? Ключевыми мерами являются пропаганда мобильности, отмена административных барьеров, развитие ипотеки, стимулирование переподготовки мигрантов. Можно выдавать ваучеры на приобретение билетов и оплату жилья в специальных общежитиях и т.д. При этом важна информационная поддержка этого процесса, то есть развитие информационной мобильности, и создание возможностей для профессиональной переориентации работников, то есть профессиональная мобильность.
Одной из центральных мер, направленных на рост географической мобильности, является развитие ипотечных кредитов. Считается, что развитие ипотеки сдерживается отсутствием банковской системы однако для развития ипотеки полноценные банки и не нужны. Необходима национальная ипотечная корпорация, которая будет выкупать закладные и выпускать под залог недвижимости всевозможные бумаги, торгуемые на рынке. Таким образом, люди будут занимать деньги практически на рынке ценных бумаг. Очень важно, чтобы это была частная компания, но регулируемая, как Fannie Mae (США) или негосударственные пенсионные фонды. Такая структура дает работу и российским банкам, которые будут выдавать первичные кредиты, но и предъявляет спрос на страховые услуги. Кроме того, будет создан и долгосрочный финансовый инструмент.
Региональные и местные власти опасаются, что увеличение мобильности приведет к увеличению конкуренции между регионами и (для многих регионов) массовому оттоку трудовых ресурсов и, следовательно, инвестиций. Это, верно – повышение мобильности заставит региональные и местные власти приложить гораздо больше усилий для привлечения и удержания квалифицированных кадров и капитала. Впрочем, это хотя и трудно, но возможно: одним из примеров успеха такой политики является развитие экономики Новгородской области в последние годы.
Региональные власти могут (если захотят)
привлекать инвестиции и создавать рабочие
места.
В Новгородской области была создана соответствующая
нормативная база для привлечения инвестиций.
Действующие на территории области совместные
предприятия получают различные налоговые
льготы и освобождаются от местных и региональных
налогов до полной окупаемости инвестиционного
проекта. Удалось значительно уменьшить
количество бюрократических барьеров
(в отличие, например, от Калининградской
области, которой, хотя и обладающей ещё
более прогрессивным законодательством,
не удаётся привлекать инвестиции исключительно
из-за низкого качества работы местных
чиновников). Значительные средства инвестированы
в транспортную систему и в туризм. Область
хорошо известна за рубежом, в 1997 году
за успехи на международной арене первой
из Российских регионов получила Почётный
знак Совета Европы. Области удалось привлечь
значительное количество как иностранных,
так и российских инвесторов. Так, по сравнению
с Калининградской областью, в 2000 году
уровень инвестиций в основной капитал
был в два раза выше, а объём иностранных
инвестиций был в пять раз больше. В области
действует 32 совместных предприятия, при
этом на промышленных совместных предприятиях
работает 2,5% населения (в среднем по России,
включая Москву, показатель составляет
0,5%). В итоге в области наблюдается рост производства
начиная с 1997 года (в 97-99 годах он составил
1, 5 и 15% соответственно, что превышает
общероссийские показатели в сумме на
16%), причём в наибольшей степени он затрагивает
экспортоориентированные отрасли (химическая,
лесная промышленность, нефтехимическое
машиностроение).