Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:51, реферат
Вступление России в ВТО необходимо обсуждать в более широком контексте, чем изменение импортных тарифов для отдельных отраслей. Вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Кроме того, стоит также задуматься не только над вопросами «вступать или не вступать» и «когда вступать», но и над тем, «что делать с собой, в ВТО вступившими». Мы стараемся ответить на эти вопросы не с точки зрения отраслей, а с позиции «заинтересованного наблюдателя».
Жили-были 2 развивающиеся страны, А и Б.19 Обе страны расположены на одной и той же широте, недалеко от богатых стран, обе омываются теплыми морями. В обеих странах одна и та же религия и одно и то же государственное устройство. Обе страны богаты ценными полезными ископаемыми, имеют обширные территории обрабатываемых угодий, в сельском хозяйстве занято свыше половины населения обоих стран. Обе страны одновременно стали независимыми государствами и начали строить свою экономику.
Страна А сделала ставку на открытость экономики и всеми силами способствовала привлечению иностранного капитала в страну, в первую очередь через создание зон свободной торговли. Стали возникать новые индустриальные центры, в которых развивалось машиностроение, обрабатывающая, химическая, легкая промышленность. Это привело к тому, что доля сельского хозяйства в ВВП страны за 25 лет упала с 35% до 20%. За это же время доля промышленности выросла с 17 до 35%, причем доля обрабатывающей промышленности выросла с 7 до 20% ВВП. Эти структурные изменения происходили на фоне стабильного роста ВВП на душу населения, средний ежегодный темп роста которого за эти 25 лет составил 3.8%. Все эти годы страна придерживалась политики максимальной открытости, экспорт стабильно составлял половину ВВП, однако структура экспорта постепенно смещалась от экспорта сырья в сторону экспорта готовой продукции, экспорт становился все более и более диверсифицированным, что позволяло в значительной мере защитить экономику страны от непостоянства мировой конъюнктуры.
Страна Б с самых первых лет обретения независимости выбрала иной путь развития, основу которого составила политика импортозамещающей индустриализации, сельскохозяйственной самодостаточности, сопровождающейся государственным контролем за национальными ресурсами, а в дальнейшем и промышленностью. Такая политика привела к тому, что во многих отраслях работали неэффективные предприятия с высокими уровнями издержек, существование которых обеспечивалось высокими тарифными и нетарифными импортными барьерами. Финансирование импортозамещающей политики главным образом базировалось на доходах от экспорта сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов. Параллельно с этим проводилась политика ограничения иностранной собственности в экономике страны. Таким образом, уже через десятилетие после обретения независимости в основных отраслях экономики страны доминировали крупные государственные предприятия-монополисты, защищенные от внешней конкуренции. Это приводило к постоянному давлению на бюджет, постепенному сокращению инвестиций в экономику страны. Произошедшее через 15 лет падение мировых цен на сырье, составляющее основу экспорта страны, привело к многократному росту бюджетного дефицита (с 3% до 20% ВВП за два года) и внешнему дисбалансу (профицит торгового баланса в 2.5% ВВП по счету текущих операций сменился дефицитом в 15%). Вскоре ситуация усугубилась засухой и падением сельскохозяйственного производства, что привело к дальнейшему росту внешнеторгового дефицита. За эти же 25 лет доля сельскохозяйственного производства сократилась с 25 до 16%ВВП, доля промышленного производства выросла с 25 до 35% ВВП, при крайне незначительном росте обрабатывающей промышленности с 15 до 18% ВВП. Средний темп роста ВВП на душу населения составил всего 1.7%.
К 1985 году, ввиду усилившихся проблем, связанных как с внутренними, там и с внешними диспропорциями, страна Б была вынуждена отказаться от курса на импортозамещение и перейти к политике большей открытости.
Рис. 4. Страна А с самого начала своего развития ориентировалась на открытость экономики, в то время как страна Б предпочла отгородиться от внешнего рынка. В результате различия в уровне жизни увеличились в 1.7 раз. На рисунках представлены степени открытости экономики и ВНП на душу населения в странах А и Б за 25 лет. | |
Экспорт товаров и услуг, % ВВП
|
ВНП на душу населения, пост. цены 1995 года, $США
|
ВТО возникла в 1994 году в результате переговоров стран-членов GATT. Основные нормативы ВТО включают в себя
Идеи в основе GATT:
Основные региональные блоки включают в себя: ЕС (15 стран), Соглашение по свободной торговле между странами Центральной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния, Болгария), CER – торговое соглашение между Австралией и Новой Зеландией, NAFTA – Североамериканское соглашение по свободной торговле (США, Канада, Мексика), ASEAN (Малазия, Таиланд, Сингапур, Мьянма, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Бруней, Камбоджа, Лаос), Mеrсosur (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай), Андийский пакт (Перу, Венесуэла, Боливия, Колумбия, Эквадор), СОМЕSA – общий рынок стран Восточной и Южной Африки (20 стран).
Зеленые субсидии – субсидии, которые разрешены и не подлежат обязательному сокращению – те субсидии, которые не создают перекосов для торговли или производства и не выражаются в ценовой поддержке производителя. К таким субсидиям относятся расходы государства на сельскохозяйственные исследования, проверку продукции, услуги по маркетингу и продвижению товаров на рынок, финансовое участие государства в схемах по страхованию доходов и выплатах в случае стихийного бедствия. Разрешены структурные мероприятия, такие как предоставление специальных пенсионных программ для производителей сельхозпродукции и инвестиционная поддержка реструктуризации производителя, а также выплаты, производимые в рамках программ по охране окружающей среды и программ помощи регионам.
Желтые субсидии. Соглашение предусматривает установление максимального порога для общего объема поддержки отечественных производителей, (AMS - Aggregate Measurement of Support) и последующее снижение этого порога.22 В AMS не включаются субсидии, относящиеся к разряду зеленых субсидий, выплаты производителям в рамках программ по сокращению производства (при определенных условиях), а также субсидии, составляющие меньше 5% от цены продукта. Соглашением также предусматривается сокращение субсидируемого экспорта как в стоимостном, так и натуральном выражении.
Общая часть GATS.
Соглашение предусматривает
Перечни обязательств по
либерализации для
Для каждого случая оговариваются
условия, на которых иностранным
компаниям будет
Соглашение о государственных поставках. Ряд стран (в основном – развитые страны), подписавших данное соглашение, распространяют требования национального режима и принципа равного отношения на закупки товаров и услуг государством (для которого общие правила ВТО делают исключение).
Соглашение вводит минимальные
стандарты защиты прав интеллектуальной
собственности и механизмы по
их реализации. Рассматриваются
следующие права интеллектуальн
1 Данные и все упоминаемые ниже расчеты высылаются по запросу при обращении на www.cefir.org.
2 Приведенные результаты показывают среднем эффект для крупных отраслей, при этом для более мелких отраслей, входящих в одну и ту же крупную отрасль, эффекты могут существенно отличаться. Эффект от вступления проявляется не на уровне крупной отрасли, а на уровне каждого конкретного товара и даже каждого отдельного предприятия.
3 По оценкам экономистов американского Министерства сельского хозяйства, используемых российскими сельхозпредприятиями ресурсов достаточно для увеличения урожая на 43 процента (даже при использовании традиционных советских технологий). По-видимому, это число можно использовать как нижнюю оценку масштабов разворовывания ресурсов.