Россия в ВТО: мифы и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:51, реферат

Краткое описание

Вступление России в ВТО необходимо обсуждать в более широком контексте, чем изменение импортных тарифов для отдельных отраслей. Вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Кроме того, стоит также задуматься не только над вопросами «вступать или не вступать» и «когда вступать», но и над тем, «что делать с собой, в ВТО вступившими». Мы стараемся ответить на эти вопросы не с точки зрения отраслей, а с позиции «заинтересованного наблюдателя».

Вложенные файлы: 1 файл

вступление в вто мифы и реальность.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Послесловие. Сказка о двух странах.

Жили-были 2 развивающиеся  страны, А и Б.19 Обе страны расположены на одной и той же широте, недалеко от богатых стран, обе омываются теплыми морями. В обеих странах одна и та же религия и одно и то же государственное устройство. Обе страны богаты ценными полезными ископаемыми, имеют обширные территории обрабатываемых угодий, в сельском хозяйстве занято свыше половины населения обоих стран. Обе страны одновременно стали независимыми государствами и начали строить свою экономику.

Страна А сделала  ставку на открытость экономики и  всеми силами способствовала привлечению  иностранного капитала в страну, в  первую очередь через создание зон  свободной торговли. Стали возникать  новые индустриальные центры, в которых развивалось машиностроение, обрабатывающая, химическая, легкая промышленность. Это привело к тому, что доля сельского хозяйства в ВВП страны за 25 лет упала с 35% до 20%. За это же время доля промышленности выросла с 17 до 35%, причем доля обрабатывающей промышленности выросла с 7 до 20% ВВП. Эти структурные изменения происходили на фоне стабильного роста ВВП на душу населения, средний ежегодный темп роста которого за эти 25 лет составил 3.8%.  Все эти годы страна придерживалась политики максимальной открытости, экспорт стабильно составлял половину ВВП, однако структура экспорта постепенно смещалась от экспорта сырья в сторону экспорта готовой продукции, экспорт становился все более и более диверсифицированным, что позволяло в значительной мере защитить экономику страны от непостоянства мировой конъюнктуры.

Страна Б с самых  первых лет обретения независимости  выбрала иной путь развития, основу которого составила политика импортозамещающей  индустриализации, сельскохозяйственной самодостаточности, сопровождающейся государственным контролем за национальными ресурсами, а в дальнейшем и промышленностью. Такая политика привела к тому, что во многих отраслях работали неэффективные предприятия с высокими уровнями издержек, существование которых обеспечивалось высокими тарифными и нетарифными импортными барьерами. Финансирование импортозамещающей политики главным образом базировалось на доходах от экспорта сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов.  Параллельно с этим  проводилась политика ограничения иностранной собственности в экономике страны. Таким образом, уже через десятилетие после обретения независимости в основных отраслях экономики страны доминировали крупные государственные предприятия-монополисты, защищенные от внешней конкуренции. Это приводило к постоянному давлению на бюджет, постепенному сокращению инвестиций в экономику страны. Произошедшее через 15 лет падение мировых цен на сырье, составляющее основу экспорта страны, привело к многократному росту бюджетного дефицита (с 3%  до 20% ВВП за два года) и внешнему дисбалансу (профицит торгового баланса в 2.5% ВВП по счету текущих операций  сменился дефицитом в 15%). Вскоре ситуация усугубилась засухой и падением сельскохозяйственного производства, что привело к дальнейшему росту внешнеторгового дефицита. За эти же 25 лет доля сельскохозяйственного производства сократилась с 25 до 16%ВВП, доля промышленного производства выросла с 25 до 35% ВВП, при крайне незначительном росте обрабатывающей промышленности с 15 до 18% ВВП. Средний темп роста ВВП на душу населения составил всего 1.7%.

К 1985 году, ввиду усилившихся  проблем, связанных как с внутренними, там и с внешними диспропорциями, страна Б была вынуждена отказаться от курса на импортозамещение и перейти  к политике большей открытости.

 

Рис. 4. Страна А с самого начала своего развития ориентировалась на открытость экономики, в то время как страна Б предпочла отгородиться от внешнего рынка. В результате различия в уровне жизни увеличились в 1.7 раз. На рисунках представлены степени открытости экономики и ВНП на душу населения в странах А и Б за 25 лет.

Экспорт товаров и услуг, % ВВП

ВНП на душу населения, пост. цены 1995 года, $США


Приложение. Краткие сведения о  Всемирной торговой Организации (ВТО)

ВТО возникла в 1994 году в результате переговоров стран-членов GATT. Основные нормативы ВТО включают в себя

  • Генеральное соглашение по торговле и тарифам (GATT)
  • Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS)
  • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS)

GATT

Идеи в основе GATT:

  1. Страны имеют право на защиту своих товаров, но последняя должна сводиться к тарифной. Важным исключением из этого правила является случай плохого сальдо торгового баланса. Тогда страна может ввести количественные ограничения на импорт. Странам, имеющим статус развивающихся, предоставляется больше гибкости в этом вопросе.
  2. Снижение либо снятие тарифов и других барьеров с помощью многосторонних переговоров. Каждая страна соглашается на определенный уровень связывания тарифов (график) и должна его придерживаться. Уровень связывания может отличаться от уровня, оговоренного соглашениями по снижению тарифов.
  3. Принцип наибольшего благоприятствия (MFN): в вопросах торговли стране не разрешается дискриминировать между странами-импортерами (экспортерами). Исключение – региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли. Для защиты интересов стран, не входящих в региональные блоки, ВТО предъявляет к последним ряд требований. Например, нельзя устанавливать новые барьеры в торговле с третьими странами. В случае таможенных союзов ставки импортных пошлин для третьих стран являются одинаковыми.

Основные региональные блоки включают в себя: ЕС (15 стран), Соглашение по свободной торговле между странами Центральной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния, Болгария), CER – торговое соглашение между Австралией и Новой Зеландией, NAFTA – Североамериканское соглашение по свободной торговле (США, Канада, Мексика), ASEAN (Малазия, Таиланд, Сингапур, Мьянма, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Бруней, Камбоджа, Лаос), Mеrсosur (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай), Андийский пакт (Перу, Венесуэла, Боливия, Колумбия, Эквадор), СОМЕSA – общий рынок стран Восточной и Южной Африки (20 стран).   

  1. Принцип национального режима: после того, как товар пересек границу, и пошлины на него уплачены, налагаемые на него внутренние налоги не могут быть выше, чем для отечественных товаров.

Другие правила, касающиеся торговли товарами.

  • Соглашение о таможенной оценке – ограничивает возможности для произвола таможни при установлении цены товара, согласно которой взимается пошлина.
  • Соглашение о предвывозной проверке (PSI) – регулирует деятельность независимых компаний по оценке количества и качества поставляемых товаров, целью которых является предотвратить занижение либо завышение цен на товары, а также мошенничество при отправке грузов в развивающиеся страны.
  • Соглашение о технических барьерах в торговле (TBT) – предусматривает меры по ограничению препятствий для торговли, вызванных наличием обязательных кованых стандартов и стимулирует разработку и использование международных стандартов.
  • Соглашение о процедурах по лицензированию импорта – устанавливает сроки выдачи лицензий и содержит требования к процессу лицензирования, обеспечивающие минимум прозрачности.
  • Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (регулирует субсидии промышленности)20.
    • Запрещенные, (красные, по ассоциации с цветом светофора): экспортные субсидии21 и субсидии, выдача которых производится на условии использования отечественных товаров вместо импортных. Разрешенные субсидии делятся на субсидии, дающие основания для судебного преследования (желтые), и на субсидии, не дающие такого основания (зеленые).
    • Желтые субсидии: «специфичные субсидии» (субсидии определенному предприятию, группе предприятий, отрасли промышленности или группе отраслей определенному региону на территории страны) относятся к разряду «желтых», если они причиняют ущерб интересам других стран. Страны – импортеры, пострадавшие от введения красных или желтых субсидий, могут обратиться с жалобой в ВТО либо прибегнуть к компенсационным мерам. 
    • Зеленые (разрешенные) субсидии: субсидии, не относящиеся к «специфическим» (например, субсидии мелким предприятиям), а также ряд «специфических» субсидий. К последним относятся, при определенных условиях, субсидии на научные исследования, на установку очистных сооружений, помощь развитию производства внутри региона, если ее объектами не являются конкретные предприятия или отрасли.
  • Соглашение по сельскому хозяйству. Пограничные меры: требование «тарификации» мер нетарифного регулирования, т.е. увеличения фиксированных тарифов на размер тарифного эквивалента лицензий, квот и т.д. (кроме стран, испытывающих трудности с платежным балансом). Снижение тарифов составило в среднем 37% для развитых стран и 24% для развивающихся. На так называемые тропические продукты (кофе, тропические фрукты и т.д.) тарифы были существенно снижены. Для продукции, производимой в средней полосе, текущие высокие тарифы (60-100%, а для некоторых продуктов –300-350%) отражают уровень существовавшей ранее нетарифной поддержки. Рядом стран для определенных товаров (мясо), по которым существовали специальные низкие тарифы в пределах определенной квоты, были приняты обязательства текущего доступа, устанавливающие тарифные квоты, в пределах которых такие товары возятся по старым низким тарифам. Обязательства минимального доступа: для товаров, традиционно особенно сильно защищенных (таких, как мясо, молочные продукты, отдельные виды овощей и фруктов) вводятся тарифные квоты (3-5% от объема внутреннего потребления), в пределах которых эти товары ввозятся по более низкой ставке (в среднем не более 32% от уровня связывания тарифа).
  • Субсидии сельскому хозяйству. В отличие от промышленности, для сельского хозяйства нет абсолютно запрещенных (красных) субсидий, соглашением предусмотрено лишь сокращение субсидий, отнесенных к разряду желтых.

Зеленые субсидии – субсидии, которые  разрешены и не подлежат обязательному  сокращению – те субсидии, которые не создают перекосов для торговли или производства и не выражаются в ценовой поддержке производителя. К таким субсидиям относятся расходы государства на сельскохозяйственные исследования, проверку продукции, услуги по маркетингу и продвижению товаров на рынок, финансовое участие государства в схемах по страхованию доходов и выплатах в случае стихийного бедствия. Разрешены структурные мероприятия, такие как предоставление специальных пенсионных программ для производителей сельхозпродукции и инвестиционная поддержка реструктуризации производителя, а также выплаты, производимые в рамках программ по охране окружающей среды и программ помощи регионам.

Желтые субсидии. Соглашение предусматривает  установление максимального порога для общего объема поддержки отечественных  производителей, (AMS - Aggregate Measurement of Support) и последующее снижение этого порога.22  В AMS не включаются субсидии, относящиеся к разряду зеленых субсидий, выплаты производителям в рамках программ по сокращению производства (при определенных условиях), а также субсидии, составляющие меньше 5% от цены продукта. Соглашением также предусматривается сокращение субсидируемого экспорта как в стоимостном, так и натуральном выражении.

  • Соглашения о связанных с торговлей мерах  по привлечению инвестиций. Запрещает использование ряда ограничений, таких как требование, чтобы предприятие использовало продукты и материалы, произведенные внутри страны, или правила, ставящие импорт предприятия в зависимость от его экспорта.
  • Правила, регулирующие применение охранных, компенсационных и антидемпинговых мер.

GATS

Общая часть GATS.

  1. Принцип наибольшего благоприятствия (требует равного отношения к услугам и к их производителям). В течение 10 лет для многих стран разрешены отступления от этого правила.
  2. Прозрачность регулирования. Каждая страна должна иметь специальную справочную службу, предоставляющую другим странам-членам информацию о действующем законодательстве в отношении торговли услугами.
  3. Взаимное признание квалификационных требований к предоставителям услуг (сертификатов, лицензий и т.п.).
  4. Правила, регулирующие вопросы монополий и других вопросов, связанных с ограничением конкуренции
  5. Обязательства по либерализации.
  • доступ на рынок (ограничения на долю иностранного участия, на открытие местных представительств, на количество предоставленных услуг либо на число осуществляемых операций, ограничения на количество занятых в секторе либо на количество предоставителей услуг на рынке).
  • национальный режим: в ходе переговоров страны оговаривают те сектора, на которые они будут готовы распространить действие принципа национального режима, и условия, на которых это может произойти.

Соглашение предусматривает меры по увеличению участия развивающихся  стран в торговле услугами.

Перечни обязательств по либерализации для индивидуальных стран. Они охватывают 12 секторов и 155 подотраслей, для каждой из них рассматриваются 4 способа предоставления услуг:

    • через границу (например, связь),
    • в стране-экспортере (например, туризм),
    • через открытие филиала в стране – импортере,
    • временный выезд сотрудников в страну-импортер физических лиц для оказания услуг.

Для каждого случая оговариваются  условия, на которых иностранным  компаниям будет предоставляться  допуск на рынок или национальный режим. Оговариваемые ограничения  могут относиться ко всему сектору  услуг (горизонтальные) либо к определенной отрасли или услуге.

Государственные закупки

Соглашение о государственных  поставках.  Ряд стран (в основном – развитые страны), подписавших данное соглашение, распространяют требования национального режима и принципа равного отношения на закупки товаров и услуг государством (для которого общие правила ВТО делают исключение).

TRIPS

Соглашение вводит минимальные  стандарты защиты прав интеллектуальной собственности и механизмы по их реализации.  Рассматриваются  следующие права интеллектуальной собственности: патенты, права копирования, торговые марки, промышленный дизайн, макеты интегральных схем, закрытая информация, указания географического места производства.

 

 

 

 

 

1 Данные и все упоминаемые ниже расчеты высылаются по запросу при обращении на www.cefir.org.

2 Приведенные результаты показывают среднем эффект для крупных отраслей, при этом для более мелких отраслей, входящих в одну и ту же крупную отрасль, эффекты могут существенно отличаться. Эффект от вступления проявляется не на уровне крупной отрасли, а на уровне каждого конкретного товара и даже каждого отдельного предприятия.

3 По оценкам экономистов американского Министерства сельского хозяйства, используемых российскими сельхозпредприятиями  ресурсов достаточно для увеличения урожая на 43 процента (даже при использовании традиционных советских технологий). По-видимому, это число можно использовать как нижнюю оценку масштабов разворовывания ресурсов. 

Информация о работе Россия в ВТО: мифы и реальность