Россия в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития .
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрытие понятия и сущности мировой торговли;
- рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;
- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;
- имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы регулирования мировой торговли
Основные понятия мировой торговли
1.2 Методы регулирования мировой торговли
1.3 Тенденции развития современной мировой торговли
Глава 2. Место России в мировой торговле
2.1 Экспортный потенциал РФ
2.2 Импортный потенциал РФ
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ
3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации
3.2 Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Тольяттинский филиал Московского государственного университета

пищевых производств 
 

Кафедра «Экономика и управление на предприятии

 пищевой  промышленности» 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему: «Россия в мировой торговле.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент группы: ЭЗК – 401                                                                                  А.А.Морозова

Преподаватель:                                                                                                      О.В.Зюзин 
 
 

Тольятти 2012

Содержание 

Введение

Глава 1. Основы регулирования мировой  торговли

    1. Основные понятия мировой торговли

1.2 Методы регулирования мировой торговли

1.3 Тенденции развития современной мировой торговли

Глава 2. Место России в мировой торговле

2.1 Экспортный потенциал РФ

2.2 Импортный потенциал РФ

Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ

3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации

3.2 Перспективы  развития мировой торговой политики  России на современном этапе

Заключение

Список  используемых источников и литературы

Приложение 

 

      Введение

     Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

     В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано  со значительными преимуществами: оно  позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

     В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

     Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность работы такого предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

     Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем.

     Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

     Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме в современной науке, с  другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития .

     В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

     - раскрытие понятия и сущности мировой торговли;

     - рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;

     - наличие экспортно-импортного потенциала РФ;

     - имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.

     При написании курсовой работы использовались научные работы в области экономики, специальная учебная литература для экономических ВУЗов, современная периодика, электронные ресурсы глобальной информационной сети (Интернет). 

 

      Глава 1. Основы регулирования мировой  торговли 

     1.1 Основные понятия мировой торговли 

     Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

     Мощным  импульсом этого процесса послужило  создание в ряде промышленно более  развитых стран (Англии, Голландии и  др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

     В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

     Согласно  исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

     Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

     Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

     Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в  более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона [2, стр.47].

     На  стабильный, устойчивый рост международной торговли оказывает влияние ряд следующих факторов:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
  5. либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  7. получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

     Рассматривая  структуру мировой торговли в  первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием [2, стр.48]. 

     1.2 Методы регулирования мировой торговли 

     Политика  государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

     Тарифные  средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней  торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных  производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы [15, стр.67].

     Таможенные  тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.

     Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является Закон о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

     Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в значительно больших масштабах, как по числу стран, так и по количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров).

     Экспортный  таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров.

     Транзитный  таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.

     Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые  не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

     Нетарифные  методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления  внешнеторговой политики в силу следующих  причин:

     • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

     • во-вторых, нетарифные методы более  удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

Информация о работе Россия в мировой торговле