Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:04, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития .
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрытие понятия и сущности мировой торговли;
- рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;
- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;
- имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.
Введение
Глава 1. Основы регулирования мировой торговли
Основные понятия мировой торговли
1.2 Методы регулирования мировой торговли
1.3 Тенденции развития современной мировой торговли
Глава 2. Место России в мировой торговле
2.1 Экспортный потенциал РФ
2.2 Импортный потенциал РФ
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ
3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации
3.2 Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 9,2%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров снизились по сравнению с прошлым годом соответственно на 24,8% и 57,5%. Физические объемы вывоза сгущенного молока снизились на 38,1%, масла сливочного – на 34,8%, сыров и творога – на 16,9%, пшеницы – на 73,5%, семян подсолнечника – на 81,1%, растительного масла – на 18,2%.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2010 году составил 8,9% (в 2009 году – 10,3%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2009 годом на 3,4%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии увеличились на 20,1%, аммиака – на 87,5%, азотных удобрений – на 20,3%, комплексных удобрений – на 23,6%, при этом снизились объемы поставок калийных удобрений – на 89,6%, лаков и красок – на 14,3%, моющих средств – на 22,7%, пластмасс и изделий из них – на 13,4%, каучука, резины и изделий из них – на 10,8%.
Доля
экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных
изделий в 2010 году составила 4,0% (в
2009 году – 5,1%). Стоимостной и физический
объемы экспорта этих товаров сократился
на 5,8% и 12,2% соответственно. Физические
объемы экспорта пиломатериалов снизились
на 15,5%, фанеры – на 3,9%, бумаги газетной
– на 8,5%; целлюлозы – возросли на 10,8%.
2.2
Импортный потенциал
РФ
Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд.долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США (рост на 44,8%). Данные приведены в Приложении 3.
Увеличение стоимости российского импорта в 2010 году относительно 2009 года было обусловлено в основном ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механического оборудования – на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 59,1%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 23,2%, грузовых – в 2,2 раза [18, стр.4].
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,3% (в 2009 году – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2009 годом возросли на 15,5%, в том числе: свежемороженой рыбы – на 1,1%, сгущенного молока – в 6,1 раза, сливочного масла – на 28,2%, сыров и творога – на 34,2%, цитрусовых – на 16,5%, кофе – на 14,8%, кукурузы – на 1,7%, сахара-сырца – на 66,7%. Объемы закупок свежемороженого мяса снизились на 2,3%, мяса птицы – на 32,7%, чая – на 1,2%, консервов из мяса – на 6,9%.
Удельный
вес продукции химической промышленности
в товарной структуре импорта
составил 17,3% против 17,6% в 2009 году. Стоимостной
объем ввоза продукции
Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2010 году составила 6,3% (в 2009 году – 5,7%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2009 годом на 50,2%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с 2009 годом на 37,5%, одежды – на 81,5%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 33,7%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году – 5,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 56,8%, а физический – на 73,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 79,1%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 75,2 раза, труб – в 4,0 раза.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году доля машин и оборудования составила 29,4% (в 2009 году – 23,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 64,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 17,4%, электрооборудования – на 28,4%, железнодорожного оборудования – в 3,6 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза.
Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году составил 17,3% (в 2009 году – 18,7%), топливно-энергетических товаров – 10,5% (10,7%), продукции химической промышленности – 8,7% (10,1%), металлов и изделий из них – остался на уровне прошлого года.
Рост
стоимостных объемов импорта из стран
СНГ по сравнению с 2009 годом наблюдался
по всем укрупненным позициям товарной
номенклатуры. Увеличение стоимостного
объема ввоза вызвано, в основном, ростом
импорта (физических объемов) черных металлов
и изделий из них – на 25,0 %, сыров и творога
– на 4,9 %, масла растительного – в 2,7 раза,
продуктов содержащих какао – на 21,3 %,
нефтепродуктов – в 2,4 раза, удобрений
– в 3,0 раза, пластмассы и изделий из нее
– на 49,6 %, лаков и красок – на 20,9 % [18]
Глава 3. Проблемы и перспективы
мировой торговли РФ
3.1
Необходимость выработки
новой внешнеэкономической
политики и механизма
ее реализации
Государственное
регулирование
-количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;
- ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;
-
в целях защиты национальных
интересов РФ при
- на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;
-
особыми режимами
-
соблюдается равенство
Среди
проблем, стоящих перед РФ в области
внешнеэкономической
-
неблагоприятная позиция РФ в
международном разделении
В то же время в структуре импорта, как видно в приложении 3, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. То есть, существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции.
Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло, поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса.
Вступление РФ в ВТО, является одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны [14, стр.18].
На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции.
Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.
Не
существует однозначного ответа на то,
как этого достичь, для этого необходим
широкий комплекс мер. При этом экономические
интересы должны как можно в меньшей степени
ущемляться ради политических [13, стр.164].
3.2
Перспективы развития
мировой торговой
политики России
на современном этапе
Перед Россией уже не первый год стоит задача вступления во Всемирную торговую организацию. С этим имелись некоторые трудности. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и не может в полной мере использовать преимущества МРТ.
Переговорный процесс за несколько лет значительно продвинулся вперед. Решились многие спорные экономические вопросы.
Главным фактором при вступлении России в ВТО является изменение режима торговли, это означает, что Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, что поставит отечественных производительней в тяжелое положение. России придется снизить уровень тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Исследования Всемирного банка показали, что через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год [16, стр.349].
Но от вступления РФ будет иметь и преимущества, связанные с тем, что такие организации как ГАТТ и другие соглашения, интегрированные в ВТО, имеют общее правовое пространство. Они являются многосторонними торговыми договорами. Поэтому это даст России шанс решать проблемы многостороннего торгового сотрудничества наряду с остальными членами ВТО.
Также Россия сможет пользоваться механизмом защиты внешнеторговых интересов в улаживании различных конфликтных ситуаций. К примеру, частые антидемпинговые процедуры стран-импортеров российской продукции являются препятствиями на пути экспорта нашей страны. По оценкам, ежегодный ущерб России от дискриминационной политики развитых стран составляет 2 млрд. долл. И такой экономической политикой в виде применения ограничительных мер в отношении российских товаров применяют 19 стран (Австралия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Корея, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР), а также страны ЕС-25 как единый таможенный союз. Равноправие на рынке товаров усилит позиции России на международных рынках капиталов. И конкурентная среда станет более прозрачной.
По сути, вступление в ВТО – это процесс реального внедрения полновесных рыночных принципов в национальную экономику и ее мирохозяйственные связи, оптимизация национальных интересов и традиций с общемировыми тенденциями. Невозможно занять место в мировой экономике и быть вне ВТО.