Россия в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития .
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрытие понятия и сущности мировой торговли;
- рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;
- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;
- имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы регулирования мировой торговли
Основные понятия мировой торговли
1.2 Методы регулирования мировой торговли
1.3 Тенденции развития современной мировой торговли
Глава 2. Место России в мировой торговле
2.1 Экспортный потенциал РФ
2.2 Импортный потенциал РФ
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ
3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации
3.2 Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

     Доля  продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 9,2%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров снизились по сравнению с прошлым годом соответственно на 24,8% и 57,5%. Физические объемы вывоза сгущенного молока снизились на 38,1%, масла сливочного – на 34,8%, сыров и творога – на 16,9%, пшеницы – на 73,5%, семян подсолнечника – на 81,1%, растительного масла – на 18,2%.

     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в  страны СНГ в 2010 году составил 8,9% (в 2009 году – 10,3%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2009 годом на 3,4%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии увеличились на 20,1%, аммиака – на 87,5%, азотных удобрений – на 20,3%, комплексных удобрений – на 23,6%, при этом снизились объемы поставок калийных удобрений – на 89,6%, лаков и красок – на 14,3%, моющих средств – на 22,7%, пластмасс и изделий из них – на 13,4%, каучука, резины и изделий из них – на 10,8%.

     Доля  экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 4,0% (в 2009 году – 5,1%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров сократился на 5,8% и 12,2% соответственно. Физические объемы экспорта пиломатериалов снизились на 15,5%, фанеры – на 3,9%, бумаги газетной – на 8,5%; целлюлозы – возросли на 10,8%. 

     2.2 Импортный потенциал РФ 

     Импорт  России в 2010 году составил 229,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд.долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США (рост на 44,8%). Данные приведены в Приложении 3.

     Увеличение  стоимости российского импорта  в 2010 году относительно 2009 года было обусловлено в основном ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%.

     В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механического оборудования – на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 59,1%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 23,2%, грузовых – в 2,2 раза [18, стр.4].

     Доля  импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,3% (в 2009 году – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2009 годом возросли на 15,5%, в том числе: свежемороженой рыбы – на 1,1%, сгущенного молока – в 6,1 раза, сливочного масла – на 28,2%, сыров и творога – на 34,2%, цитрусовых – на 16,5%, кофе – на 14,8%, кукурузы – на 1,7%, сахара-сырца – на 66,7%. Объемы закупок свежемороженого мяса снизились на 2,3%, мяса птицы – на 32,7%, чая – на 1,2%, консервов из мяса – на 6,9%.

     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта  составил 17,3% против 17,6% в 2009 году. Стоимостной  объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 33,4%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии увеличились на 21,1%, органических химических соединений – на 41,2%, лаков и красок – на 14,6%, парфюмерии – на 10,6%, мыла и моющих средств – на 15,5%, пластмассы и изделий из нее – на 36,2%, каучуковых и резиновых изделий – на 48,5%.

     Доля  импорта текстильных изделий и обуви в 2010 году составила 6,3% (в 2009 году – 5,7%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2009 годом на 50,2%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с 2009 годом на 37,5%, одежды – на 81,5%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 33,7%.

     Удельный  вес импорта металлов и изделий  из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году – 5,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 56,8%, а физический – на 73,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 79,1%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 75,2 раза, труб – в 4,0 раза.

     В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году доля машин и оборудования составила 29,4% (в 2009 году – 23,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 64,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 17,4%, электрооборудования – на 28,4%, железнодорожного оборудования – в 3,6 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза.

     Удельный  вес продовольственных товаров  и сырья для их производства в  товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году составил 17,3% (в 2009 году – 18,7%), топливно-энергетических товаров – 10,5% (10,7%), продукции химической промышленности – 8,7% (10,1%), металлов и изделий из них – остался на уровне прошлого года.

     Рост  стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с 2009 годом наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимостного объема ввоза вызвано, в основном, ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 25,0 %, сыров и творога – на 4,9 %, масла растительного – в 2,7 раза, продуктов содержащих какао – на 21,3 %, нефтепродуктов – в 2,4 раза, удобрений – в 3,0 раза, пластмассы и изделий из нее – на 49,6 %, лаков и красок – на 20,9 % [18] 

 

      Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ 

     3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации 

     Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

     -количественные  ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

     - ввозимые на территорию РФ  товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

     - в целях защиты национальных  интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в  отношении вооружений, военной техники  и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

     - на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

     - особыми режимами осуществления  отдельных видов внешнеторговой  деятельности являются приграничная  торговля и свободная экономическая  зона;

     - соблюдается равенство участников  внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством [1, ст.8].

     Среди проблем, стоящих перед РФ в области  внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

     - неблагоприятная позиция РФ в  международном разделении труда.  Как видно из структуры российского экспорта в приложении 2, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке.

     В то же время в структуре импорта, как видно в приложении 3, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. То есть, существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции.

     Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло, поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса.

     Вступление  РФ в ВТО, является одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны [14, стр.18].

     На  основании вышеперечисленного можно  прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической  деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать  структуру экспорта в сторону  более высокотехнологичной продукции.

     Определённые  шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного  комплекса, создаются государственные  корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной  продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.

     Не  существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических [13, стр.164]. 

     3.2 Перспективы развития  мировой торговой  политики России  на современном этапе 

     Перед Россией уже не первый год стоит  задача вступления во Всемирную торговую организацию. С этим имелись некоторые  трудности. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и не может в полной мере использовать преимущества МРТ.

     Переговорный  процесс за несколько лет значительно  продвинулся вперед. Решились многие спорные экономические вопросы.

     Главным фактором при вступлении России в ВТО является изменение режима торговли, это означает, что Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, что поставит отечественных производительней в тяжелое положение. России придется снизить уровень тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Исследования Всемирного банка показали, что через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год [16, стр.349].

     Но  от вступления РФ будет иметь и  преимущества, связанные с тем, что  такие организации как ГАТТ и  другие соглашения, интегрированные  в ВТО, имеют общее правовое пространство. Они являются многосторонними торговыми  договорами. Поэтому это даст России шанс решать проблемы многостороннего торгового сотрудничества наряду с остальными членами ВТО.

     Также Россия сможет пользоваться механизмом защиты внешнеторговых интересов в  улаживании различных конфликтных  ситуаций. К примеру, частые антидемпинговые процедуры стран-импортеров российской продукции являются препятствиями на пути экспорта нашей страны. По оценкам, ежегодный ущерб России от дискриминационной политики развитых стран составляет 2 млрд. долл. И такой экономической политикой в виде применения ограничительных мер в отношении российских товаров применяют 19 стран (Австралия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Корея, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР), а также страны ЕС-25 как единый таможенный союз. Равноправие на рынке товаров усилит позиции России на международных рынках капиталов. И конкурентная среда станет более прозрачной.

     По  сути, вступление в ВТО – это  процесс реального внедрения полновесных рыночных принципов в национальную экономику и ее мирохозяйственные связи, оптимизация национальных интересов и традиций с общемировыми тенденциями. Невозможно занять место в мировой экономике и быть вне ВТО.

Информация о работе Россия в мировой торговле