Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы являлся тщательный и подробный анализ соотношения видов конкуренции на рынках. В работе дается краткий анализ рыночной классификации и функций рынка, а также обращается внимание на государственное регулирование рынка. Задачи данной работы:
1. Дать общую характеристику рынкам.
2. Рассмотреть виды конкуренции.
3. Изучить особенности государственного регулирования.
4. Найти инструменты развития конкурентной среды рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА
1.1 Сущность рынка………………………..……………………..…….…….………5
1.2 Функции рынков……………………………………...………………...……….….7
1.3 Классификация рынков……………………………………………...……..……10
2. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Механизм рынка совершенной конкуренции………………….…………….15
2.2 Рынок несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция,
олигополия, чистая монополия……………………………….……… ………19
2.3 Особенности государственного регулирования рынка…….……………..26
3. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Таможенное и налоговое послабление для развития совершенной конкуренции……………………………………………….…29
3.3 Развитие малого и среднего предпринимательства как совершенствование монополистической конкуренции……………………..……32
3.3 Регулирование естественных монополий……………………………….……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 136.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I »

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

Курсовая работа по макроэкономике

на тему:

«Рынки совершенной и несовершенной конкуренции»

 

 

                                                   Выполнила: студентка-бакалавр (оч. отдел.)

                                              Факультет БФ курс I группа II

                                                  направление 080100 Экономика

                                                      профиль Бух. учёт, анализ и аудит

                          Бочарникова И.Л.

 

                                           Шифр по зачетной книжке:

 

 

 

Воронеж 2014 г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА

1.1    Сущность рынка………………………..……………………..…….…….………5

1.2    Функции рынков……………………………………...………………...……….….7 1. 3    Классификация рынков……………………………………………...……..……10

2.     СООТНОШЕНИЕ       ВИДОВ      КОНКУРЕНЦИИ     В РОССИЙСКОЙ        ЭКОНОМИКЕ  И  ИХ  ВЛИЯНИЕ  НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1     Механизм  рынка совершенной конкуренции………………….…………….15

 

2.2     Рынок  несовершенной  конкуренции: монополистическая конкуренция,

         олигополия, чистая монополия……………………………….………  ………19

 

2.3    Особенности  государственного регулирования  рынка…….……………..26

 

3.     ИНСТРУМЕНТЫ РАЗИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1   Таможенное   и    налоговое  послабление     для  развития  совершенной конкуренции…………………………………………………………………………….…29

 

3.3   Развитие    малого     и       среднего         предпринимательства          как совершенствование монополистической конкуренции……………………..……32

 

3.3   Регулирование  естественных монополий……………………………….……33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….37

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..39

 

ВЕДЕНИЕ

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.

Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение видов конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

 В период реформирования  экономики в России возникает  объективная необходимость и  возможность развития конкуренции. Формирование рыночных отношений, новых субъектов хозяйствования в многообразных формах собственности создают условия для развития конкуренции. Острота исследования проблем развития конкуренции в условиях реформирования российской экономики связана с медленным преодолением монополизма. Кроме того, необходимо дальнейшее расширение конкурентной среды на рынках и поиск путей воздействия на нее. Это требует теоретических обобщений с целью недопущения хозяйственных потерь в экономическом развитии. Потребность в анализе конкурентных отношений вытекает из продолжения реформирования российской экономики, формирования новой структуры производства, предпринимательского мышления и поведения субъектов хозяйствования.

Объектом исследования являются рынок, его сущность и функции, а также виды конкуренции в условиях развития рыночной экономики, закономерность государственного регулирования рынка

        Предмет исследования — инструменты развития рыночной системы конкуренции.

Целью написания курсовой работы являлся тщательный и подробный анализ соотношения видов конкуренции на рынках. В работе дается краткий анализ рыночной классификации и функций рынка, а также обращается внимание на государственное регулирование рынка.

   Задачи данной работы:  

          1. Дать общую характеристику рынкам.

          2. Рассмотреть виды конкуренции

          3. Изучить особенности государственного регулирования

          4. Найти инструменты развития конкурентной среды рынка.

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА

 

1.1     Сущность рынка

 

  В процессе  становления  и   развития товарно-денежных    отношений

формируется такой важнейший их институционально организованный  и

системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения

товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и

формирование  товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как

самостоятельное  явление   представляет     собой   сложное  образование,

свою собственную структуру, специфические условия функционирования

развития.

   Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли

рыночная  площадь. Это самое упрощенное,   узкое понимание рынка

Объясняется оно тем, что рынок появился еще в  период первобытного

общества,   когда обмен между  общинами     только  становился  более

или  менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который

осуществлялся в определенном месте  и определенное  время.   Такое

понимание рынка дошло и до наших времен  как одно  из  значений

слова.   При  этом  не  следует  ограничивать  рынок  лишь сферой товарного

обмена,  поскольку  рынок  предусматривает  и  денежное  обращение, в том

числе обращение ценных бумаг.

      Суммируя  сказанное,  сущность современного рынка  можно определить

как    совокупность     экономических      отношений     между      домашними 

хозяйствами, различными   типами     фирм   и организаций  и    государством     

(включая наднациональные  органы), выступающими  в качестве продавцов  

или   покупателей  по  поводу  купли-продажи  товаров   и  услуг   в   сфере

 обращения, а также механизм реализации данных   отношений   с законами

товарного производства и денежного обращения.

     Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

     Какие  инструменты  способствуют  установлению  равновесия на рынке?

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при  определении   необходимости   изменения  объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге  предопределили и  то, кем при данном   уровне доходов будет потреблен продукт.

    Во-вторых, это  спрос и  предложение. Спрос (платежеспособный)  — это  представленная  на  рынке потребность  в   товарах,   определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров,  которое  имеется   в продаже  при   данной    цене.   Изменение соотношения между   спросом  и   предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при  котором обеспечивается равновесие спроса  и  предложения и,   в конечном  итоге,  равновесие  производства  и потребления.

     Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого  предпринимателя — максимизация   прибыли,  а   следовательно, и расширение масштабов   хозяйственной деятельности. Это  с  неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем  спрос на него, то   усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден  снижать цену, что, как правило, влечет за собой  сокращение производства  данного товара.  Если спрос больше, чем предложение,   то конкурировать друг с другом вынуждены  уже покупатели.  Чтобы иметь возможность  приобрести   дефицитный  товар,  каждый  из  них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается,  и  это стимулирует  увеличение предложения данного товара.

     В   целом,  необходимо  подчеркнуть  следующее.   Независимо от типа рыночных   структур     необходимым        условием        их      нормального функционирования   является   экономическая  свобода,  самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

1.2  Функции рынка

   Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

    Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

     Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка  продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

       Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

      Ценообразующая  (или    эквивалентная) функция –  это  установление

ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

       Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

       Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции