Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы являлся тщательный и подробный анализ соотношения видов конкуренции на рынках. В работе дается краткий анализ рыночной классификации и функций рынка, а также обращается внимание на государственное регулирование рынка. Задачи данной работы:
1. Дать общую характеристику рынкам.
2. Рассмотреть виды конкуренции.
3. Изучить особенности государственного регулирования.
4. Найти инструменты развития конкурентной среды рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА
1.1 Сущность рынка………………………..……………………..…….…….………5
1.2 Функции рынков……………………………………...………………...……….….7
1.3 Классификация рынков……………………………………………...……..……10
2. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Механизм рынка совершенной конкуренции………………….…………….15
2.2 Рынок несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция,
олигополия, чистая монополия……………………………….……… ………19
2.3 Особенности государственного регулирования рынка…….……………..26
3. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Таможенное и налоговое послабление для развития совершенной конкуренции……………………………………………….…29
3.3 Развитие малого и среднего предпринимательства как совершенствование монополистической конкуренции……………………..……32
3.3 Регулирование естественных монополий……………………………….……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 136.35 Кб (Скачать файл)

       Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

       Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

    Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами и    способствуют нахождению рыночному механизму ответить на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

1.3 Классификация  рынков

     Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

1. По организаторскому   признаку   (степени   ограничения  конкуренции) рынки подразделяются на:

      Рынок совершенной (свободной) конкуренции – такой рынок позволяет перераспределять  ограниченные  ресурсы   общества в  пользу   наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои  прибыли,  лишь  снизив издержки производства.

     Рынок монополистической конкуренции – это такая рыночная структура, когда   множество  фирм,    выпускающих   дифференцированный  продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.

     Олигополистический   рынок    - это  рынок,   на  котором   доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.

      Монополистический  рынок – это рынок, на котором  товар, у которого нет

близких  заменителей,   продает один   продавец, т.   е.  один  продавец противостоит множеству покупателей.

2. По пространственному признаку рынки подразделяются на:

    Местный рынок (в пределах села, города);

    Региональный рынок (в пределах одного региона);

    Национальный рынок (внутренний);

    Мировой рынок  - это совокупность  национальных рынков   различных государств,    экономические      связи     между     которыми     определены международной  торговлей  (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).

   Рынок покупателей - на этом рынке  предложение   должно  превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены  и  оказывает  предпочтение   тому  или  иному  товару.  Здесь   есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;

   Рынок продавцов – этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном  сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;

    Рынок  государственных  учреждений - включает    совокупность  актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих  или арендующих  товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;

     Рынок промежуточных продавцов - посредников - выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя

3.По объектам купли-продажи  рынки подразделяются на:

   Рынок   товаров  и  услуг  (потребительский рынок)  -  включает  в   себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства     (товаров,     предназначенных      для       производственного потребления).   Целевое  назначение   потребительских  товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.

    Рынок   услуг    -   совокупность    купли-продажи   услуг    образования, здравоохранения, общественного питания и др.

Инфраструктура рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и снабжением информацией участников рыночных отношений;

  Рынок труда – на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение   посреднических   операций     между   предпринимателями   и рабочими.

Кроме этого  биржи  труда оказывают материальную поддержку в случае вынужденной  безработицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают    и    распространяют     информацию    об     уровне    занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам;

    Информационный    рынок  –   поставщиками    информации   выступают

институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;

  

   Рынок  капиталов - состоит  из  рынка  денег  и  рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний , различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты  предоставляются   за  определенную   плату  в  виде   процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.

   Непосредственное отношение к денежному рынку имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - кредитно-долговые обязательства продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг - это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.)  - производные от основных.

   Рынок     инноваций    -   т.    е.   рынок      нововведений,    изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что,  несомненно ,  должно  привести  к   ускорению  научно-технического прогресса.

  Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.

   Рынок жилья – до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией  государственного  жилого  сектора сформировался полноценный  рынок жилья, охватывающий  все виды жилой площади.

        Рынок в самом общем виде – это система экономических отношений, которые   складываются   в    процессе    производства,    обращения       и распределения товаров, а так же движение денежных средств. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей  -  продажей.    Рынок   представляет   сферу   обмена,    в   которой осуществляется связь   производителей   и  потребителей,   производства   и потребления.

    Рынок выполняет  различные функции,   которые определяются стоящими перед ним задачами.  Рынки различаются по  разным  признакам.  Рынок характеризуется не  только количеством продавцов и видом  продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от   производителя к продавцу  и  от  продавца  к  покупателю, объемом единичных продаж,  а   также  степенью  легализации  рыночных процессов. В соответствии с этим рынок имеет многообразный механизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Механизм рынка совершенной конкуренции.

         Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях совершенной, свободной или чистой конкуренции. Это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.  На таком рынке исключены все виды соперничества - как между продавцами, так и между покупателями. 

       Совершенная   конкуренция  формируется  в  условиях,  когда имеется

большое число мелких фирм, каждая из которых производит аналогичные

товары, а ее незначительные размеры не влияют на уровень рыночной цены.

Примером служат рынки  сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа,

рынок    иностранных     валют.    Конкурирующие     фирмы       производят

стандартную,  абсолютно   одинаковую  продукцию,  а потому покупателю

совершенно безразлично, у кого приобретать данный  товар.   Фактически

каждый конкурирующий  производитель вынужден соглашаться с ценой, не

имея возможности ее диктовать. Завышенная цена оттолкнет покупателя к

другому продавцу, имеющему такой  же   товар,  но по более низкой цене.

Новые фирмы в этих условиях могут свободно входить, а существующие

фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. Таким образом,

следует отметить что  совершенная  конкуренция  должна  удовлетворять

следующим условиям:

-     бесконечное множество равноценных   продавцов и  покупателей; 

-    однородность и делимость продаваемой продукции; 

-    отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; 

-    равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров); 

-   наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами; 

-   стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции; 

- отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка. 

        В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Рынок свободной конкуренции – это регулятор общественного производства. Он позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш (излишек) и тем и другим.

Ориентирует всю экономику, в которой действует рынок, на потребителя на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос.

Автоматически самонастраивающийся механизм рынка свободной конкуренции заставляет всех производителей и продавцов ориентироваться на рыночные сигналы цен и принимать оптимальные решения по объемам производства и продажи товаров и по затратам на их производство. Поэтому совершенная конкуренция в идеале способствует наиболее эффективному распределению ресурсов между отраслями и видами производства и заставляет производителей производить именно то, что нужно, и столько, сколько нужно потребителям, с наименьшими затратами и с максимальной прибылью, стимулируя использование достижений НТП и повышение качества продукции. В принципе это бездефицитная экономика с высокой степенью адаптации к изменяющимся условиям. 

Свободный рынок эффективно распределяет ограниченные ресурсы, благодаря информации, заложенной в ценах.

         У свободного рынка есть еще одно важное преимущество: он разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесных цен в интернациональном масштабе.

Таким образом, рыночная система обеспечивает решение трех фундаментальных проблем: что производить, как производить, для кого производить.

В хозяйственной практике рынок совершенной конкуренции практически не случается. Он может рассматриваться как охватывающий лишь некоторые секторы экономики( фермерские с\х, сфера услуг), да и то с определенными оговорками. Только очень немногие рынки полностью отвечают этим требованиям. Такова, например, биржа в Нью-Йорке, Американская биржа и аналогичные рынки ценных бумаг, которые являются хорошими примерами совершенной конкуренции. Для нас существенное значение имеет не только область практического применения наших знаний на этом рынке, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика, обладает рядом недостатков.

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции