Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:32, курсовая работа
Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах: денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг). Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке. В данной работе рассматривается конкурентный рынок факторов производства.
Введение……………………………………………………………………………...2
1.Рынки факторов производства
1.1 Рынок труда……………………………………………………………….…..3-4
1.2 Рынок капитала………………………………………………………….……..5-6
1.3 Рынок природных ресурсов ………………………………………………..…7-9
2.Рынок факторов производства, формирование факторных доходов………………………………………….……………………………...………10-19
Заключение………………………………………………………….…………....…20
Список использованной литературы………………………………..…………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Рынки факторов
1.1 Рынок труда…………………………………………………
1.2 Рынок капитала…………………………………………
1.3 Рынок природных ресурсов ……………
2.Рынок факторов производства,
формирование факторных доходов………………………………………….………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..…………….
Введение
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Казахстане, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций.
Современная экономическая теория раскрывает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. отмечена грандиозными переменами во всей системе экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер.
Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах: денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг).
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке. В данной работе рассматривается конкурентный рынок факторов производства.
1.Рынки факторов производства
1.1Рынок труда
В планово-регулируемой экономике
развитого рынка рабочая сила
не считается товаром, значит, не проходила
фазу обмена, хотя формально осуществлялся
наем рабочей силы как особая форма
покупки ее предприятием от имени
государства. На практике подготовка рабочей
силы и ее распределение между
сферами хозяйства, отдельными предприятиями
осуществлялась в плановом порядке.
Поэтому администрация
Предприятия и учреждения, нуждающиеся в рабочей силе, формируют спрос на нее, выступают на рынке в качестве покупателей – потребителей способностей людей к труду. Предложение того особого товара формируют, как уже было сказано, домашние хозяйства, выступая на рынке в качестве продавцов. Для нашей страны сегодня рынок труда явление новое. И постепенно сужался и был устранен к концу 20-хгодов. В рыночной экономике особым товаром становится труд как фактор производства. Следует заметить, что работник обладает способностью к труду - рабочей силой, которую он может предложить на рынке ее покупателю. Последнего интересует не сама рабочая сила, а процесс ее реализации, т.е. труд как целесообразная, полезная деятельность, результат которой затем оплачивается. Значит, на рынке продается рабочая сила, а покупается труд, здесь нет противоречия, такое положение обусловлено тем, что сами акты приобретения и потребления этого товара разделены временем. Рынок, на котором совершается купля - продажа такого товара можно называть рынком рабочей силы (с точки зрения ее продавца) или рынком труда (с точки зрения его покупателя).
Итак, предложение рабочей силы формируют домашние хозяйства как ее производители и собственники. В подготовке рабочей силы участвуют семья как субъект домашнего хозяйства и государство через систему образования, здравоохранения, культуры. Значит, предложение рабочей силы зависит от уровня развития домашних хозяйств, обеспечивающих необходимые условия для производства и воспроизводства способности членов семьи к труду; от количественного состава семей, прежде всего, числа детей как потенциальных работников; от возможностей учреждений образования в деле формирования новых кадров работников, повышения их квалификации.
Спрос на труд обусловлен тем, что предприятиям постоянно необходим этот фактор производства, кроме того, все учреждения непроизводственной среды также нуждаются в труде соответствующих специалистов. Следовательно, предприятия и учреждения всех отраслей хозяйства страны нуждаются в рабочей силе и поэтому могут выступать в качестве покупателей этого товара, предъявляют спрос на него. Однако для реализации спроса необходимы средства для приобретения рабочей силы. Значит, спрос на труд будет зависеть не только от размеров потребности в нем, но и от возможностей его приобретения.
Как товар труд на рынке
имеет свою цену, которая складывается
под влиянием разного рода обстоятельств,
прежде всего соотношения между
спросом и предложением, а значит
и факторов, их определяющих. Цена данного
товара есть для продавца - цена его
рабочей силы, для покупателя - цена
труда, с обеих позиций цена выступает
в форме заработной платы. Через
нее устанавливаются отношения
между продавцом и покупателем,
реализуются интересы обеих сторон.
рационального распределения рабочей
силы между отраслями хозяйства, предприятиями,
а также эффективного ее использования.
Стимулирующая и распределительная функции
заработной платы способствуют обеспечению
продуктивной занятости населения и на
этой основе роста производства, повышения
прибыльности предприятия.
В отечественной практике сложилась тарифная
система определения размера заработной
платы каждого работника.
1.2 Рынок капитала
Капитал, как и труд, тоже
может становиться товаром, т.е. может
продаваться и покупаться. Таковым
он будет при двух обязательных условиях:
наличие временно свободного капитала
у его владельцев и наличие
временной потребности у
Капитал как товар имеет свои особенности
по сравнению с обычным товаром. Такой
товар при его продаже меняет своего собственника,
продаваемый капитал остается объектом
собственности самого продавца, т.е. продается
и покупается не сам капитал как таковой,
а право на его временное использование,
т.е. в ссуду, а капитал, поэтому называется
ссудным. Значит, капитал раздваивается:
как объект собственности он находится
во владении одного субъекта, а как функционирующий
объект - в пользовании другого. Каждый
из них рассчитывает иметь доход от одного
и того же капитала. С этой целью они появляются
на рынке капиталов: один из них выступает
носителем предложения, а другой - спроса.
В результате формируется рынок капиталов.
Продавец и покупатель капитала
рассчитывают получить определенный доход,
который является результатом применения
капитала в том или ином деле. Этот доход
или прибыль распределяется между двумя
субъектами: функционирующее предприятие
получает свою долю - предпринимательский
доход, собственник капитала - процентный
доход, как плату за предоставление своего
капитала во временное пользование. Этот
доход выражается в абсолютной величине
(полученной сумме денег) и относительной,
как отношение абсолютной величины процента
к сумме ссужаемого капитала, выраженное
в процентах. Это - норма процента.
Вложение капитала в какое-нибудь дело
с целью получить прибыль называют инвестициями,
а собственника такого капитала — инвестором.
Каждый инвестор перед вложением своего
капитала рассчитывает будущие доходы
от возможных инвестиций, сравнивая с
теми, которые он получил бы сегодня.
Процент выступает в качестве своеобразной цены капитала как специфического товара. Цена формируется под влиянием динамики спроса и предложения. Когда они приходят в равновесное состояние, определяется цена, устраивающая продавца и покупателя, - равновесная, рыночная, и совершается сделка. Значит, на уровень и норму прибыли оказывают влияние факторы, воздействующие на величину спроса на капитал и его предложения. Различают внутренние и внешние факторы.
Внутренние непосредственно
связаны с условиями заключения
сделки (купли - продажи капитала): размер
предлагаемого в ссуду
Ссудный процент в качестве цены капитала в экономике страны выполняет важную роль.
Во-первых, он является показателем степени доходности ссудного капитала, что необходимо знать его собственнику для принятия решения о продаже в данное время и в данном месте.
Во-вторых, колебания величины и нормы процента являются одним из факторов, регулирующих перемещение капиталов из одной сферы их приложения в другую, где более необходимы. В результате перелива капиталов обеспечивается более эффективное их использование в экономике страны.
В-третьих, динамика процента способствует перераспределению части доходов населения, позволяет сбережения превращать в инвестиции, что важно для развития хозяйства страны.
В-четвертых, процент может служить средством страховки от риска обесценивания денег в условиях инфляции.
Промышленные и другие инвестиции имеют экономический смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем процент по банковским депозитам (вкладам), а тем более по всем другим активам, инвестирование которых связано с риском.
1.3 Рынок природных ресурсов
Основным производственным ресурсом, который превращается в важнейший фактор производства, является земля в широком смысле этого слова.
Во-первых, земельные участки
используются как основное средство
производства сельскохозяйственных продуктов
(растениеводства и
Во-вторых, на земле строятся разного рода объекты, в их числе жилье, дороги и другие условия, необходимые для проживания человека.
В-третьих, земля содержит полезные ископаемые, которые человек добывает и использует для производства нужных ему благ. В условиях рыночной экономики земельные участки могут выступать как особый товар, т.е. быть предметом купли - продажи. Земля всегда является объектом чьей-то собственности: отдельного лица (частная собственность), группы лиц (коллективная собственность), государства (государственная собственность). И каждый собственник должен иметь от ее использования доход.
Чтобы лучше выяснить характер
и особенности земли как фактор
производства, будем рассматривать
ее в первом значении как сельскохозяйственные
угодья. Собственник такой земли
и непосредственный производитель
продуктов на ней могут объединиться
в одном лице или быть разными
субъектами. В первом случае весь создаваемый
продукт, а значит, и полученный доход
принадлежит собственнику производителю.
Такое возможно, если участки земли
небольшие, вести хозяйство на них
можно, скажем, силами членов одной
семьи. Если хозяйство располагает
большими земельными площадями, оно
может поступить двояким
1. Вести производство
с применением наемной рабочей
силы, приобретенной на рынке
труда. Весь доход получает
собственник земли, нанятым
2. Сдать землю в пользование,
т.е. в аренду другим лицам.
Таковыми могут быть фермеры,
которые производят