Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:32, курсовая работа
Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах: денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг). Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке. В данной работе рассматривается конкурентный рынок факторов производства.
Введение……………………………………………………………………………...2
1.Рынки факторов производства
1.1 Рынок труда……………………………………………………………….…..3-4
1.2 Рынок капитала………………………………………………………….……..5-6
1.3 Рынок природных ресурсов ………………………………………………..…7-9
2.Рынок факторов производства, формирование факторных доходов………………………………………….……………………………...………10-19
Заключение………………………………………………………….…………....…20
Список использованной литературы………………………………..…………….21
Поскольку фермер ведет хозяйство не на своей земле, то он должен часть этой прибыли отдавать собственнику земли - выплачивать земельную ренту. Эта рента представляет собой плату за пользование землей как основным фактором производства, является своеобразной ценой такого пользования.
Отношения между хозяйствующими
субъектами по поводу собственности
на землю, использования ее как фактора
сельскохозяйственного
Величина земельной ренты как платы за пользование землей зависит от ряда факторов: уровня плодородия участка, расстояния от места его расположения до рынка сбыта производимой продукции, от производственной отдачи дополнительных вложений капитала в те или иные земельные участки. В результате влияния указанных факторов с одинакового по площади участка будет получен неодинаковый доход, поскольку средние издержки производства аналогичной продукции будут разными.
По теории земельной ренты
различают два ее вида - дифференциальную
(разностную) и абсолютную. Если первая
из них выплачивается с участков,
имеющих средние и лучшие условия
производства, то абсолютная - со всех
участков, в том числе и находящихся
в худших условиях. Если в существовании
дифференциальной ренты исследователи
не сомневаются, то об абсолютной есть
противоположные мнения. Подробнее о теории
ренты можно узнать в рекомендуемых источниках.
Земля как фактор производства в рыночной
экономике может стать товаром. Это значит,
что она должна иметь цепу как денежное
выражение ее стоимости, а стоимость -
овеществленный в товаре труд. Но земля
как таковая - не результат затрат труда,
а результат действия природных, естественных
факторов. Следовательно, ее цену можно
определить по другой основе.
Об этой основе в свое время высказал мнение
У. Петти, который определял цену земли
по сумме ренты, полученной с данного участка
за 21 год его использования. Таким образом,
основой цены на землю была признана величина
получаемого с нее дохода в форме ренты.
Позже была предложена формула, по которой можно определить цену конкретного участка земли в данный момент. Она прямо зависит от величины ренты (в числителе) и обратно - от банковского процента (в знаменателе). Отношение между этими величинами умножаются на 100%.
Цена земли = 100%
Покупка земельного участка
есть особая форма вложений капитала в
расчете получить от него доход в форме
ренты. Этот капитал его собственник может
вложить и в банк, чтобы получить доход
в форме процента. Так вот величина ренты
и процента должна быть одинаковой, т.е.
собственник капитала должен получить
равный доход, вкладывая свои средства
либо в покупку - земли, либо в банк. Ясно,
что на уровень цены на тот или иной участок
земли влияет не только величина ренты,
но и другие факторы: спрос и предложение,
конкурентная ситуация на рынке и др.
Наличие развитого рынка земли как фактора
производства способствует рациональному
ее использованию по прямому назначению.
2. Рынок факторов производства, формирование факторных доходов
Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Ведь производство - это такая сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ. Следовательно, в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.
В экономической науке
выделяют четыре группы факторов производства:
человеческие ресурсы, природные ресурсы,
капитал, предпринимательство - каждый
из которых занимает свое место в
экономической системе и
Природные ресурсы - это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин "земля". Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли.
Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. Под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на который приобретают физические элементы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала.
Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства.
Предпринимательство - это
разновидность трудовых усилий особого
рода: управленческие и организационные
навыки, необходимые фирмам для производства
товаров и услуг. Следовательно,
задачей предпринимателя
Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования.
Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.
Чтобы получить максимум прибыли,
фирмы должны производить наиболее
выгодную продукцию при наиболее
эффективном сочетании
Следует отметить, что спрос на ресурсы носит производный характер. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи.
Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано. Они не используются по отдельности и не могут функционировать изолированно друг от друга. Количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации производственного процесса. Однако невозможно точно определить, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору производства. Ведь в процессе производства факторы непрерывно взаимодействуют между собой, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.
Показать взаимосвязь
факторов производства между собой
можно с помощью
Земля (кол-во единиц) |
Труд (количество единиц) | |||
10 |
20 |
30 |
40 | |
3 |
700 |
1000 |
1230 |
1410 |
6 |
1000 |
1410 |
1730 |
2000 |
9 |
1200 |
1720 |
2120 |
2450 |
12 |
1400 |
2000 |
2450 |
2820 |
Значение производственной функции заключается в том, что она показывает на существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов производства обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции. Раз возможны различные комбинации факторов производства, значит, есть вариант, при котором можно достичь оптимального сочетания факторов. Производственная функция показывает на возможность факторов производства заменять друг друга. Взаимозаменяемость факторов производства является фундаментальной концепцией неоклассического анализа.
Исходя из того, что производственные факторы (ресурсы) взаимозаменяемы (в определенных границах), каждый ресурс по мере увеличения его использования приносит дополнительный продукт, причем во все уменьшающемся размере. Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса, называется предельным продуктом (MP - marginal product).
Условием минимизации общих затрат фирмы при заданном объеме производства и неизменных ценах на ресурсы является равенство предельных производительностей всех используемых ресурсов, приходящихся на одну денежную единицу:
MPa / Pa = MP b / P b = ...= MPz / P z,
где MPa… MPz - предельные продукты всех используемых ресурсов от а до z, Pa …P z - цены на эти ресурсы.
Если же цена на какой-то ресурс изменится, например, снизится (то есть вырастет его удельная производительность), то фирма станет перераспределять свои затраты в пользу данного более эффективного ресурса (за счет сокращения использования других ресурсов) до тех пор, пока указанное равенство опять не будет выполняться.
Прирост дохода фирмы от реализации дополнительного продукта называется предельной доходностью (производительностью) ресурса (MRP - marginal revenue product). MRP еще называется предельным продуктом в денежном выражении.
В условиях совершенной конкуренции на рынках готовой продукции предельная доходность ресурса будет рассчитываться по формуле: MPR = MP´MR, где MP - предельный продукт фактора производства, MR - предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции. В данном случае предельная выручка (то есть выручка от продажи дополнительной единицы продукта) будет равна рыночной цене единицы продукта, то есть MR = Pх.
Графически предельная доходность ресурса - это кривая спроса, с которой сталкивается фирма на рынке готовой продукции (кривая спроса на ее продукцию). Она показывает доход фирмы от реализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая, как известно, имеет отрицательный наклон (рис.1.), так как отражает убывающую доходность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них.
При несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) дополнительная выручка (MR) оказывается меньше рыночной цены единицы продукта (Pх), и потому в этих условиях доход от реализации предельного продукта меньше его стоимости MPR* < MP´MR. Дополнительный доход от реализации дополнительного продукта будет меньше его стоимости, следовательно, линия MPR* пройдет ниже линии MPR (рис.2.).
Однако знания только доходности
от продажи дополнительного объема
продукции недостаточно, чтобы определить
оптимальный объем
Использование каждой дополнительной единицы ресурса увеличивает затраты фирмы МС или точнее MRC (marginal resource cost) - предельные ресурсные затраты. Пока доходность от продажи дополнительного продукта, произведенного с помощью дополнительной единицы какого-то ресурса MPR, будет превышать затраты на приобретение единицы ресурса MPC, до тех пор есть смысл увеличивать спрос на данный ресурс.
На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения. На совершенно конкурентном рынке факторов производства цена ресурса будет постоянной, так как фирмы-продавцы или домашние хозяйства не влияют на цены предложения, поскольку они формируются рынком. Все единицы ресурса фирма может закупать по одной цене. Поэтому на графике (рис.3.) линия MRC будет прямой, параллельной оси абсцисс. Для фирмы - покупателя кривая предложения Ps - это кривая ее предельных расходов MRC. Она будет совпадать с кривой средних расходов АС.