Рынок и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:48, статья

Краткое описание

Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель. О конкуренции и конкурентоспособности товаров, как это было показано в предыдущих параграфах, написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения. <Строгое значение понятия <конкуренция>, очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо>. А.Маршалл, написавший эти строки, под <человеком>, как представляется, понимал субъект рынка.
В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника. Конкуренция - есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции;
соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;

Вложенные файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Максимальная  информированность продавцов и  покупателей о товарах и ценах. 

Первые три  признака характеризуют чистую конкуренцию.  

К понятию чистой конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками: 

Крупнейшая фирма  производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка; 

Высокая степень  мобильности ресурсов между рынками; 

Отсутствие или  незначительная величина необратимых  издержек (постоянных издержек организации  производства); 

Наличие потенциальных  конкурентов. 

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом: 

рынок, на котором  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной конкуренции; 

характеристика  рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем  над ценой, конкурируют между  собой за продажи; 

рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. 

Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все  реально существующие рынки в  той или иной степени несовершенны.  

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной  конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия. 

Монополистическую конкуренцию авторы определяют следующим  образом: 

продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов; 

тип отраслевого  рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции. 

В целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками: 

Наличие большого числа покупателей и продавцов; 

Производство  и продажа дифференцированного  продукта; 

Отсутствие барьеров входа и выхода; 

Наличие незагруженных  мощностей. 

Концепцию монополистической конкуренции разработал Э.Чемберлин. Он обратил внимание, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин <монополистическая конкуренция> употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: <Монополистическая конкуренция конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции>. 

Олигополию определяют следующим образом: 

тип отраслевого  рынка, который характеризуется  наличием нескольких очень крупных  фирм, контролирующих значительную часть  производства и сбыта и конкурирующих  друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.  

Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков: 

Небольшое число  продавцов (покупателей) товара; 

Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами; 

Существуют значительные барьеры входа и выхода; 

Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля; 

Продаваемый товар  может быть как дифференцированным, так и однородным. 

В зависимости  от того, дифференцирован товар или  нет, выделяют олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Можно  выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки: 

Наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или  покупает значительную долю совокупного  объема рынка и способен на стратегическое поведение;  

Наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших  по размеру фирм, выпускающих тот  же или близкий товар, но не способных  оказать влияние на рыночную цену; 

Рыночная цена устанавливается под сильным  влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком; 

Наличие барьеров входа и выхода. 

Существуют следующие  определения монополии: 

тип отраслевого  рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции; 

исключительное  право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству; 

капиталистическое объединение, захватившее практически  исключительное право на производство и реализацию определенной категории  товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д..  

Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками: 

наличие одного производителя (покупателя); 

отсутствие близких  заменителей товара; 

наличие высоких  барьеров входа (как правило, искусственного характера). 

Выделяют такую  разновидность монополии, как естественная монополия. Для нее характерны: 

положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами; 

наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли; 

возможно существование  и других фирм, которые, однако, будут  убыточными в долгосрочном периоде; 

нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек; 

убыточное предельное ценообразование. 

В принципе, любая  монополия ограничена, так как  монополист конкурирует с производителями  других экономических благ, поэтому  можно выделить ситуацию чистой монополии - производство одним производителем всех благ в обществе (теоретическая конструкция). По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию: простая монополия - монополист назначает только одну цену; дискриминационная монополия - монополист назначает несколько цен. Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией. В литературе советского периода часто встречается понимание монополии как формы концентрации капитала безотносительно к строению рынка. С этой точки зрения выделяют следующие виды монополий: 

Картель - соглашение о квоте (количестве) выпускаемой  продукции и разделе рынков сбыта. 

Синдикат - объединение  с целью организации совместного  сбыта продукции. 

Трест - монополия, в которой объединяется и собственность  и производство, и сбыт продукции  входящих в нее фирм. 

Концерн - монополия  с единым финансовым центром входящих в нее фирм разных отраслей, но с  общей технологией. 

Конгломерат - объединение, основанное на проникновении крупных  корпораций в отрасли, не имеющие  производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.  

Кроме количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. Например, можно исходить из: 

из характера  поведения продавца: 

если считает  ситуацию на рынке зависящей только от собственного поведения и реакции на него покупателей - монополия; 

если не может  предсказать реакцию конкурентов  и берет рыночную цену как данную - совершенная полиполия; 

если не может  предсказать реакцию конкурентов  и выбирает цену, так как его  продукция дифференцирована, но не затрагивает существенно своих конкурентов - монополистическая конкуренция; 

если должен учитывать реакцию своих конкурентов - олигополия. 

из степени  дифференциации товара: 

однородная, гомогенная конкуренция (без дифференциации товара); 

разнородная, гетерогенная конкуренция (с дифференциацией  товара). 

из степени  свободного проникновения в отрасль: 

открытая конкуренция - без барьеров вхождения в отрасль; 

закрытая конкуренция - с барьерами вхождения в отрасль. 

из различия применяемых действий: 

конкуренция, осуществляемая изменением цен; 

конкуренция, осуществляемая изменением товара. 

В литературе можно  встретить различные отдельные  виды конкуренции: 

добросовестная - недобросовестная; 

ценовая - неценовая; 

внутриотраслевая - межотраслевая; 

эффективная; 

действенная. 

Недобросовестная  конкуренция определяется следующим  образом: 

действия хозяйствующих  субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в себя:  

-распространение  ложных или неточных сведений  о конкуренте;  

-введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;  

-незаконное  использование товарного знака  конкурента, его фирменного наименования  или маркировки;  

-реклама товара, не отвечающего требованиям качества;  

-искажение в  рекламной информации сведений  об истинных свойствах товара;  

-некорректное  сравнение товаров;  

-самовольное  использование или разглашение  конфиденциальной научно-технической,  производственной или иной информации, 

методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относятся:  

- демпинг, установление  дискриминационных цен или контроля  за деятельностью конкурента  с целью прекращения этой деятельности; экономический шпионаж;  

Информация о работе Рынок и конкуренция