Рынок как сфера товарного обмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:08, реферат

Краткое описание

Цель реферата, разобраться в рыночной системе как в сфере товарообмена. Необходимо учесть, что рыночная система состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных блоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяют структура, или внутреннее строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразия критериев, образуют систему рынков

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..…….3

2. Рынок - сфера товарообмена.………………………….….…..4

3. Рынок как категория микроэкономики……………..…...6

4.Типы и виды рынков……………………………………………….7

5. Организационные формы рынков
потребительских товаров…………………………….……..….….12

6. Организационные формы рынков
факторов производства..…………………………….…….…..…...16

7. Позитивные и негативные стороны рынка…………….20

8.Заключение……………………………………………………………23

9. Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 54.56 Кб (Скачать файл)

    На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка.

Обзор свойств совершенного рынка показывает, что этот рынок близок к идеальному, так как в реальной жизни найти подобный рынок непросто. Между тем микроэкономика гласит, что отсутствие хотя бы одного свойства совершенного рынка делает его несовершенным. Получается, что все остальные представленные в таблице рынки относятся типу несовершенных, выступая в различных видах.

Рассмотрим их по степени их несовершенства. Монопольный рынок -это рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.                 

   Рынок с простой или чистой монополией характеризуется тем, что один продавец продает товар, не имеющий заменителей. Так что этот товар не испытывает конкуренции со стороны других товаров, способны удовлетворять ту же потребность. Доступ на такой рынок затруднен. Такие рынки нередко обеспечивают предприятия, обладающие естественной монополией.

 Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность. Конкуренция на таком рынке, как правило, носит неценовой характер, большую роль в ней играет реклама, через которую продавец, пытается внушить покупателям мысль о незаменимости его товара. С помощью рекламы монополии нередко стараются сформировать «свой» круг покупателей.

Так, например, формируется  «команда Пепси», «клуб» любителей пива «Толстяк» и т.п. Доступ на рынки с монополистической конкуренцией нередко затруднен системой патентования или крупными размерами начального капитала.

Рынок с двойной  монополией характеризуется тем, что одному продавцу какого-то товара противостоит один покупатель, как правило, сам являющийся товаропроизводителем. Например, продавцом является производитель какого-то сырья, а покупателем фирма, производящая из этого сырья какую-то продукцию. Таким единственным покупателем может быть и государство как заказчик какой-то продукции. 

Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара. Он, в свою очередь, как и монопольный, может быть рынком с простой, или чистой ,и дифференцированной олигополией, так как несколько продавцов могут продавать товары, не имеющие заменителей, и товары, имеющие заменители.

Рынок с двойной  олигополией характеризуется тем, что на нем друг другу противостоят несколько продавцов и покупателей какого-то товара. Обычно таковыми являются фирмы-производители какого-то товара(например, сырьевого) и фирмы его потребители. Рынок с наличием монопсонии - это рынок с одним покупателем. Им может быть государство, которому продают товары различные фирмы. Это может быть крупная фирма, выступающая в роли покупателей продукции мелких фирм. Преобладание в реальной жизни несовершенных рынков требует их должной организации. Поэтому рынки также подразделяют на организованные и неорганизованные. Организованными считаются рынки, действующие в рамках определенных законов и правил, которым подчиняются как продавцы, так и покупатели. Законы, как правило, устанавливает государство. К ним относят антимонопольные законы, законы о запрете недобросовестной конкуренции, о сертификации продаваемой продукции и т.д. Правила обычно устанавливают сами субъекты рынка, как это происходит на различных биржах. Функционирование организованных рынков обеспечивается соответствующей рыночной инфраструктурой: банками, рекламными службами, информационными центрами, консалтинговыми компаниями, государственными инспекциями и т.д. Неорганизованными являются рынки, действующие за рамками установленных законов и правил.

К таковым прежде всего относят «черные рынки», связанные с преступным миром. Этот рынок часто действует нелегально, так как объектом купли-продажи на нем являются товары, производство которых запрещено.

К неорганизованным относят и «теневые рынки», на которых продают вполне легальные товары, но без соблюдения необходимых законов и правил. Например, товары, не прошедшие сертификацию. Наконец, к неорганизованным относят «серый рынок», торговая деятельность субъектов которого нигде не зарегистрирована. Это может быть уличная торговля, оказание пассажирских услуг частными автомобилистами, ремонтные услуги и т.д. Во всех странах существует неорганизованный рынок, но его удельный вес в общей торговле зависит, как правило, от степени цивилизованности рыночных отношений.

   В большинстве развитых стран эта доля не превышает 10.15%, тогда как в неразвитых странах эта доля может достигать 30.40%. Невысокий уровень неорганизованных рынков считается явлением нормальным и даже необходимым, так как «отмывание» денег, полученных на неорганизованных рынках, происходит в сфере легального производства. Так что «теневой» рынок подпитывает «светлый» рынок. Например, в США мафия, представляющая в основном наркодельцов, вкладывает в официальную экономику до 100 млрд долл.  Специфика товаров, являющихся объектом купли-продажи, позволяет их объединить в две основные группы рынков: рынок потребительских товаров и рынок факторных товаров. Именно они являются объектами нашего дальнейшего анализа.      

    Можно также выделить рынок инфраструктурных услуг, который обслуживает первые две категории рынков. Однако он настолько тесно связан с ними, что нет необходимости его отдельного рассмотрения. 
 
 
 
 
 
 

5. Организационные формы рынков потребительских товаров 

Под рынками потребительских  товаров понимаются рынки товаров, удовлетворяющих личные потребности  людей.

Данные рынки занимают важное место в экономике, так  как каждый из них предстает в  виде сферы взаимодействия домохозяйств (населения) с предприятиями второго  подразделения общественного производства, в том числе предприятиями, оказывающими услуги населению:

коммунально-бытовые, транспортные, ремонтные, медицинские, услуги отдыха, образования и т.д.

Подобное место  определяет значение рынков потребительских

товаров.

1. Через них реализуется  основная функция экономики . удовлетворение потребностей людей. Делая нужные людям товары доступными для них, этот рынок способствует более полному удовлетворению их потребностей. Если товары для многих людей оказываются недоступными, лежат на прилавках и не реализуются, то потребности в них оказываются неудовлетворенными.

2. Данные рынки  обеспечивают воспроизводство населения,  в том числе его рабочей  силы. Во многом именно они  способствуют либо расширенному, либо простому, либо суженному  воспроизводству населения. Последнее  может происходить вследствие  недоступности на рынках для  части населения жизненно важных  для них товаров.

3. Покупательные  возможности населения связаны  с его доходами и именно  на рынках потребительских товаров  происходит реализация

доходов населения. Соответственно, благодаря этим рынкам формируются доходы предприятий, производящих потребительские товары.

4. Рынки потребительских  товаров, будучи связующими звенья-

ми между производством  и потреблением, предстают в виде факторов, влияющих на динамику, объем и структуру производства.

5. Рынки потребительских  товаров обеспечивают занятость  значительной части населения.

Отмеченное значение рынков потребительских товаров  указывает на то, что данные рынки  предстают как сфера торговли – деятельность, направленная на доведение произведенных товаров до потребителей через их куплю-продажу.

Торговля потребительскими товарами может осуществляться в  двух формах: оптовой и розничной  торговли.

Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров крупными, средними и мелкими партиями. Поскольку  даже мелкооптовая торговля предполагает наличие определенного торгового  капитала, то именно оптовая торговля предстает как сфера бизнеса  и предпринимательской деятельности.

Характерной особенностью оптовой торговли является ее посредническая роль. Она занимает место между  производством и розничной торговлей. Наличие оптовой торговли различного масштаба делает возможным многоступенчатое посредничество.

На каждой ступени  оптовую торговлю осуществляют различные

субъекты.

1. Представители  оптовых баз, занимающиеся закупкой  у производителей крупных партий  товаров, их хранением и продажей, как правило, торговцам средним  оптом.

2. Представители  оптовых магазинов, занимающиеся  закупкой

партий товаров  у производителей или оптовых  баз и их продажей обычно мелким оптовикам.

3. Представители  оптовых киосков, закупающие оптовые  партии

в оптовых магазинах  или оптовых базах и продающие их торговцам в розницу.

Деятельность оптовых  предприятий может быть связана  с факто-

рингом, представляющим собой вид услуг со стороны посреднических фирм, включающих: авансирование денег на закупку оптовых партий товаров, аренду помещения для хранения товаров, их транспортировку, предоставление торгового оборудования, консультации и даже взыскание долгов с должников. Подобные услуги обычно предоставляются на долгосрочной основе и вознаграждаются в форме комиссионных платежей. Торговцы, пользующиеся услугами факторинговых фирм, называются комиссионерами.

Производители крупных  партий товаров помимо их продажи  непосредственно оптовым предприятиям могут это делать на ярмарках и аукционах. Ярмарки представляют собой форму организованного периодически действующего рынка, на котором осуществляются закупки или сделки на поставку товаров оптом. Объектом купли-продажи на ярмарках, как правило, являются продукты сельскохозяйственного производства, а также новейшая промышленная продукция, воплощающая достижения научно-технического прогресса: легковые автомобили, бытовая техника.

Аукционы представляют собой форму организованного  рынка,

характеризующегося конкуренцией между покупателями.

Объектом купли-продажи  на аукционах являются, как правило, массовидные продукты: чай, кофе, сахар, зерно, меха, бриллианты.

Конечным звеном оптовой торговли является розничная торгов-

ля, представляющая собой поштучную торговлю, благодаря которой товары доходят непосредственно до потребителя.

Разнообразие требований покупателей определяют разнообразие

торговых предприятий, способов и видов розничной торговли.

Розничная торговля может осуществляться следующими торговыми  предприятиями.

1. Торговыми центрами, где происходит продажа самых разно-

образных товаров.

2. Универсамами, торгующими  разнообразными товарами определенного  назначения, например, одеждой и  обувью.

3. Супермаркетами, торгующими  разнообразными товарами,

преимущественно продуктами питания.

4. Специализированными  магазинами, торгующими товарами

определенного вида: мебелью, обувью, бытовой электронной техникой и т.д.

5. Киосками, торгующими  разнообразными мелкими товарами

либо товарами определенного  вида, например, хлебом.

6. Рассыльными службами, доставляющими товар покупателям

домой или на работу. Рассыльные службы нередко используют торговых агентов, занимающихся торговлей с доставкой товаров до потребителя по доверенности владельцев товаров, именуемых принципалами.

   Связь розничной торговли с оптовой может быть обеспечена через сбытовую или потребительскую кооперацию.

   Она представляет собой объединение на добровольных началах либо потребителей, объединяющихся для совместной покупки товаров оптом, либо мелких товаропроизводителей, объединяющихся для совместной продажи товаров, благодаря чему они снижают издержки обращения и ускоряют оборот своих капиталов.

    
 

Деятельность торгующих  предприятий находит отражение  в цене

товара. Товаропроизводитель  продает товары по оптовой цене предприятия  оптовому торговцу, который увеличивает ее на величину оптовой наценки и продает розничному продавцу, который к цене добавляет розничную наценку. В свою очередь, как оптовая, так и розничная наценка должна возместить торговцам их издержки и дать определенную прибыль (как минимум нормальную).

Информация о работе Рынок как сфера товарного обмена