Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:08, реферат
Цель реферата, разобраться в рыночной системе как в сфере товарообмена. Необходимо учесть, что рыночная система состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных блоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяют структура, или внутреннее строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразия критериев, образуют систему рынков
1. Введение…………………………………………………………..…….3
2. Рынок - сфера товарообмена.………………………….….…..4
3. Рынок как категория микроэкономики……………..…...6
4.Типы и виды рынков……………………………………………….7
5. Организационные формы рынков
потребительских товаров…………………………….……..….….12
6. Организационные формы рынков
факторов производства..…………………………….…….…..…...16
7. Позитивные и негативные стороны рынка…………….20
8.Заключение……………………………………………………………23
9. Список литературы……………………
Вот почему структура
розничной цены, по которой товар продается
потребителю, включает помимо издержек
и прибыли производителя товара, издержки
и прибыль посредников:
Издержки производства | Прибыль предприятия | Издержки
обращения |
Торговая
прибыль |
Издержки
обращения |
Торговая
прибыль |
Оптовая
цена
предприятия |
|||||
Оптовая цена посредника | |||||
Розничная цена |
Стремление получить
и торговую прибыль побуждает
некоторые предприятия самим продавать
товары - одежду, обувь, мебель, хлеб -через
сеть фирменных магазинов.
6.
Организационные формы
рынков факторов производства
В рыночной экономике факторы производства выступают в роли
товаров. Это означает,
что они, как и обычные товары,
являются объектом купли-продажи на
соответствующих факторных
Под капиталом как фактором производства мы понимаем средства производства, в основной своей массе принадлежащие к так называемым инвестиционным товарам. Субъектами рынка средств производства выступают предприятия. Одни занимаются производством и продажей средств производства, другие . их куплей и использованием. Одна группа предприятий принадлежит к первому подразделению общественного производства, другая . к первому и второму подразделениям.
Особенностью многих орудий труда является специфичность их
производственного
назначения. Данное обстоятельство обусловило
широкое распространение
орудий труда потребителям и оплата выполненного заказа. Во многих странах, например, в США, до 90% средств труда изготавливается по заказам.
Торговля техникой нередко осуществляется на аукционах и ярмарках. В том числе на аукционах могут продавать имущество обанкротившихся предприятий.
Торговля предметами труда происходит также через прямые связи. Однако немаловажную роль в торговле предметами труда играют и
товарные биржи.
Товарная биржа представляет собой форму высокоорганизован-
ного рынка стандартных, однородных, массовидных товаров, продающихся по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения этих товаров. Высокая организованность этого рынка обеспечивается тем, что биржи создаются лицами, представляющими как продавцов, так и покупателей, которые разрабатывает правила продажи и купли товаров, их оплаты и доставки. За соблюдением правил следят специально созданные и действующие на биржах комитеты.
Обычно на биржах существует комитет по ценам, который с учетом заключенных за день сделок на тот или иной товар устанавливает
среднюю или типичную цену, на которую ориентируются в последующем покупатели и продавцы товара. Комитет фиксирует любые отклонения от ранее установленной цены, внося в нее соответствующие поправки, так что цены на бирже не являются стабильными, а отражают происходящие в спросе и предложении изменения.
Стандартность товаров, таких, как хлопок, нефть, металл, сахар,
зерно и т.п., позволяет их качество отражать в соответствующих документах и не привозить на биржи. Так что после заключения сделки купли-продажи на бирже товар доставляется покупателю со склада продавца.
Выделяются два вида товарных бирж: биржи реальных товаров и
фьючерсные биржи.
Биржи реальных товаров обеспечивают куплю-продажу товаров,
которые уже произведены или могут быть произведены по заказу.
Соответственно на этих биржах могут заключаться сделки двух
видов: сделки «спот» . сделки на наличный товар, находящийся на складе, и сделки «форвард» - сделки на будущий товар.
Фьючерсные биржи обеспечивают куплю-продажу фьючерсов .
контрактов на поставку товаров в определенный срок и по определенным ценам.
То обстоятельство,
что будущие поставки товара должны
обеспечиваться с учетом заранее установленных
цен, сделало такого рола биржи средством
хеджирования, то есть страхования от
нежелательного изменения цен. Для этого
одновременно заключаются два вида форвардных
сделок - на покупку данного товара и его
продажу в одном и том же объеме.
Например, мукомольный комбинат 30 мая заключает с зернопроизводящим предприятием сделку «форвард» на поставку 30 сентября 10 тонн зерна по 10 тыс. рублей за тонну. Одновременно на фьючерсной бирже он продает контракт (фьючерс) на поставку тех же 10 тонн зерна по той же цене и в те же сроки, как бы выступая в роли продавца зерна. Если 30 сентября такое же зерно будет продаваться не по 10 тыс., а по 8 тыс. рублей за тонну, то мукомольный комбинат потеряет 20 тыс. рублей из-за того, что заключил форвардную сделку. Но эти 20 тыс. он выигрывает благодаря фьючерсной сделке. В принципе он может в
сентябре купить 10 тонн зерна по 8 тыс. рублей и поставить в счет исполнения фьючерсной сделки по 10 тыс. рублей. Но этого делать не приходится, так как фьючерсная сделка есть форма страхования, а это означает, что расчетная палата фьючерсной биржи просто выплачивает ему как продавцу фьючерса 20 тыс. рублей, покрывая тем самым понесенный им убыток при исполнении форвардной сделки. Но это означает, что в данной сделке проиграл покупатель фьючерса. Вот почему фьючерсные биржи являются местом биржевой спекуляции, когда фьючерсы продают и покупают не ради страховки, а чтобы «заработать» на выгодном изменении цен на тот или иной товар.
Рынки средств производства тесно связаны с рынками ссудных
капиталов. Дело в том, что для массовой закупки техники необходимы довольно значительные средства, которые у предприятий не всегда в нужное время есть, поэтому приходится прибегать к займам на рынках
ссудных капиталов.
Существуют две организационные формы рынков ценных бумаг .
фондовые биржи и внебиржевые рынки.
Фондовая биржа
предстает как
ценных бумаг. Высокая организованность данного рынка обеспечивается соблюдением определенных правил и тем, что в роли покупателей и продавцов выступают специалисты по биржевой торговле, именуемые брокерами и дилерами.
Брокеры выступают в роли посредников при заключении сделки
на покупку и продажу ценных бумаг между их держателями и покупателями. Брокер либо покупает, либо продает тот или иной вид ценных бумаг по поручению и за счет клиента, получая за свои услуги плату, именуемую брокеридж.
Дилеры, в отличие от брокера, занимаются куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Разница в ценах покупки ценных бумаг и их продажи образует доход дилера.
То, что курс ценных бумаг может меняться, делает фондовые биржи местом биржевых спекуляций. Ценные бумаги могут покупать для
того, чтобы затем продать по более высокой цене. Их могут продавать в расчете на понижение курса и возможность последующей скупки по низким ценам.
Внебиржевые рынки ценных бумаг охватывают ценные бумаги,
не допущенные к продаже на фондовых биржах. На внебиржевых рынках обычно размещаются новые выпуски ценных бумаг. Большую роль в обеспечении такой торговли в современных условиях играют банки, а также инвестиционные фонды.
К рынкам капитала как фактора производства можно отнести
рынки научно-технических разработок, патентов и ноу-хау, поскольку благодаря им создаются новые средства производства или обеспечивается их использование.
Следующими факторными рынками являются рынки труда, на
которых возникают отношения купли-продажи рабочей силы.
Субъектами таких рынков являются предприятия и учреждения, осуществляющие наем работников, и рабочее население, лишенное собственных средств производства и средств существования и потому вынужденное работать по найму.
Для обеспечения нормального функционирования данного рынка существуют биржи труда . учреждения, осуществляющие посредничество между рабочими и предприятиями.
Прежде всего биржи предстают как информационные центры, собирающие информацию о наличии вакантных мест на предприятиях, а также регистрирующие лиц, ищущих работу. Кроме того, биржи труда могут помогать с получением новой профессии, повышением квалификационного уровня.
Третий вид факторных
рынков складывается из рынков недвижимости,
к которой в первую очередь относятся
земельные участки сельскохозяйственного
назначения, участки под строительство,
под добычу полезных ископаемых, а также
находящиеся на участках постройки производственного
назначения.
Функционирование данных рынков может обеспечиваться посредниками . агентами или агентствами, помогающими за определенную плату найти покупателя или продавца того или иного объекта недвижимости.
Важной особенностью недвижимости является ее уникальность,
нестандартность многих ее объектов. Это рождает проблему оценки стоимости недвижимости, что обеспечивается риэлтерами-специалистами в этой области.
Рынок недвижимости
предполагает возможность не только купли-продажи
земли или помещения, но и их аренды, то
есть их передачи во временное пользование
за определенную плату, именуемую арендной.
7.Позитивные
и негативные стороны
рынка
Рынок, рыночная система обладают рядом позитивных и негативных сторон.
К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:
1. Эффективное распределение
ресурсов. Рынок способствует
2. Возможность его
успешного функционирования
3. Гибкость, высокую
адаптивность к изменяющимся
условиям. Например, когда в 70-е
годы резко повысились цены
на энергоносители, рынок ответил
на это разработкой
4. Оптимальное использование
результатов НТР. Стремясь
5. Свободу выбора
и действий потребителей и
производителей. Они независимы
в принятии своих решений,
6. Способность к
разнообразию товарного мира, повышению
качества товаров и услуг,
7. Воспитание "экономического
человека", для которого характерны
предприимчивость, расчетливость, готовность
идти на риск, ощущение личной
ответственности за свои
Однако, как и любое
социально-экономическое
1. Тенденция к
установлению равновесия, заложенная
в рыночном механизме,