Рынок капитала в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение капитала как фактора производства, его особенности использования в России.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с капиталом на всех стадиях его развития, после чего
сформулировать понимание данной экономической категории с
возможных сторон;
3 Рассмотреть капитал как фактора производства в масштабе экономики
России, его эффективность и сформулировать на основе теоретического
изучения капитала возможные пути улучшения его использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1

ГЛАВА 1. Сущность рынка капитала………………………………………..3
Понятие рынка капитала…………………………………………………..3
Рынок ссудных капиталов…………………………………………………5

ГЛАВА 2. Рынок капитала как рынок фактора производства.
2.1. Рынок факторов производства…………………………………………….10
2.2. Отличие рынка капитала от рынков других факторов производства…...11

ГЛАВА 3. Рынок капитала в России.
3.1. Особенности рынка капитала в России…………………………………...15
3.2. Эффективность использования капитала в России………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание2.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

Реформационный ажиотаж  преимущественно в денежной сфере  практически был сведен к запуску  на десятилетия механизма выведения  национального капитала в разных его формах не только из воспроизводственной  сферы, но и в целом из национальной экономики. В результате был дан  старт развитию тенденций, противоречащих условиям развитого рынка и экономическим интересам страны.

Одним из следствий  этого явились сохраняющиеся  до настоящего времени особенности  государственного регулирования российского  рынка капитала.

Первая из этих особенностей состоит в том, что приоритетным направлением государственного регулирования рынка капитала является регулирование его денежного, ссудного сегмента. Это важно признать, поскольку десятилетие денежно-кредитная политика была ориентирована на реализацию монетарного курса в режиме следования установкам для слаборазвитых стран, несмотря на явно отрицательные макроэкономические последствия.

Вторая особенность государственного регулирования рынка капитала в России - это растущая зависимость финансовой и денежно-кредитной политики от сложившейся ситуации и тенденций в сферах реального сектора. В утвержденной Концепции национальной безопасности констатируется, что «без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно».

Третья национальная особенность государственного регулирования рынка капитала - это зависимость от внешних финансовых обязательств. Эта зависимость в сочетании с расстроенными отношениями по внутренним заимствованиям породила "синдром обреченности" финансовой и денежно-кредитной политики на принятие решений и мер, исходя из масштабов долговых финансовых обязательств и низкого уровня инвестиционного потенциала.

Четвертой особенностью государственной политики на рынке капитала является отсутствие скоординированности развития взаимообусловленных секторов и преемственности изменений. Особая восприимчивость денежно-кредитной сферы к изменениям в экономике - нескончаемой "реструктуризации" и периодической "либерализации" при постоянном реформировании кредитно-финансовой системы – способствовала нарастанию мультипликационного эффекта, неуверенности, непредсказуемости во всех сферах экономики.

Недостаточное развитие реально действующих отечественных  рынков капитала и неспособность  мобилизовать сбережения населения  ограничивают способность правительства  эффективно управлять экономикой и  оставляют финансовую систему на волю неустойчивой иностранной инвестиционной активности.

Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:

  • для того чтобы улучшить жизнь людей, следует сделать все возможное для стимулирования развития жизнеспособных предприятий, способных действовать самостоятельно и платить по счетам без одолжений и субсидий со стороны государства, которые в настоящее время наносят ущерб бюджету;
  • эти предприятия не могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги и испытывая на себе произвол властей: необходимо выработать качественное законодательство, а также справедливую систему налогообложения;
  • эти предприятия должны будут привлекать деньги для собственного развития, и если последние не будут привлечены на российском рынке, то они будут привлечены за рубежом, и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать скорейшему оздоровлению России;
  • организации, имеющие сбережения, не будут участвовать в финансировании предприятий, если они сочтут, что могут стать жертвами произвола или тяжелого налогового бремени: следует защищать права инвесторов, а также предоставлять им налоговые льготы;
  • граждане и организации, имеющие средства и доверяющие финансовой системе, станут вкладывать деньги через институты долгосрочного инвестирования, которые, в свою очередь, смогут снизить проблему бюджетного дефицита, приобретая государственные ценные бумаги;
  • деньги не могут эффективно и надежно работать, если в России не будет действующих рынков капитала. Рынки же не способны выживать в условиях произвола.

Второй принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.

Третий принцип - рынки капиталов по указу не появляются. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.

Четвертый принцип - политика развития рынков капиталов должна быть долгосрочной, последовательность мер - продуманной и непротиворечивой.

Подводя итог, можно отметить, что определяющей особенностью государственного регулирования рынка капитала в  России является отсутствие долгосрочной стратегии, высокая зависимость  от нужд текущего момента, использование  одновременно несовместимых кейнсианских и монетарных рекомендаций, а также  несогласованность отдельных направлений  и звеньев экономической политики.

 

3.2. Эффективность использования капитала в России

 

Основными факторами роста производительности являются повышение капиталовооруженности  труда, качества рабочей силы и НТП, реализуемый в инновациях различного вида (продуктовых, технологических  и организационно-управленческих). К благоприятным условиям роста  обычно относят также высокие  темпы экономического роста (относительно большой удельный вес фазы подъема в экономическом цикле); высокую инвестиционную активность; низкий уровень структурной безработицы; умеренную (низкую) инфляцию.

Целый ряд  обстоятельств благоприятствует обновлению производства и роста на этой основе производительности: страна получает крупные средства от экспорта, расширяются  кредитный и фондовый рынки, а  также внутренние источники накопления в бизнес - структурах, не ослабевает приток иностранных инвестиций и т. д. Тем не менее параметры инвестиционного процесса не соответствуют потребностям хозяйства, и самое главное – мала его инновационная составляющая и, как следствие, общая эффективность. Необходимы нормализация инвестиционного процесса, в первую очередь улучшение его качественных характеристик, расширение и доступность рынка капитала для производителей, реализация крупно масштабных инфраструктурных проектов за счет частно - государственного финансирования и т.д.

Широкомасштабное  стимулирование модернизации необходимо осуществлять через налоговые льготы на закупку технологического оборудования, отмену пошлин и НДС по его импорту, закупку за рубежом оборудования по заявкам компаний через "институты  развития" и предоставление его  в лизинг.

Для радикального изменения технологической базы страны необходимо:

    • вывести из оборота старое советское оборудование в возрасте свыше 15 лет (в промышленности его доля достигает 74%); ввести штрафные санкции за использование устаревшего, несколько раз самортизированного оборудования и плату за фонды старше, например, 15 лет;
    • разрешить ускоренную амортизацию для нового высокотехнологичного оборудования, расширить права предприятий в этой области;
    • создать условия для льготного целевого кредитования инвестиций в основной капитал и льготного импорта высокотехнологичных машин и оборудования (например, через государственные финансовые структуры и/или под государственные гарантии);
    • освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на высокотехнологичные инвестиции в активную часть основного капитала;
    • ввести налоговые инвестиционные кредиты и субсидии;
    • развивать практику размещения госзаказов на высокотехнологичных предприятиях.

Важную  роль в технологическом прорыве  могут сыграть прямые иностранные  инвестиции. Сейчас они ориентированы  либо на добычу и первичную переработку  ресурсов, либо на удовлетворение конечного  потребительского спроса в сегментах  с ограниченной инновационной емкостью. Кажущееся исключение – машиностроение – только подтверждает общее правило: здесь инвестиции идут в основном в сборочное производство (автопром, бытовая электроника).

В этой связи  необходимо стимулировать не просто увеличение объема иностранных инвестиций, которые часто приходят в форме  репатриации прибыли наших же компаний, а инвестиции ведущих транснациональных  компаний в полноценные проекты  при жестких условиях передачи передовых технологий.

В то же время не надо забывать, что капиталовложения в материальные активы – необходимое, но далеко не достаточное условие роста производительности. В отличие от индустриальной стадии, где физический капитал играл определяющую роль, современная экономика в значительной степени опирается на нематериальное накопление, на крупные объемы человеческого, организационного, управленческого капитала, а соответствие и взаимодействие технологических и нематериальных факторов становятся первостепенными условиями повышения продуктивности общественного производства.

 

В век  информации главным критерием оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении  качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных  врожденных способностей; дарований; творческого  потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных  и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального  опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере  общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.

Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: образование, подготовка на производстве; здравоохранение; мотивация; поиск информации и миграция; фундаментальные научные разработки; экология и здоровый образ жизни; культура и досуг.

Критическое значение для роста производительности приобретает качество человеческого капитала, его соответствие требованиям непрерывно меняющихся технологий и хозяйственной среды. В системе мер по повышению его отдачи важнейшая роль принадлежит росту уровня общего и профессионального образования. Особое внимание уделяется формам организации труда, стимулам и мотивации трудовой деятельности.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении  уровня образования эффективность  труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Еще с  древних времен известно, что за сложный труд надо платить много  кратно больше, чем за неквалифицированный. К сожалению, в России этого правила  не придерживаются. В результате молодежь не идет в сферу образования, науку, здравоохранение; квалифицированных  рабочих кадров, инженеров и техников не хватает во всех отраслях, даже в  оборонно-промышленном комплексе.

В стране существует дисбаланс на рынке труда: дефицит одних кадров при избытке  других.

Причины этого известны: ликвидация ПТУ без  замены их иными учреждениями; падение  престижа ранее наиболее уважаемых  профессий, в том числе научных  работников; бесконечные реформы  школьного и вузовского образования; свободное (без обязательной работы по профессии в течение двух-трех лет) распределение выпускников  вузов, даже получивших образование  на бюджетной основе, и многое другое. Главной же причиной такого положения  является несогласованность между  государством и бизнесом в том, кого и как готовить для народного  хозяйства и за чьи средства.

Государство должно заниматься вопросами подготовки кадров не единолично, а с учетом мнения всех субъектов собственности. Кроме того, не надо выстраивать  перегородки между государственным  и частным обучением, что затем  выражается в разном уровне зарплаты в важнейших секторах хозяйства. О каких равных возможностях можно  говорить, если один и тот же специалист, просто перейдя из одного здания в  другое, получает в два-три раза большую  зарплату. Задача государства —  приблизить оплату бюджетников к  оплате работников частного сектора  и поучиться у него мотивационным  механизмам более или менее адекватной оплаты труда специалистов.

Чтобы устранить  перекосы в балансе труда, нужно  знать, специалисты каких профессий, какого уровня подготовки (начальное, среднее, высшее, послевузовское), по каким  регионам потребуются в течение  ближайших пяти - десяти лет; какие финансовые ресурсы необходимы для кадрового обновления и кто их может предоставить.

Одновременно  следует знать, какие работники, в каких секторах хозяйства и  видах деятельности, в каких регионах, в какие сроки будут в результате роста производительности труда  высвобождаться, каковы возможности  их переподготовки на местах, какая  понадобится помощь их семьям в части  жилья, обучения детей, транспорта, мобильного трудоустройства.

Информация о работе Рынок капитала в России