Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является изучение капитала как фактора производства, его особенности использования в России.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с капиталом на всех стадиях его развития, после чего
сформулировать понимание данной экономической категории с
возможных сторон;
3 Рассмотреть капитал как фактора производства в масштабе экономики
России, его эффективность и сформулировать на основе теоретического
изучения капитала возможные пути улучшения его использования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
ГЛАВА 1. Сущность рынка капитала………………………………………..3
Понятие рынка капитала…………………………………………………..3
Рынок ссудных капиталов…………………………………………………5
ГЛАВА 2. Рынок капитала как рынок фактора производства.
2.1. Рынок факторов производства…………………………………………….10
2.2. Отличие рынка капитала от рынков других факторов производства…...11
ГЛАВА 3. Рынок капитала в России.
3.1. Особенности рынка капитала в России…………………………………...15
3.2. Эффективность использования капитала в России………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Реформационный ажиотаж
преимущественно в денежной сфере
практически был сведен к запуску
на десятилетия механизма
Одним из следствий этого явились сохраняющиеся до настоящего времени особенности государственного регулирования российского рынка капитала.
Первая из этих особенностей состоит в том, что приоритетным направлением государственного регулирования рынка капитала является регулирование его денежного, ссудного сегмента. Это важно признать, поскольку десятилетие денежно-кредитная политика была ориентирована на реализацию монетарного курса в режиме следования установкам для слаборазвитых стран, несмотря на явно отрицательные макроэкономические последствия.
Вторая особенность государственного регулирования рынка капитала в России - это растущая зависимость финансовой и денежно-кредитной политики от сложившейся ситуации и тенденций в сферах реального сектора. В утвержденной Концепции национальной безопасности констатируется, что «без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно».
Третья национальная особенность государственного регулирования рынка капитала - это зависимость от внешних финансовых обязательств. Эта зависимость в сочетании с расстроенными отношениями по внутренним заимствованиям породила "синдром обреченности" финансовой и денежно-кредитной политики на принятие решений и мер, исходя из масштабов долговых финансовых обязательств и низкого уровня инвестиционного потенциала.
Четвертой особенностью государственной политики на рынке капитала является отсутствие скоординированности развития взаимообусловленных секторов и преемственности изменений. Особая восприимчивость денежно-кредитной сферы к изменениям в экономике - нескончаемой "реструктуризации" и периодической "либерализации" при постоянном реформировании кредитно-финансовой системы – способствовала нарастанию мультипликационного эффекта, неуверенности, непредсказуемости во всех сферах экономики.
Недостаточное развитие
реально действующих
Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:
Второй принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.
Третий принцип - рынки капиталов по указу не появляются. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.
Четвертый принцип - политика развития рынков капиталов должна быть долгосрочной, последовательность мер - продуманной и непротиворечивой.
Подводя итог, можно отметить,
что определяющей особенностью государственного
регулирования рынка капитала в
России является отсутствие долгосрочной
стратегии, высокая зависимость
от нужд текущего момента, использование
одновременно несовместимых кейнсианских
и монетарных рекомендаций, а также
несогласованность отдельных
3.2. Эффективность использования капитала в России
Основными
факторами роста
Целый ряд обстоятельств благоприятствует обновлению производства и роста на этой основе производительности: страна получает крупные средства от экспорта, расширяются кредитный и фондовый рынки, а также внутренние источники накопления в бизнес - структурах, не ослабевает приток иностранных инвестиций и т. д. Тем не менее параметры инвестиционного процесса не соответствуют потребностям хозяйства, и самое главное – мала его инновационная составляющая и, как следствие, общая эффективность. Необходимы нормализация инвестиционного процесса, в первую очередь улучшение его качественных характеристик, расширение и доступность рынка капитала для производителей, реализация крупно масштабных инфраструктурных проектов за счет частно - государственного финансирования и т.д.
Широкомасштабное стимулирование модернизации необходимо осуществлять через налоговые льготы на закупку технологического оборудования, отмену пошлин и НДС по его импорту, закупку за рубежом оборудования по заявкам компаний через "институты развития" и предоставление его в лизинг.
Для радикального изменения технологической базы страны необходимо:
Важную роль в технологическом прорыве могут сыграть прямые иностранные инвестиции. Сейчас они ориентированы либо на добычу и первичную переработку ресурсов, либо на удовлетворение конечного потребительского спроса в сегментах с ограниченной инновационной емкостью. Кажущееся исключение – машиностроение – только подтверждает общее правило: здесь инвестиции идут в основном в сборочное производство (автопром, бытовая электроника).
В этой связи необходимо стимулировать не просто увеличение объема иностранных инвестиций, которые часто приходят в форме репатриации прибыли наших же компаний, а инвестиции ведущих транснациональных компаний в полноценные проекты при жестких условиях передачи передовых технологий.
В то же время не надо забывать, что капиталовложения в материальные активы – необходимое, но далеко не достаточное условие роста производительности. В отличие от индустриальной стадии, где физический капитал играл определяющую роль, современная экономика в значительной степени опирается на нематериальное накопление, на крупные объемы человеческого, организационного, управленческого капитала, а соответствие и взаимодействие технологических и нематериальных факторов становятся первостепенными условиями повышения продуктивности общественного производства.
В век
информации главным критерием оценки
эффективности компании в достижении
конкурентных преимуществ и обеспечении
качественных параметров экономического
роста выступает человеческий капитал,
определяемый как совокупность природных
врожденных способностей; дарований; творческого
потенциала; морально-психологического
и физического здоровья; накопленных
и усовершенствованных в
Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов.
Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: образование, подготовка на производстве; здравоохранение; мотивация; поиск информации и миграция; фундаментальные научные разработки; экология и здоровый образ жизни; культура и досуг.
Критическое значение для роста производительности приобретает качество человеческого капитала, его соответствие требованиям непрерывно меняющихся технологий и хозяйственной среды. В системе мер по повышению его отдачи важнейшая роль принадлежит росту уровня общего и профессионального образования. Особое внимание уделяется формам организации труда, стимулам и мотивации трудовой деятельности.
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.
Еще с древних времен известно, что за сложный труд надо платить много кратно больше, чем за неквалифицированный. К сожалению, в России этого правила не придерживаются. В результате молодежь не идет в сферу образования, науку, здравоохранение; квалифицированных рабочих кадров, инженеров и техников не хватает во всех отраслях, даже в оборонно-промышленном комплексе.
В стране существует дисбаланс на рынке труда: дефицит одних кадров при избытке других.
Причины этого известны: ликвидация ПТУ без замены их иными учреждениями; падение престижа ранее наиболее уважаемых профессий, в том числе научных работников; бесконечные реформы школьного и вузовского образования; свободное (без обязательной работы по профессии в течение двух-трех лет) распределение выпускников вузов, даже получивших образование на бюджетной основе, и многое другое. Главной же причиной такого положения является несогласованность между государством и бизнесом в том, кого и как готовить для народного хозяйства и за чьи средства.
Государство
должно заниматься вопросами подготовки
кадров не единолично, а с учетом
мнения всех субъектов собственности.
Кроме того, не надо выстраивать
перегородки между
Чтобы устранить перекосы в балансе труда, нужно знать, специалисты каких профессий, какого уровня подготовки (начальное, среднее, высшее, послевузовское), по каким регионам потребуются в течение ближайших пяти - десяти лет; какие финансовые ресурсы необходимы для кадрового обновления и кто их может предоставить.
Одновременно
следует знать, какие работники,
в каких секторах хозяйства и
видах деятельности, в каких регионах,
в какие сроки будут в