Рынок монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основ

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции…………4
1.1.Основные черты рынка монополистической конкуренции………………4
1.2.Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции……………………………………………..10
1.3.Неэффективность монополистической конкуренции: производственные мощности, анализ кривой спроса……………………………………………….13
Глава 2. Пример монополистической конкуренции на Российском рынке….16
2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в России на примере йогуртов и мороженого……………………………………………….16
2.2. Пример монополистической конкуренции на рынке косметических средств……………………………………………………………………………24
Глава 3. Выводы и предложения……………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

лалаева.docx

— 175.27 Кб (Скачать файл)

К сожалению лишь недавно  мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции  для успешного развития народного  хозяйства. Такая необходимость  объясняется, прежде всего, невозможностью без действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.

Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы  предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным ценам.

В целом же, эта форма  экономических отношений несет  меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Основными путями повышения конкурентоспособности предприятий являются:

- внедрение новых технологий;

- исследование покупательских запросов;

- появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;

- изменение стоимости или наличия компонентов производства;

- изменение правительственного регулирования;

- постоянная модернизация производства и других видов деятельности.

Для того чтобы удержать конкурирующее преимущество, необходимо расширить наборы его источников, совершенствовать их, переходить к преимуществам более высокого порядка, которые дольше сохраняются.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономической системе, и в  её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

Заключение.

 

Исследовав монополистическую  конкуренцию и ее состояние на Российском рынке, я сделала выводы:

  1. Монополистическая конкуренция – это гибрид монополии и конкуренции, т.к. характеризуется следующими свойствами:

- множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.

- каждая фирма производит  продукцию, которая, по крайней  мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, являясь, скорее, назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса;

  • ограничения при входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.
  1. Кривая спроса у фирмы в краткосрочном периоде имеет характерный отрицательный наклон. Это объясняется тем, что, благодаря дифференциации, на своем сегменте рынка она монополист, т.е. рост объема реализации, достигается за счет снижения цен. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
  1. Т.к. при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, то в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлечённые экономической прибылью другие компании. В результате кривые спроса на продукцию уже существующих фирм снизятся, так как их сегмент рынка сократится. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.
  2. В России, безусловно, монополистическая конкуренция имеет черты, описываемые в теории, однако рынки монополистической конкуренции в нашей стране имеют свои особенности:
  • существование российского производства до 90-х годов в условиях командной экономики.
  • Трудность в адаптации к новым рыночным реформам.
  • Слабая дифференциация продукции при возрастающих потребительских запросах.
  • Быстрое продвижение иностранных фирм в начале 90-х.
  • Преобладание неценовой конкуренции среди российских производителей.

Положительной чертой монополистической  конкуренции является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять  потребности потребителя.

Примером монополистической  конкуренции является рынок безалкогольных напитков и кофе. Товар, дифференцирован, он не является незаменимым, Большое  количество фирм обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие.

Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.

И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в  реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную  – модель монополистической конкуренции :

  1. Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.
  2. Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.
  3. В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) Мэнкью. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

2) Грязнова. Микроэкономика. Теория и российская практика. Москва: Кно-Рус, 2000.

3) Яковлева. Микроэкономика. Москва: Тандем,1997.

4) Макконнелл. Экономикс. Москва: Инфра-М,2002.

5) М.Ф. Гуськова. «Экономика». Москва: «ВЛАДОС», 1999г.

6) А.В. Сидоровича. Микроэкономика. Основы национальной экономики:  Издательство «Дело и Сервис», 2001.

7) А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелова. Экономическая теория. Издательство «Экзамен», 2004.

8) Курс экономической  теории: учебник – 4-е дополненное  и переработанное издание –  Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.

9) В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский. Экономическая теория: Тетра Системс, 2001.- 400с.

10) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000. С. 148-149 ед. общ. собие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.;

11). Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/кол. авт.; под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. Финансовая академия при Правительстве РФ.-6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006.- 624 с.

12). Современная экономика.  Общедоступный учебный курс. Мамедов  О.Ю. Ростов-на-Дону, издательство  «Феникс».- 1995. - 608 с.

13). Портер М. Международная  конкуренция: Пер. с англ./ Под  ред. и с предисловием В.Д.  Щетинина.- М.: Междунар. отношения, 1993. – 896 с.

14). Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. Учебное пособие. - М.: ЮристЪ.- 1996. – 264 с.

15). Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ольсевича О.Я. - М.: Экономика,1996. – 351 с.

16).  Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник.- 4-е изд., исп. и доп.- Москва: Юрайт, 2006.- С. 241.

 


Информация о работе Рынок монополистической конкуренции