Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рынков, понять при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.

Содержание

Введение
3

Аннотация по разделам

1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.

2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции

3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение
44

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция. Структура рынка..doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

В условиях дифференциации экономических  благ трудно найти две фирмы, которые  производили бы один и тот же продукт  или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет  большого значения, а капитал, требующийся  для начала дела, как правило, невелик.

Легкое вступление в  отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

 

Характерные черты

 

  1. Относительно большое число фирм. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа 25, 35, 60 или 70.

Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, так как влияние действия одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

  1. Дифференциация продукта. В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.
    • Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам “Реальные” различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.
    • Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта.
    • Размещение. Продукты могут также различаться на основе размещения и доступности. Например, небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют крупным супермаркетам, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент товаров и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах.
    • Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использовании торговых знаков и торговых марок.

Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтенье продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатель больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.

  1. Неценовая конкуренция. Как явствует из вышеприведенного обсуждения, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты различия продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.
  2. Легкое вступление в отрасль. Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования. 

Кривая спроса фирмы

Кривая спроса, с которым  сталкивается продавец в условиях монополистической  конкуренции, является эластичной, но лишь до известных пределов. Она намного более эластична, чем кривая спроса производителя при чистой монополии, потому что продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящие взаимозаменяемые товары.

Что касается кривой продаж продавца, то она при монополистической  конкуренции также не является совершенно эластичной (как, например, кривая производителя  в условиях чистой конкуренции). Во-первых, фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньше конкурентов, и, во-вторых, продукты этих конкурентов представляют собой близкие, но несовершенные заменители.

Вообще говоря, степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.

 

Основными признаками монополистической конкуренции являются:

 

  1. Относительно небольшая доля всего рынка, приходящаяся на одну фирму, а, следовательно, ограниченный контроль над ценой;
  2. Сравнительно большое число фирм гарантирует, что тайный уговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;
  3. Фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;
  4. дифференциация продукта в различных фирмах:
    • по качеству — долговечность, дизайн, мощность и т.п.;
    • по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта — сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.;
    • по размещению и доступности продукта — супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами;
    • по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу;
  5. экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах;
  6. относительно легкое вступление в отрасль, так как необходимый для этого капитал невелик. Возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства продукта, который отличается от продукта конкурента и рекламой.

 

 

Эффективность монополистической конкуренции.

 

Оценка монополистической конкуренции  с точки зрения общества предполагает рассмотрение следующих аспектов:

  1. В долгосрочном периоде равновесие при монополистической конкуренции достигается в точке, находящейся на участке убывания кривой средних общих издержек. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводит к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек. Следовательно, в долгосрочном периоде при совершенной конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного, в то время как объем выпуска монопольно конкурентных фирм ниже этого уровня;
  2. Для конкурентной фирмы цена товара равна предельным издержкам; для монопольно конкурентной - цена превышает предельные издержки так как фирма обладает некоторой властью над рынком. Это приводит к тому, что некоторые потребители воздерживаются от приобретения данного товара. Таким образом, при монополистической конкуренции, как и при монополии, существует безвозвратная потеря части продукта и недораспределение ресурсов с точки зрения общества;
  3. С учетом эластичности спроса на продукт можно сделать вывод о том, что объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем у конкурентной фирмы, но больше, чем у монополии. При монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизирован, и более низкие цены по сравнению с монополией и ее уникальным продуктом;
  4. Вступление новых фирм на рынок при монополистической конкуренции связано с двумя внешними эффектами:

а) Внешний эффект увеличения разнообразия продукции, который является положительным, так как при росте числа фирм и появлении новой продукции возникает дополнительный потребительский излишек;

б)  Внешний эффект «перехвата» покупателей, который можно отнести к отрицательным эффектам, так как появление конкурентов означает утрату фирмами отрасли части потребителей и снижение прибыли. В зависимости от суммарного воздействия этих двух эффектов на рынках монополистической конкуренции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров.

 

Ценовая конкуренция

Ценовая конкуренция- это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен  на товары. Фирмы-продавцы двигаются  по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основной условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

Механизм ценовой конкуренции  действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.

Неценовая конкуренция

 

Неценовая конкуренция

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.  

Защита конкуренции

Существованию конкуренции угрожает монополия. В широком понимании  монополия - это такая ситуация, за которой продавцов (производителей) настолько имело, что каждой из них может влиять на общий объем предложения и цену продукции, которая реализуется.

Практика удостоверяет, что в  зависимости от характера и причин, являются такие виды монополии: естественная, легальная и искусственная.

Естественная монополия существует в областях, которые вырабатывают редчайшие металлы и прочие элементы производства, а также в областях инфраструктуры, которые имеют важное и стратегическое значения. Контроль, над которым может осуществляться со стороны государства (например, производство ядерного оружия).

Легальная монополия получается на законных основаниях для предоставления особых услуг (связь, органы, которые  предоставляют авторского права  и т.п.).

Искусственная монополия возникает  вследствие особого положения предприятий для получения монополистических преимуществ.

Угроза монополии состоит в  том, что там, где властвуют монополисты, исчезает свободная конкуренция, то есть прекращается общественное влияние на производство. Монополисты получают возможность манипулировать ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом.

Важное значение имеет критерий оценки степени монополизации: это  одна группа или группа их в производстве продукции, частица их оборота. В мировой практике принят считать, что доминирующее положение предприятия или группы их на рынке возникает тогда, когда на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, или на трех и меньше предприятий - свыше 4/2 общего оборота, или на пять и меньше предприятий - свыше 2/3 оборота.

В хозяйственной практике Украины  монополистами являются те участники  хозяйственного оборота, частица которых  на рынке превышает 70 процентов.

Защита конкуренции осуществляет государство. В статье 42 Конституции Украины записано: "Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом".

Для защиты конкуренции разработан антимонопольное законодательство и создан Антимонопольный комитет  Украины.

Защита конкуренции предусматривает, прежде всего, демонополизацию экономики и создания конкурентной среды. Уже в конце 1997 г. в Украине тысячи государственных монополий в процессе приватизации превратились на частные предприятия. Благодаря мероприятиям, направленным на демонополизацию экономики, на рынках появилось почти 5000 новых хозяйственных субъектов.

Опыт показал, что демонополизация экономики Украины дала ощутимые результаты для развития конкуренции там, где на предприятиях появились собственники, которые заботятся о развитии производства, а не об удовлетворение собственных текущих потребностей.

Антимонопольный комитет Украины направляет свою деятельность на защиту именно конкуренции, а не лиц, которые берут в ней участие: производителей, покупателей, продавцов - юридических лиц или граждан.

 

Нечестная конкуренция

Нечестная конкуренция - это деятельность хозяйственного субъекта, которая направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Методы осуществления нечестной конкуренции такие.

Информация о работе Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка