Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:40, доклад
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.
Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится Уильям Джевонс. Изучением рыночной структуры совершенной конкуренции также занимался Вильфредо Парето.
Введение
Понятие совершенной конкуренции
Признаки совершенной конкуренции
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции
Вывод
Список литературы
ГБОУ ВПО УГМУ
Кафедра истории, экономики и правоведения
Доклад по экономике на тему
“Рынок совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции”
Исполнитель:
Непеина Анна, группа ОФ-203
Научный руководитель:
Пономарева Ольга Николаевна
Екатеринбург 2014 г.
Содержание
Введение
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.
Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится Уильям Джевонс. Изучением рыночной структуры совершенной конкуренции также занимался Вильфредо Парето.
Совершенная конкуренция встречается довольно редко и скорее является моделью, на примере которой можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Анализ модели рынка совершенной конкуренции используется для оценки эффективности использования ресурсов в реальной действительности. Экономическая наука рассматривает совершенную конкуренцию как эталон эффективности.
Понятие совершенной конкуренции
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:
1. Чистая конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополия.
4. Чистая монополия.
Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка (совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времени). В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Механизм функционирования
такого рынка можно
Примеры совершенной конкуренции (безусловно, с некоторыми оговорками) можно встретить в российской практике. Мелкие рыночные торговцы, ателье, фотоателье, автомастерские, строительные бригады, специалисты по ремонту квартир, крестьяне на продовольственных рынках, ларечная розничная торговля могут быть расценены как мельчайшие фирмы. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемой продукции, ничтожные по размерам рынка масштабы бизнеса, многочисленность конкурентов, необходимость принимать сложившуюся цену, т. е. многие условия совершенной конкуренции. В сфере малого бизнеса в России ситуация, очень близкая к совершенной конкуренции, воспроизводится достаточно часто.
Признаки совершенной конкуренции
Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
• Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком рынке не способен оказать воздействие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутствии у кого-либо из них рыночной власти.
• абсолютно свободный доступ
к любой хозяйственной
• абсолютная мобильность (способность к перемещению) факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
• абсолютная
• абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д., идентичность и взаимозаменяемость);
• наличие ситуации, когда
ни один участник конкуренции
не в состоянии оказать
• стихийное установление
цен в ходе свободной
• отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции
К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести:
Перечисленные признаки не характерны ни для одного из типов несовершенной конкуренции.
Недостатки совершенной конкуренции можно выделить следующие:
Вывод
Совершенная конкуренция, несмотря на свою абстрактность, имеет важное методологическое и практическое значение. В методологическом отношении она дает возможность уяснить логику действий предприятия. В практическом смысле модель совершенной конкуренции дает возможность судить о принципах работы малых предприятий.
Список литературы:
Информация о работе Рынок совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции