Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:05, контрольная работа
Целью курсовой работы является анализ рынка труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность рынка труда, его типология и структура;
- проанализировать развитие рынка труда в РФ.
Введение. 2
1. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА. 4
1.1. Понятие и содержание рынка труда. 4
1.2 Механизм функционирования рынка труда 7
1.3. Методы регулирования рынка труда 10
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА В РФ. 13
2.1. Показатели рынка труда в РФ 13
2.2. Направления развития рынка труда в России 18
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26
Оглавление
Введение. 2
1. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА. 4
1.1. Понятие и содержание рынка труда. 4
1.2 Механизм функционирования
1.3. Методы регулирования рынка труда 10
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА В РФ. 13
2.1. Показатели рынка труда в РФ 13
2.2. Направления развития рынка труда в России 18
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26
Введение.
Актуальность темы курсовой работы. Гибкий
эффективно функционирующий рынок труда
является важнейшей составляющей инновационной
экономики. Вместе с тем современное развитие
экономики невозможно без продуктивной
занятости, являющейся производной от
эффективно функционирующего гибкого
рынка труда, позволяющего оперативно
реагировать на экономические вызовы.
Рынок труда - наиболее сложный элемент
рыночной экономики. Здесь не только переплетаются
интересы работника и работодателя при
определении цены труда и условия его
функционирования, но и отражаются практически
все социально-экономические изменения
в обществе. В общем виде под рынком труда
понимают систему общественных отношений,
связанных с наймом и предложением рабочей
силы или ее куплей-продажей.
Для конкурентоспособности страны особенно
ощутимым является неразвитость рынка
рабочей силы (неприспособленность рабочей
силы к новым рыночным условиям). Развитие
рыночных отношений в секторе рабочей
силы в России тормозят недостаточный
уровень квалификации и нерыночное отношение
к труду. Российская рабочая сила еще не
прошла достаточного для изменения ее
качества периода формирования через
«горнило» капиталистического рынка.
Имеет место дисбаланс между готовностью
населения трудиться в условиях рынка
и его реальной подготовленностью к деятельности
в рыночной экономике.
Испытывая потребность к постоянному
воспроизводству, причем каждый раз на
новом, более высоком уровне, носитель
рабочей силы ищет только такого работодателя,
которому он мог бы предложить ее на наиболее
выгодных условиях. Поэтому в спросе на
рабочую силу также должна быть конкуренция.
При таких условиях будет происходить
социальное и экономическое развитие
общества, основанное на рыночной активности
работников, предлагающих свою рабочую
силу, с одной стороны, и нанимателей -
с другой.
На рынке труда получает оценку стоимость
рабочей силы, определяются условия ее
найма, в том числе величина заработной
платы, условия труда, возможность получения
образования, профессионального роста,
гарантии занятости и т.д. Рынок труда
отражает основные тенденции в динамике
занятости, ее основных структурах (отраслевой,
профессионально-
На данный момент времени это очень актуальная
тема, так как рынок труда - это важнейший
элемент рыночной экономики.
Объектом курсовой работы является рынок
труда.
Предметом особенности современного рынка
труда, его направления, основные механизмы
реализации на практике
Целью курсовой работы является анализ
рынка труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность рынка труда, его
типология и структура;
- проанализировать развитие рынка труда
в РФ.
1.1. Понятие и содержание рынка
труда.
Среди экономистов нет единства в оценке
рынка труда и механизма его функционирования.
Классическая политическая экономия исходит
из того, что рынок труда, где реализуется
лишь один производственный ресурс, как
и все прочие рынки, действует на основе
ценового равновесия. Основным рыночным
регулятором служит цена рабочей силы.
С помощью заработной платы, по оценке
представителей этой концепции, регулируется
спрос и предложение рабочей силы, поддерживается
их равновесие. Цена на рабочую силу гибко
реагирует на потребности рынка, увеличиваясь
или уменьшаясь в зависимости от спроса
и предложения. Если на рынке труда существует
равновесие, то безработица невозможна
[4, с. 232].
Иного подхода к объяснению функционирования
рынка труда придерживаются кейнсианцы
и монетаристы. В отличие от неоклассиков
они рассматривают рынок труда как явление
постоянного не равновесия. Спрос на рабочую
силу по этой модели регулируется не колебаниями
рыночных цен на труд, а объемом производства,
т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка
труда является государство, поскольку
оно уменьшает или увеличивает совокупный
спрос и устанавливает нижние границы
заработной платы. Для устранения рыночного
неравновесия предлагается использовать
инструменты денежно-кредитной политики
(монетаристы).
Согласно марксистской теории рынок рабочей
силы, хотя и подчиняется общим рыночным
закономерностям, имеет существенные
особенности, поскольку сама рабочая сила
как субъективный фактор производства,
являясь товаром, может в то же время активно
влиять на соотношение спроса и предложения,
на свою рыночную цену.
В реальной экономической жизни на динамику
рынка труда оказывает влияние целый ряд
факторов: уровень рождаемости, темпы
роста численности трудоспособного населения,
его половозрастная структура, степень
экономической активности различных демографических
и этнических групп трудоспособного населения,
процессы иммиграции и т.д.
Единого для всей экономики рынка труда
не существует. Он делится по профессиям,
отраслям, территориям. Работники разных
профессий и квалификаций получают разную
заработную плату. Зависит она и от места
работы. Существуют опасные, неприятные,
малопривлекательные виды труда. Условия
равновесия на рынке труда в значительной
степени определяются государственным
вмешательством, а его функционирование
связано с профсоюзами и союзами предпринимателей.
На предложение труда влияет наличие пособий
по безработице, установление минимальных
ставок заработной..платы[2,с.312].
Рынок труда отличается от всех других
рынков своеобразием товара. Рабочая сила
- это такой товар, качество которого почти
невозможно определить при заключении
контракта. Реальный уровень трудовых
усилий обнаруживается только в процессе
потребления этого товара. С другой стороны,
и человеку небезразлично содержание
труда, и он нуждается в стимулировании
для обеспечения необходимого уровня
усилий.
Функционирование рынка труда имеет ряд
особенностей, а именно:
1. Неотделимость прав собственности на
товар-труд от его владельца. Труд представляет
собой процесс расходования рабочей силы
ее носителя; в процессе купли-продажи
труда возникают особые отношения:
Главными составными частями рынка
труда являются совокупное предложение,
охватывающее всю наемную рабочую силу,
и совокупный спрос как общая потребность
экономики в наемной рабочей силе. Они
составляют совокупный рынок труда.
Tекущий рынок труда образуется за счет
естественного и механического движения
рабочей силы и рабочих мecт (ввод новых
и выбытие старых).
Исходя из определения и характеристики
рынка труда можно установить основные
его элементы: субъекты рынка труда; правовые
аспекты, регламентирующие отношения
субъектов па рынке труда; конъюнктура
рынка; службы занятости населения; инфраструктура
рынка труда; система социальной защиты
и др.
Система отношений на рынке труда складывается
из трех основных компонентов:
- отношения между наемными работниками
и работодателями,
- отношения между субъектами рынка труда
и представителями (профсоюзы, ассоциации
работодателей, службы занятости):
- отношения между субъектами рынка труда
и государством.
Наличие и взаимодействие всех элементов
рынка труда необходимы для его функционирования.
Рынок труда выполняет ряд функций:
Основная функция рынка труда
состоит в обеспечении через
сферу обращения
1.2 Механизм функционирования
Чтобы понять, как работает рынок труда,
следует изучить спрос и предложение на
данном рынке. Р.Дж. Эренбергер и Р.С. Смит
пишут о том, что исследование рынка труда
начинается и заканчивается анализом
спроса и предложения и любой результат
функционирования рынка труда всегда
зависит в той или иной степени от этих
составляющих и их взаимодействия.
Цены на производительные услуги, т.е.
услуги труда, капитала и т. д., определяются
на основе спроса и предложения.
Субъектами спроса на рынке труда выступают
бизнес и государство, а субъектами предложения
- домашние хозяйства.
На рынке совершенной конкуренции количество
нанимаемых предпринимателями работников
определяется двумя показателями - размером
заработной платы и ценностью (в ее денежном
выражении) предельного продукта труда.
С увеличением количества нанимаемых
работников происходит уменьшение величины
предельного продукта (вспомним закон
убывающей доходности). Привлечение дополнительной
единицы труда прекратится тогда, когда
предельный продукт труда в денежном выражении
(MRPL) сравняется с величиной заработной
платы.
Объем спроса на труд находится в обратной
зависимости от величины заработной платы.
При росте ставки заработной платы, при
прочих равных условиях, предприниматель
в целях сохранения равновесия должен
соответственно сократить применение
труда, а при ее снижении величина спроса
на труд возрастает.
Объем предложения труда
также зависит от величины заработной
платы, получаемой за производительные
услуги. Как правило (а бывает и
исключение, как мы увидим в дальнейшем),
продавцы на рынке труда в условиях
совершенной конкуренции
Поскольку при увеличении заработной
платы каждый час отработанного времени
лучше оплачивается, каждый час свободного
времени воспринимается работником как
возросший убыток, точнее, упущенная выгода.
Эта выгода могла бы быть реализована
при превращении свободного времени в
рабочее - отсюда стремление заместить
свободное время дополнительной работой.
Соответственно, досуг замещается тем
набором товаров и услуг, которые работник
может приобрести на возросшую заработную
плату. Вышеописанный процесс получил
название эффекта замещения на рынке труда.
На приведенном на рисунке 3 графике эффект
замещения проявляется до точки I, т. е.
до начала движения кривой предложения
труда влево, к оси ординат.
Эффект дохода противостоит эффекту замещения
и становится ощутим при достижении работником
определенного, достаточно высокого уровня
материального благополучия. Когда проблемы
с хлебом насущным решены, меняется и наше
отношение к свободному времени. Оно перестает
казаться вычетом из заработной платы,
а предстает полем для наслаждения и радости,
тем более, что высокая заработная плата
позволяет обогатить и разнообразить
досуг. Поэтому логичным является возникновение
желания купить не только больше товаров,
но и иметь большее количество свободного
времени. А сделать это можно, лишь сократив
предложение труда, купив свободное время
не за наличные деньги, а за те деньги,
которые могли бы быть получены при отказе
от досуга в пользу дополнительной работы.
После прохождения кривой SL точки
I эффект дохода становится преобладающим,
что выражается в сокращении предложения
труда при росте заработной платы, а практически
в стремлении к переходу работника на
сокращенный рабочий день или неделю,
к получению дополнительных выходных
дней и отпусков (в том числе за «свой счет»).
Вопрос о том, какой эффект (замещения
или дохода) является более сильным при
данном уровне заработной платы, не имеет
точного ответа, поскольку определяется
различной реакцией отдельных людей и
групп людей на рост заработной платы.
Для одного человека 3000 долл. в месяц -
тот предел, после которого он не станет
отрабатывать сверхурочные часы, даже
если бы они оплачивались по более высоким
ставкам. Для другого - и 10000 долл. в месяц
недостаточно, чтобы предпочесть досуг
дополнительной работе. «Всех денег не
заработаешь», - гласит русская поговорка,
вот только величина «всех денег» для
каждого человека - сугубо индивидуальное
понятие.
Но, подчеркнем, участок с отрицательным
наклоном кривой предложения характерен
только для индивидуального предложения
труда. На отраслевом уровне кривая предложения
труда на всем своем протяжении будет
иметь положительный наклон. Другими словами,
для отраслевого предложения характерно
преобладание эффекта замещения. Даже
если для отдельных субъектов более высокие
ставки заработной платы могут послужить
стимулом для сокращения предложения
своих трудовых услуг и увеличению своего
досуга, то для других лиц высокая ставка
заработной платы послужит сигналом для
увеличения предложения труда. Более того,
высокие ставки заработной платы могут
привлечь работников из других отраслей.
Современный рынок труда испытывает на
себе ощутимое государственное воздействие.
Законодательная деятельность государства
охватывает всю гамму трудовых отношений.
Оно не только предъявляет спрос на услуги
труда в государственном секторе экономики,
но и регулирует его в частном, определяя
основные параметры найма в масштабах
национальной экономики [15, с. 250].
1.3. Методы регулирования рынка
труда.
Регулирующая функция государства состоит
в том, чтобы максимально сблизить спрос
на наемную рабочую силу (со стороны работодателей)
и предложения трудоспособного населения.
Причем сближение и сбалансированность
необходимо обеспечить не только по количеству
и качественной структуре, но и во времени
и пространстве, на макроуровне и на микроуровне.
В силу регулирования занятости объектом
микроуровня является предприятие, как
первичное звено экономики, и город (населенный
пункт), как первичное звено территории,
жители которого характеризуются общностью
интересов в реализации права каждого
из них на трудовую деятельность.
Концепция государственной политики занятости
должна базироваться на критериях экономической
эффективности и социальной справедливости,
ориентация на который призвана решать
задачи содействия занятости и защиты
трудоспособных граждан от хронической
и массовой безработицы. В свою очередь,
воздействуя на решение задач в области
занятости и социальной политики в целом,
государство системой взаимосвязанных
мер участвует в создании и поддержании
необходимого для экономического возрождения
социально-политического климата. Таким
образом, речь идет о формировании регулирующей
функции государства в области занятости
населения, которое не должно ограничиваться
организацией содействия в трудоустройстве
населения, им следует охватить и сферу
«занятого» наемного труда (внутрифирменный
рынок труда). Невнимание к этой сфере
может сказаться на уровне занятости и
безработицы, постоянно сводя на нет меры
по трудоустройству незанятого населения,
состав которых будет пополняться из среды
занятого наемного труда [9, с. 131].
Общая закономерность, действие которой
в условиях российской экономики не вызывает
сомнения, состоит в зависимости уровня
и динамики инвестиций. И основная проблема
при этом заключается не в необходимости
резкого снижения гипертрофированно раздутого
объема капитальных вложений, а в изменении
источников финансирования, главным из
которых был государственный бюджет, в
сторону повышения роли негосударственного
(акционерного, частного) капитала. Другая
закономерность, обусловленная научно-техническим
прогрессом и его влиянием на факты высвобождения
работников, характерная для индустриальных
стран, пока что не угрожает обществу снижением
уровня занятости и увеличением безработицы.
Такое состояние может продолжаться до
тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная
и ценовая стабилизация и хозяйственные
субъекты в поиске путей увеличения эффективности
производства не обратятся к резервам
производительности труда. Функция регулирования
занятости, будучи частью формирующейся
системы регулирования социально-экономическими
процессами в обществе, объективно требует
комплексного подхода при разработке
и реализации мер по созданию условий,
обеспечивающих согласованное движение
рабочей силы и рабочих мест как на уровне
основного звена экономики и первичного
звена территорий, так и на общероссийском
уровне. Комплексный подход может быть
обеспечен на основе взаимодействия органов
исполнительной власти, в той или иной
степени (непосредственно либо опосредовано)
участвующих в выработке и реализации
государственной политики занятости [8,
с. 18].
Основная тяжесть в реализации политики
занятости ложится на республики и регионы,
значит, и соответствующие финансовые
ресурсы (бюджетные и внебюджетные) должны
быть в их руках.
Государственная политика в области занятости
населения должна быть реально направлена
на:
- обеспечение равных возможностей всем
гражданам в реализации права на труд
и свободный выбор формы занятости;
- поддержку трудовой и предпринимательской
инициативы граждан.
- содействие развитию их способностей
к производительному труду путем координации
деятельности в области занятости с другими
направлениями экономики и социальной
политики;
- соблюдение принципа добровольности
труда, свободного выбора вида занятости
путем поощрения работодателей, создающих
новые рабочие места;
- обеспечение социальной защиты населения
в области занятости на основе координации
деятельности государственных органов,
профсоюзов, предпринимателей в разработке
и реализации мер по обеспечению занятости
населения.