Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:05, контрольная работа
Целью курсовой работы является анализ рынка труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность рынка труда, его типология и структура;
- проанализировать развитие рынка труда в РФ.
Введение. 2
1. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА. 4
1.1. Понятие и содержание рынка труда. 4
1.2 Механизм функционирования рынка труда 7
1.3. Методы регулирования рынка труда 10
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА В РФ. 13
2.1. Показатели рынка труда в РФ 13
2.2. Направления развития рынка труда в России 18
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26
2.1. Показатели рынка труда в
РФ.
Российская экономика активно развивается,
и рынок труда реагирует ростом потребностей
на все категории персонала — от рабочих
до топ-менеджеров. Эксперты прогнозируют,
что через пять-шесть лет на рынке может
возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
Такая ситуация связана с демографическим
кризисом в стране, что ведет к постоянному
уменьшению доли трудоспособного населения
— граждан в возрасте от 25 до 40 лет.
Численность экономически активного населения в
январе 2012 г. составила, по итогам обследования
населения по проблемам занятости, 74,9
млн.человек, или около 53% от общей численности
населения страны, в их числе 70,0 млн.человек,
или 93,4% экономически активного населения
были заняты в экономике и 4,9 млн.человек
(6,6%) не имели занятия, но активно его искали
(в соответствии с методологией Международной
Организации Труда они классифицируются
как безработные). В государственных учреждениях
службы занятости населения зарегистрировано
в качестве безработных 1,3млн.человек[16].
По данным выборочного обследования населения
по проблемам занятости, проведенного
по состоянию на вторую неделю января
2012г., уровень занятости населения экономической
деятельностью (доля занятого населения
в общей численности населения в возрасте
15-72 лет) составил 63,1%.
В общей численности занятого в экономике
населения в 2011г. 34,5 млн.человек, или 48,9%
составляли штатные работники (без учета
совместителей) организаций, не относящихся
к субъектам малого предпринимательства.
На условиях совместительства и по договорам
гражданско-правового характера для работы
в этих организациях привлекалось еще
1,8 млн.человек (в эквиваленте полной занятости).
Число замещенных рабочих мест работниками
списочного состава, совместителями и
лицами, выполнявшими работы по договорам
гражданско-правового характера, в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)
в 2011г. составило 36,3 млн. человек и было
меньше, чем в 2010г. на 85 тыс.человек, или
на 0,2%.
В 2011г. в общем количестве замещенных рабочих
мест в организациях удельный вес рабочих
мест внешних совместителей составлял
2,2%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым
договорам - 2,8%.
Средняя фактическая продолжительность
рабочего дня в 2011г. составила 7,03 часа и
была выше, чем в предыдущем году, на 0,4%.
Росстат подвел итоги федерального статистического
наблюдения о неполной занятости и движении
работников за январь 2012г., которым было
охвачено 16,3 млн.человек по кругу организаций
наблюдаемых видов экономической деятельности,
или 47% от численности работников организаций
(без субъектов малого предпринимательства).
В январе 2012г. численность выбывших работников
организаций превысила численность принятых
работников на 4,0 тыс.человек (в декабре
2011г. - на 110,1тыс.человек).
По сведениям обследованных организаций,
в январе 2012г. было принято на работу и
выбыло по различным причинам по 2,2% списочной
численности работников (в декабре 2011г.
соответственно 2,5% и 3,1%).
В общей численности принятых в январе
2012г. работников доля приема на дополнительно
введенные рабочие места составила 7,1%,
в том числе в организациях, осуществляющих
лесозаготовки - 18,4%, по производству и
распределению электроэнергии, газа и
воды - 10,5%, финансовой деятельности-10,1%.
В январе 2012г. в организациях обследованных
видов экономической деятельности 3,6 тыс.человек
выполняли работы временного характера
и общественные работы в связи с финансированием
мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда (в декабре
2011г. - 7,2 тыс.человек), в том числе 1,8 тыс.человек
работали на условиях внутреннего совместительства
(в декабре 2011г. - 3,4 тыс.человек).
По сведениям обследованных организаций,
на конец января 2012г. численность работников,
которых требуется принять на вакантные
рабочие места, составила 1,8% от списочной
численности работников. По видам экономической
деятельности этот показатель колеблется
от 1,2% - в организациях строительства до
3,5% - в организациях, осуществляющих лесозаготовки.
В общей численности выбывших работников
71,8% составляют уволившиеся по собственному
желанию (на 6,8 процентного пункта больше,
чем в декабре 2011г.), 6,7% - по соглашению
сторон (на 1,3 процентного пункта меньше,
чем в декабре 2011г.), 3,1% - в связи с сокращением
численности (на 0,2 процентного пункта
меньше, чем в декабре 2011г.).
Доля работников, выбывших в связи с сокращением
численности, в общей численности выбывших
колеблется от 1,3% в организациях строительства
до 6,3% - в организациях по производству
и распределению электроэнергии, газа
и воды.
В январе 2012г. 1,0% списочной численности
работников обследуемых организаций работали
неполное рабочее время (на уровне декабря
2011г.). Доля работников, находившихся в
простое по вине работодателя и по причинам,
не зависящим от работода- теля и работника,
в январе 2012г. составила 0,7% списочной численности
работников (в декабре 2011г. - 0,9%).
В январе 2012г. доля работников, находившихся
в отпусках без сохранения заработной
платы по письменному заявлению работника,
составила 3,4% списочной численности работников
(в декабре 2011г. - 4,1%).
Наибольшие размеры неполной занятости
отмечаются в организациях обрабатывающих
производств, в которых в январе 2012г. 1,5%
работников списочной численности работали
неполное рабочее время (в декабре 2011г.
- 1,6%) и 1,7% работников находились в простое
по вине работодателя и по причинам, не
зависящим от работодателя и работника
(в декабре 2011г. - 2,2%).
Практика предоставления отпусков без
сохранения заработной платы по письменному
заявлению работника наиболее широко
распространена в организациях обрабатывающих
производств и строительства (5,6% и 5,0% списочной
численности работников соответственно).
По данным Федеральной миграционной службы, численность
иностранных граждан, имевших действующее
разрешение на работу, на конец III квартала
2011г., составила 1032,3 тыс.человек; численность
иностранных граждан, получивших патенты
на осуществление трудовой деятельности
у физических лиц в отчетном периоде, составила
224,3 тыс.человек. Иностранная рабочая сила
поступала на территорию Российской Федерации
преимущественно из Южной части Центральной
Азии (61,4%), Восточной Европы (15,1%), Восточной
Азии (10,5%).
Наиболее крупными поставщиками рабочей
силы в Россию из государств-участников
СНГ являлись Узбекистан, Таджикистан,
Украина, Киргизия, Республика Молдова,
из стран дальнего зарубежья - Китай, Турция,
Корея (КНДР), Вьетнам. Большинство (82,1%)
иностранных граждан, получивших патенты
на осуществление трудовой деятельности,
являлись гражданами Узбекистана, Таджикистана,
Армении.
Наибольшая численность иностранной рабочей
силы, имевшей действующее разрешение
на работу, на конец III квартала 2011г. поступила
в экономику Москвы - 18,0% трудовых мигрантов,
Санкт-Петербурга - 13,2%, Московской области
- 10,5%, Краснодарского края - 4,6%, Приморского
края и Свердловской области по 3,6%, Ханты-Мансийского
автономного округа - Югра - 3,0%, Ленинградской
области - 2,2%, Иркутской области - 2,0%.
Более 39,3% иностранных граждан, осуществлявших
трудовую деятельность на основании действующих
разрешений на работу, имели возраст от
18 до 29 лет. Основными участниками внешней
трудовой иммиграции были мужчины (86,4%),
которые преобладали во всех возрастных
группах. Доля женщин среди иностранных
граждан, имевших действующее разрешение
на работу, составляла 13,6%. Наибольший
удельный вес женщин (16,7%) приходился на
возрастную группу от 30 до 39 лет.
По данным обследования населения по проблемам
занятости, проведенного по состоянию
на вторую неделю января 2012г., в общей численности
безработных 2661 тыс. человек, или 54,2% составляли
мужчины и 2251 тыс.человек, или 45,8% - женщины.
Сельские жители составляли среди безработных
1941 тыс.человек, или 39,5%.
Уровень безработицы в январе 2012г. составил
6,6% (без исключения сезонного фактора).
Средний возраст безработных в январе
2012г. составил 34,7 года. Молодежь до 25 лет
составляет среди безработных 28,4%, лица
в возрасте 50 лет и старше - 16,2%.
Средняя продолжительность поиска работы
безработными в январе 2012г. составила у
женщин 8,2 месяца, у мужчин - 8,0 месяца.
Безработица в значительной степени является
застойной.
Из 1,9 млн. безработных сельских жителей
42,0% находились в ситуации застойной безработицы
(искали работу 12 месяцев и более), из 3,0
млн. безработных городских жителей - 30,2%.
К концу января 2012 г. в государственных
учреждениях службы занятости населения
состояли на учете 1,5 млн. не занятых трудовой
деятельностью граждан, из них 1,3 млн.человек
имели статус безработного, в том числе
1,1 млн.человек получали пособие по безработице.
В январе 2012 г. получили статус безработного
160,5 тыс.человек. Размеры трудоустройства
безработных были на 6,2 тыс.человек, или
на 8,6% меньше, чем в январе 2011г., и составили
65,2 тыс.человек.
В январе 2012 г. нагрузка не занятого трудовой
деятельностью населения, зарегистрированного
в государственных учреждениях службы
занятости населения, на 100 заявленных
вакансий составила 117,4 человека [16].
2.2. Направления развития рынка
труда в России.
Приоритетными задачами социально-экономической
политики, направленной на развитие рынка
труда, повышение эффективности действующих
и создание новых рабочих мест, являются:
- реализация инвестиционных и инновационных
проектов в высокотехнологичных сферах
экономики;
- формирование и развитие производственных
кластеров, а также развитие энергетики,
промышленности и транспортной инфраструктуры;
- развитие и модернизация образования,
здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного
комплекса;
- создание и совершенствование рыночных
институтов, а также развитие малого предпринимательства.
В связи с этим возникает необходимость
обеспечения модернизируемых и вновь
создаваемых рабочих мест необходимыми
квалифицированными кадрами.
Для обеспечения конкурентоспособности
российских организаций в новых условиях
необходима реструктуризация и диверсификация
отраслей экономики, что повлечет за собой
изменение сложившейся структуры занятости
населения и будет сопровождаться сокращением
неэффективных рабочих мест и высвобождением
работников, расширением сферы услуг,
развитием инновационных направлений
деятельности и возникновением новых
профессий.
В связи с процессами глобализации экономики
обострится конкуренция за квалифицированную
рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских
странах негативные демографические тенденции
предположительно обусловят повышение
спроса в этих странах на рабочую силу
из стран Союза Независимых Государств,
в том числе из Российской Федерации.
Ожидаемые рост рождаемости и старение
населения приведут к выходу с рынка труда
молодых женщин в связи с рождением ребенка
и лиц старшего возраста.
Сокращение численности населения трудоспособного
возраста, являясь причиной возникновения
дефицита трудовых ресурсов, станет существенным
ограничением для ускорения темпов экономического
роста.
Усугублению проблемы дефицита трудовых
ресурсов способствует современное распределение
производительных сил в сочетании с локализацией
региональных рынков труда и низкой мобильностью
рабочей силы.
В настоящее время распределение производительных
сил характеризуется следующими тенденциями:
- концентрация спроса и предложения рабочей
силы в центральных районах страны;
- отток трудоспособного населения из
районов Сибири и Дальнего Востока. За
2002 - 2007 годы из этих районов выбыло свыше
740 тыс. человек, из которых около 75 процентов
составляли граждане трудоспособного
возраста;
- значительное превышение предложения
рабочей силы над спросом на нее в республиках
Северного Кавказа. В Республике Дагестан,
Республике Ингушетия и Чеченской Республике
не имели работу от 20 до 50 процентов трудоспособного
населения. Доля длительно безработных
в указанных республиках составляет свыше
60 процентов.
Таким образом, дезинтеграционные
процессы на рынке труда в отдельных
субъектах Российской Федерации
обусловливают сохранение очагов застойной
безработицы, в то время как в
ряде регионов страны наблюдается нехватка
рабочей силы.
Модернизация производства, расширение
применения новых наукоемких технологий
и их развитие приводят к изменению профессионально-
Несоответствие структуры профессионального
образования актуальным и перспективным
потребностям рынка труда по квалификационному
уровню и профессиональной структуре
привели к нехватке квалифицированных
кадров по ряду профессий и специальностей.
Структура профессионального образования
смещена в пользу высшей школы. С начала
90-х годов число вузов в Российской Федерации
возросло в 2 раза, а численность студентов
- в 2,6 раза. Доля лиц с высшим образованием
среди занятого в экономике населения
в настоящее время составляет 27,8 процента.
В то же время спрос на квалифицированных
рабочих и специалистов остается неудовлетворенным
и продолжает возрастать.
Несбалансированность объемов и профилей
подготовки специалистов с потребностями
рынка труда в ряде случаев усугубляют
проблемы трудоустройства выпускников
образовательных учреждений (особенно
коммерческого сектора профессионального
образования).
В этой связи профессиональная ориентация
молодежи должна играть более существенную
роль при формировании спроса на образовательные
услуги, обусловливая тем самым более
высокую занятость выпускников образовательных
учреждений и обеспеченность экономики
необходимыми кадровыми ресурсами.
Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей
приводит к оттоку квалифицированных
кадров в другие сектора экономики, снижению
спроса на профессиональное образование
по низкооплачиваемым специальностям
и невозможности восполнить кадровый
дефицит в перспективе.
В свою очередь, низкое качество рабочих
мест оказывает негативное влияние на
функционирование рынка труда и приводит
к высокой текучести и нехватке рабочей
силы на работах, связанных с тяжелым физическим
трудом, вредными и опасными условиями
труда, к потере кадровых ресурсов в связи
с производственным травматизмом и профессиональными
заболеваниями.
Основными задачами государственной политики
в области регулирования рынка труда являются:
- содействие в реализации прав граждан
на свободное распоряжение своими способностями
к труду и достойный труд по свободно выбранному
роду деятельности и профессии;
- обеспечение реализации прав граждан
на защиту от безработицы;
- обеспечение соблюдения прав в области
охраны труда и его оплаты, а также предотвращение
нарушений прав трудящихся, в том числе
дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей
рабочей силой в необходимом количестве
и требуемой квалификации.
Решение задач по содействию занятости
населения и обеспечению экономики и социальной
сферы квалифицированными трудовыми ресурсами
предусматривается обеспечить путем повышения
эффективности функционирования рынка
труда при соблюдении трудовых прав и
гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение
модернизации механизмов реализации государственной
политики на рынке труда и внедрение инновационных
методов государственного регулирования
в области содействия занятости населения.
Приоритетными направлениями государственной
политики в области регулирования рынка
труда являются:
- совершенствование законодательства
Российской Федерации в области содействия
занятости населения;
- совершенствование системы мониторинга
и прогнозирования ситуации на рынке труда;
- обеспечение сбалансированности профессионального
образования и спроса на рабочую силу;
- развитие региональных рынков труда
и повышение территориальной мобильности
рабочей силы;
- развитие кадрового потенциала;
- оптимизация привлечения иностранной
рабочей силы;
- стимулирование экономической активности
населения;
- повышение качества рабочих мест.
Предполагается осуществление мониторинга
ситуации на рынке труда по следующим
направлениям:
- определение профессионально-
- определение величины и профессионально-
- определение величины и профессионально-
На основе результатов мониторинга ситуации
на рынке труда предусматривается разработка
на федеральном уровне и на уровне субъектов
Российской Федерации прогнозов спроса
и предложения рабочей силы на рынке труда
в рамках профессионально-
С учетом прогнозов спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда предусматривается
осуществлять планирование мероприятий
по реализации государственной политики
в области регулирования рынка труда,
включая мероприятия по повышению территориальной
мобильности трудовых ресурсов страны
и привлечению иностранных работников,
уточнение стратегий и планов развития
профессионального образования, разработку
программ профессиональной ориентации
населения.
На основе мониторинга ситуации на рынке
труда предполагается формирование и
ведение регистров получателей государственных
услуг в сфере занятости населения, включающих
сведения о гражданах и работодателях,
обратившихся в государственную службу
занятости населения (далее - органы службы
занятости).
Регулирование процессов привлечения
и использования иностранных работников
в Российской Федерации предусматривается
осуществлять с учетом перспективных
потребностей экономики страны и социальной
сферы в трудовых ресурсах на основе принципа
приоритетного права российских граждан
на трудоустройство [6, с. 95].
Развитие механизмов социального партнерства
в целях содействия занятости населения,
повышения качества рабочих мест и совершенствование
системы оплаты труда будут способствовать
росту уровня заработной платы и в конечном
счете повышению уровня жизни населения
Российской Федерации.
Заключение.
Таким образом, рынок труда - это
специфический рынок, на котором в качестве
товара выступает рабочая сила (поскольку
сам по себе труд не является товаром и
объектом рыночных отношений быть не может).
На рынке рабочей силы формируются
спрос, предложение и цена на рабочую силу.
Субъектами экономических отношений на
рынке рабочей силы выступают, с одной
стороны, предприниматели и государство,
с другой отдельные работники или их ассоциации.
Государственная политика регулирования
рынка труда, опираясь на мировой опыт
формирования общественных институтов
и институциональных структур, одновременно
должна учитывать специфику российских
условий, определяющих ее выбор и приоритетные
направления.
Непременной исходной позицией
государства при регулировании процессов
на рынке труда всегда является задача
обеспечения продуктивной занятости,
как правило, обусловливающей экономический
рост, вследствие которого расширяется
спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому
должна быть подчинена деятельность государства
по линии прогнозирования перспектив
развития и обеспечения задач экономического
роста; повышения занятости населения;
подготовки целевых программ по созданию
и расширению рабочих мест; выработки
нормативно-правовых основ обеспечения
занятости; социальной поддержки безработных;
профессиональной подготовки и переподготовки
кадров; увязки потребностей рынка труда
с рынком учебных услуг в части количества
и качества специалистов по их профессиональной
структуре; создания институциональных
структур, обеспечивающих решение текущих
задач в сфере занятости и материальной
поддержки безработных; выработки согласованных
механизмов по регулированию занятости
на действующих производствах и предотвращения
массовой безработицы на основе коллективно-договорных
и согласительных механизмов.