Рынок труда: его сущность, особенности и место в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ рынка труда, а также перспективы его развития.
Объектом исследования является Россия (российский рынок труда).
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 стр.
Глава 1.Сущность рынка труда.
1.1. Определение рынка труда…..……………….…………………4-5 стр.
1.2. Рынок труда и заработная плата...…………………………..…6-9 стр.
1.3. Особенности товара «Труд»…………………………………...10-12 стр.
1.4. Роль и место Государственных служб занятости на современном
рынке……………………………………………………………13-15 стр.
Глава 2. Состояние рынка труда в современной России.
2.1. Особенности рынка труда в современной России. ………….16-18 стр.
2.2. Теневые и фиктивные рынки труда в современной России…19-20 стр.
2.3. Проблемы безработицы в современной России……………...22-25 стр.
2.4. Проблема заработной платы в современной России…………26-27 стр.
2.5. Реформы трудовых отношений в Российской Федерации…..28-29 стр.
Глава 3. Перспективы развития рынка труда в России.
3.1. Политика занятости……………………………………………..30-31 стр.
3.2. Перспективы развития рынка труда ………… …....………….32-36 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37-38 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….39 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

1. увеличение занятости населения, основываясь на более эффективном размещении и использовании трудовых ресурсов в экономике

2. усиление реальной защиты трудовых и социальных прав работника с учетом интересов работодателя

3. повышение уровня оплаты труда

Реформа трудовых отношений может принести положительный результат при параллельном преобразовании в смежных отраслях. Имеются в виду следующие реформы:

1. налоговая реформа

Если снизить общий уровень налогов, то это действие может привести к выходу экономических отношений из «тени», которые положительно скажутся на трудовых отношениях. На сегодняшний момент довольно широко развита практика неформальных трудовых отношений из-за превышения более чем в два раза обложения труда над обложением капитала.

2. пенсионная реформа

Если разработать новую пенсионную систему, которая бы связывала размер пенсии с реальным уровнем трудового дохода работника, то последний бы стремился оформлять свои трудовые отношения и максимально полно учитывать получаемую оплату труда.

3. жилищно-коммунальная реформа

Проведение данной реформы повысит межрегиональную мобильность рабочей силы, которая сегодня снижается перед таким препятствием, как прописка в определенном регионе.

4. реформа бюджетного финансирования отраслей общественного обслуживания

Данное действие может решить проблемы различия в уровнях заработной платы работников бюджетного и небюджетного секторов, задержек с выплатой заработной платы. Эта реформа должна базироваться на переходе от сметного финансирования к финансированию реально оказываемых услуг.

Таким образом, главная задача заключается в том, чтобы максимальным образом приблизить трудовое законодательство к реально существующей ситуации, сформировать предпосылки для полного его соблюдения. Большой акцент должен быть сделан на генезисе механизмов саморегулирования рынка при необходимом уровне государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития рынка труда в России.

3.1. Политика занятости.

 

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:

1. обеспечение прогрессивных  сдвигов в отраслевой структуре  занятости населения;

2. переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

3.  достижение сбалансированности  предложения рабочей силы и  числа рабочих мест;

4. предупреждение массовой  безработицы на местных рынках  труда;

5. создание новых и повышение  эффективности существующих рабочих мест;

6. развитие кадрового потенциала  путём совершенствования системы  обучения, переобучения, переподготовки  и повышения квалификации кадров;

7. рост мобильности трудовых  ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Перспективы развития рынка труда.

 

Успех  проводимых  в  России  реформ  во  многом  зависит  от  степени институционализации  легальной  экономики  в  целом  и  отдельных  рынков  в частности. Конечно, следует учитывать, что  в  процессе  институционализации могут   формироваться   не   только   эффективные    институты.    Например, институционализируются, наряду  с  легальными,  и  теневые  рынки,  и  такие процессы,  которые   никак   нельзя   признать   способствующими   повышению эффективности экономики.

Создание рыночных институтов  не  тождественно  процессу  формирования рынков. Но в то же время  успешное  функционирование  рынков,  как  основных механизмов экономической координации, является целью  инженерии  институтов.

Рынок образовательных услуг поставляет огромное число специалистов, не востребованных рынком. С другой стороны, работодатели регулярно жалуются  на то, что "хороших людей не хватает". Сложившиеся диспропорции, по мнению экспертов, в ближайшие 5-6 лет сохранятся, несмотря на масштабные попытки государства и бизнеса исправить данную ситуацию.

"По нашим прогнозам, через 5-6 лет будет отмечаться чрезмерная  насыщенность рынка труда специалистами  гуманитарного профиля, не иссякнет  приток молодых юристов, экономистов, финансистов, психологов, переизбыток  которых сейчас зафиксирован практически на каждом региональном рынке", - говорит ведущий аналитик Центра маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома "СуперДжоб" Валерия Чернецова2.

В современной экономической  литературе  по  институционализму  и  экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что  рынки определяются как механизмы по передаче прав  собственности,  а  институты  – как правила и нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.

Процесс  институционализации  рынков  труда  в  переходной   экономике протекает  сложно  и  противоречиво,  сопровождаясь  эрозией  уже  созданных институтов или  их  неэффективным  функционированием  (например,  городских, молодежных и др. бирж труда). Особая роль при формировании институтов  рынка труда принадлежит формальным институтам, среди  которых  важнейшее  значение имеют  институты  и  нормы  трудового  законодательства.   Принятие   нового Трудового Кодекса в 2002 году должно  способствовать  изменению  направления развития  вектора  конструктивных  тенденций  на  современном  отечественном рынке труда.

Ситуацию  на  российском  рынке  труда  можно   охарактеризовать   как неравновесную   (асимметричную),   причем,   природа   неравновесия    имеет особенности,  которые  часто  не  анализируются   в   рамках   традиционного неоклассического  макро-  и  микроэкономического  анализа.  Неравновесие  на рынках в  переходной  экономике  является  институциональным,  проявляясь  в отсутствии   институтов,   которые   могли   бы   обеспечить   условия   для возникновения эффективных равновесий.

На наш взгляд, выделяются следующие особенности неравновесия на  рынке труда:

1.   Сложившаяся   ситуация   является   следствием    переходных    и трансформационных процессов в экономике в целом. Своеобразие  приспособления рынка  труда  к  сложившимся  новым  экономическим  условиям  и   институтам заключается в  том,  что  оно  происходит  не  столько  за  счет  сокращения численности занятых,  сколько  гибкости  в  оплате  труда,  а  также  в  его продолжительности   и   эффективности.   Конкретными   проявлениями    такой специфической гибкости являются низкий  уровень  заработной  платы,  высокий уровень ее дифференциации, систематические задержки в  ее  выплате,  широкое распространение административных отпусков  и  переводов  в  режим  неполного рабочего времени, развитие вторичной занятости,  высокая  текучесть  кадров. Перечисленные    факторы    обусловливают     сохранение трудоизбыточной (придерживаемой) занятости на значительной части российских предприятий.

2. Особенностью  неравновесия  современного  российского  рынка  труда является   существование   увеличивающегося   разрыва    между    официально регистрируемым количеством безработных и их общей численностью,  которая  не соответствует уровню падения производства.  За  последние  годы  наблюдается устойчивая тенденция уменьшения доли официально  регистрируемых  безработных в  их  общей  численности.  Так   в   июне   2000   года   доля   официально зарегистрированных безработных в их общем количестве  составляла  22%,  а  в июне 2001 года - 15%. Одним из объяснений подобного феномена  может  служить прогрессирующий  уход  в  "тень"   легальной   составляющей   рынка   труда.

3. Отклонение цены на рынке  труда  от  совершенно  равновесной  можно также объяснить специфической монополизацией, которая  является  "наследием" плановой  экономики,  а  также   обусловлена   слабостью   и   неразвитостью институциональной структуры.

Необходимо учитывать тот исторический факт, что объединения работников способствовали институциональным изменениям, в результате  которых  получили распространения  капиталоемкие  производства  и,  следовательно,  неизбежные технологические  и   организационные   нововведения.   Это   согласуется  с историческими фактами  эпохи  промышленной  революции:  организация  больших групп  наемных  работников  навязывала  корпорациям  постоянную   заботу   о развитии капиталоемких способов производства и о  минимизации  использования труда.  Объединения  занятых  работников  в  профсоюзы  -  это  единственная возможность повысить эффективность рынка труда  в  условиях  монопсонии  или олигопсонии.

В нашей стране профсоюзы еще не достаточно сильны и,  скорее  всего  в ближайшем будущем они все еще не будут  оказывать  достаточного  влияния,  а следовательно  развитие  эффективности  рынка  труда  в  России   в   данном направлении наблюдаться не будет.

Приватизация  и  остро  вставшая   перед   российскими   предприятиями необходимость  ориентироваться  на  рыночный  спрос  неизбежно  должны  были отразиться на структуре производства товаров и услуг  и,  следовательно,  на структуре и величине занятости. Как ни парадоксально, ни  того,  ни  другого (по крайней мере, в ожидавшихся) масштабах не произошло.

На  практике  закрепляются   институты,   которые   при   значительном увеличении  числа  индивидов,  следующих  определенными  ими   правилами   и ограничениями, дают  возрастающую  предельную  отдачу  для  всей  группы,  в рамках которой  применяется  данный институт.  Отдача  от  функционирования института представляет собой  отношение  между  количеством  блага,  которое дает институт индивиду, и издержками по его обеспечению.  Для  возникновения возрастающей отдачи института группа, исходя из традиционной теории  групп, должна быть достаточно большой. Действия в  рамках  таких  институтов  будут привлекательными для большинства индивидов в группе, поэтому для  выполнения правил  и  ограничений,  предписываемых  институтом  нет  необходимости  для насилия или какого-либо другого принуждения.  Здесь  выбор  индивиды  делают сами. Примером может служить возрастающая предельная отдача  от  институтов, закрепляющих правила солидарного поведения на рынках монопсонии.

Хотя для узкого круга лиц предельная отдача оставаться  положительной, при увеличении  круга  лиц,  входящих  в  сферу  действия  этого  института, предельная отдача снижается. Примером такого института в современной  России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых.  В 2000 году 80% таких выплат  были  предоставлены  20%  домохозяйств,  имеющих наивысшие доходы. Для России  не  характерна  модель  формирования  социальных  движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из-за характера традиций, которые  исторически  сложились  в  стране.  Согласно социологическим исследованиям в России не  существуют  традиции  солидарного поведения  и  построения  общественных  отношений  на   основе   взаимности. Доминирующей формой российской  социальной  организации  являлась  семья.  В советский период также преобладала  тенденция  к  организации  жизни  вокруг семьи и связанных с нею  ценностей,  несмотря  на  официально  декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.

Создание социальных движений в России возможно  на  основе  социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой  процесс  объединения ресурсов, которыми располагают  индивиды  и  направления  их  на  достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В  сложившихся  экономических и политических условиях  подобная  мобилизация  представляет  собой  процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу  их  действия индивидам, являются коллективными  благами.  Создание  таких  институтов  не может происходить только спонтанно и на основе создания только  неформальных институтов.  Поэтому   необходима   разработка   государственной   политики, основывающейся   на   формальных   институтах   (прежде   всего   правовых), направленной  на  институционализацию  и   солидаризацию   общества.   Такая политика  относительно   рынка   труда   должна   способствовать   повышению

эффективности рыночных механизмов, функционирующих  в  специфичных  условиях переходной экономики.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынки труда как и рынки капиталов, товаров и услуг, является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен, когда ни отдельные работодатели, ни отдельные работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки заработной платы не зависят от поведения отдельных фирм или групп работников, а определяются общей конъюнктурой, т.е. Общим взаимодействием всех участников рыночного процесса.

Информация о работе Рынок труда: его сущность, особенности и место в российской экономике