Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачами работы являются: раскрыть основные теоретические вопросы, связанные с функционированием рынка труд, проанализировать мировую практика в сфере регулирования рынка труда, рассмотреть основные особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.
Для американской модели характерно жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема производства или используемого труда, длительность же рабочего времени не фиксирована. Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Помимо этого, оно должно смягчить последствия массы других диспропорций структурного характера. Так, хроническая безработица обусловливается большим числом незаполненных вакансий, недостатком целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР, еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования. Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике, снижает эффективность общественного производства, ухудшает позиции американского капитала на международных рынках. Проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов и трудовых отношений выступает одним из приоритетов социально-экономической политики США. Государственное регулирование рынка труда включает в себя четыре основных направления: содействие найму рабочей силы; стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест; внедрение программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы; социальное страхование безработицы.
Все рассмотренные модели национальных рынков труда не статичны, они зависят от многих факторов, как внутренних, так и внешних. Согласно же закону А. Оукена, ежегодное сокращение темпов прироста валового внутреннего продукта на 2 % вызывает рост уровня безработицы на 1 %. Этот закон позволяет рассчитать естественный уровень безработицы, который возрастает в каждом последующем цикле.
Итак, анализ существующей практики регулирования рынков труда промышленно развитых стран имеет существенное практическое значение. Применение мирового опыта, накопленного по данной проблеме, позволит избежать многих ошибок на этапе модернизации структур рынка труда.
Неостановимая динамика процессов занятости и безработицы на мировом рынке труда
Знание рынка труда требует внимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовой деятельности, обусловленных тенденциями развития НТП и изменениями в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в быстрой смене видов трудовой деятельности.
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Сложившаяся система регулирования трудовых отношений и участников мирового рынка труда предопределила следующие тенденции, свойственные рынку труда на современном этапе.
На саммите тысячелетия, проведенном в 2000 г. под эгидой ООН, были определены цели тысячелетия. Первая цель – добиться повышения уровня жизни. Следуя общепринятому убеждению, что методом снижения бедности может стать получение достойной и продуктивной работы, к MDG 1 была добавлена новая цель: достижение полной и продуктивной занятости и достойной работы для всех, включая женщин и молодежь. Были отобраны четыре показателя, которые должны в полной мере отображать выполнение этой задачи: уровень занятости населения; уязвимая занятость или занятость в неформальном секторе; доля работающего бедного населения (менее 1 долл. в день) в общей занятости; рост производительности труда.
В целом складывается следующая ситуация. Продолжает сохраняться значительная дифференциация населения мира по уровню занятости и степени участия на рынке труда.
Самыми востребованными профессиями на мировом рынке труда, по мнению агентства HeadHunter, через 10 лет станут: инженеры (будет цениться сочетание технического и экономического/юридического образования), специалисты в области информационных технологий и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, специалисты в области нанотехнологий, маркетологи, специалисты по электронике и биотехнологиям, специалисты, связанные с сервисом, логисты, экологи, медики, химики (в области электроэнергетики). Те, кому трудно будет найти работу: специалисты в социальной сфере, науке и здравоохранении, модельеры, веб-дизайнеры, брокеры, дистрибьюторы и пластические хирурги.
В России в настоящее время трудоустроиться по специальности может только каждый пятый выпускник. Наблюдается перенасыщение мировой экономики так называемыми «белыми воротничками», то есть лицами, занятыми интеллектуальным трудом, при этом наиболее активное развитие получают производства, где требуются работники, занятые физическим трудом. Это картина повсеместная для всех стран мира. Вместе с тем требования к работе и ее условиям возрастают, все больше людей нацеливается на получение высшего образования. Предметом особой озабоченности является создание новых рабочих мест. Статистика свидетельствует, что в мире наметились новые источники роста рабочих мест [5, с.46].
Уровень безработицы в мире остается очень высоким, особенно среди развитых стран, а ситуация в Европе является наиболее сложной. В 2012 году уровень безработицы в зоне евро продолжал расти, достигнув рекордно высокого уровня, почти 12%ов, увеличившись более чем на один 1% в сравнении с предыдущим годом. Положение еще хуже в Греции и Испании, где
более четверти трудоспособного населения не имеют работы. Лишь в нескольких странах региона, таких как Австрия, Германия, Люксембург и Нидерланды,
зарегистрирован низкий уровень безработицы – примерно 5%. Уровень
безработицы в Центральной и Восточной Европе несколько вырос в 2012 году, что отчасти связано мерами жесткой экономии бюджетных средств. Уровень безработицы в Японии опустился ниже отметки 5%. В Соединенных
Штатах уровень безработицы оставался выше 8% большую часть 2012 года, но с сентября упал ниже этой отметки.
В то же время долгосрочная безработица (свыше одного года) в развитых странах к июлю 2012 года составила более 35% от общей численности безработных, или около 17 миллионов человек. Такая длительная продолжительность безработицы оказывает, как правило, серьезное долгосрочное вредное воздействие как на лиц, которые потеряли работу, так и на экономику в целом.
В перспективе, более активное создание устойчивых к колебаниям конъюнктуры рабочих мест должно стать ключевым приоритетом государственной политики в развитых странах. Если экономический рост в
развитых странах останется таким же анемичным, как предусмотрено в базовом варианте прогноза, уровень занятости вернется к докризисному пику лишь значительно позже 2016 года.
В развивающихся странах положение с занятостью значительно варьируется. Уровень безработицы в большинстве стран Восточной Азии и Латинской Америки уже достиг отметки, на которой он находился до начала мирового финансового кризиса, или же упал ниже этой отметки. Замедление роста
в конце 2011 и 2012 годов до сих пор не привело к заметному росту безработицы в этих двух регионах – положительный признак, но с той оговоркой, что изменение безработицы обычно отстает от динамики производства. Если замедление роста продолжится, уровень безработицы может значительно увеличиться. В Африке, несмотря на относительно высокие темпы роста ВВП, положение с занятостью остается серьезной проблемой во всем регионе как в смысле уровня занятости, так и в смысле качества вновь создаваемых рабочих мест. Это качество рабочих мест остается общей проблемой для развивающихся стран. Доля работающих с низкими доходами остается высокой; многие из них заняты на подверженных колебаниям конъюнктуры временных работах в неформальном секторе.
В октябре 2012 года в Беларуси продолжилось снижение занятости, но темпы этого процесса несколько замедлились по сравнению с сентябрем. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в экономике Беларуси в январе-октябре было занято 4649,6 тыс. человек, что на 3,6 тыс. человек меньше, чем в январе-сентябре того же года. В сентябре численность занятых сократилась на 4,6 тыс. человек. В то же время, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2012 года составила 29,6 тыс. человек против 30,1 тыс. человек на конец сентября. То есть, зарегистрированных безработных стало на 0,5 тыс. меньше. В сентябре численность зарегистрированных безработных снизилась на 1,4 тыс. человек.
Таким образом, несмотря на сокращение занятости, в Беларуси снижается и уровень зарегистрированной безработицы, составившей на конец октября 0,6% от экономически активного населения (против 0,7 % на конец сентября).
Организациями Беларуси (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в октябре 2012 года было принято на работу 72,3 тыс. человек, уволено –- 73,6 тыс. человек. Это существенно меньше, чем в сентябре и августе. Так, например, в сентябре было принято на работу 78,1 тыс. человек, уволено -- 83 тыс. человек.
Таким образом, организациями Беларуси в октябре было уволено на 1,3 тыс. человек больше, чем принято на работу. Это намного лучше, чем в сентябре, когда увольнения в чистом виде составили 4,9 тыс. человек. То есть, состояние рынка труда в Беларуси продолжает ухудшаться, но не такими темпами, как в августе-сентябре. [6, c. 30]
2. Рынок труда в Республике Беларусь: состояние и перспективы
Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений.
Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.
Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился. На 01.08.2013 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 73,5 тыс. вакансий, что составило 114 % к уровню 2012 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 79,6 % от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,4 % в 2012 году). В городе Минске вакансий на 1 безработного приходится 16 вакансий. (Динамику спроса и предложения в 2003-2012 гг. смотри в приложении А)
В результате принимаемых Правительством Республики Беларусь мер
Обеспечивается выполнение показателя прогноза социально-
экономического развития Республики Беларусь на 2012 год − уровень ре-
гестрируемой безработицы на 1 декабря 2012 г. составил 0,6 % к
численности экономически активного населения при прогнозе на конец
2012 года до 1,5 %.
Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработного
на вакансию на начало года до 0,4 безработного на вакансию на 1 декабря
2012 г. (Динамику регистрации безработных в 2012-2013 гг. смотри в приложении Б)
Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2013 г. составил 0,5 %а к численности экономически активного населения (в 2012 году – 0,6 %). На 01.07.2013 из 130 регионов республики в 124 регионах уровень безработицы составил 1 % и менее, в 6 регионах – от 1,1 до 1,3 %. Самый высокий уровень безработицы − 1,3 % зарегистрирован в Наровлянском районе, самый низкий – 0,1 % в Минском районе.
В январе-июне 2013 г. прием работников восполнил их выбытие на 86,6 % (в аналогичном периоде 2012 г. – на 87,9 %). Принято на работу 377,1 тыс. человек, уволено – 435,2 тыс. человек. Уволено в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации 7,7 тыс. человек или 1,8 % от числа уволенных.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе-июне 2013 года составила 46,4 тыс. человек или 1,4 % от списочной численности работников (в январе-июне 2012 года 68,7 тыс. человек или 2 %).
Ситуация по областям представлена в Таблице 1
Таблица 1. Численность занятого населения
Области
|
Численность занятого населения
в июне 2013 г. |
Численность занятого населения
в январе-июне 2013 г |
Брестская |
617,3 |
620,8 |
Витебская |
532,6 |
536,2 |
Гомельская |
631,4 |
635,7 |
Гродненская |
249,7 |
494,7 |
Г. Минск |
1075,5 |
1079,9 |
Минская |
680,3 |
682,4 |
Могилевская |
482,8 |
484,7 |
Республика Беларусь |
4512,6 |
4534,4 |
Рассмотрим экономическую политику на рынке труда Беларуси
Регулирование рынка труда в Беларуси является важным элементом экономической и социальной политики. С его помощью достаточно быстрый экономический рост последних лет находил отражение в росте доходов населения с одновременным сохранением социального равенства. Более того, существующая система регулирования рынка труда позволяет наращивать темпы роста доходов населения выше равновесных в случае, если это необходимо исходя из политической конъюнктуры. Обратной стороной такого регулирования, очевидно, является заниженная эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность реального сектора Беларуси.[7, c.52]