Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачами работы являются: раскрыть основные теоретические вопросы, связанные с функционированием рынка труд, проанализировать мировую практика в сфере регулирования рынка труда, рассмотреть основные особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.
Большое значение в функционирования рынка труда Беларуси имеют демографические факторы. Несмотря на постепенное сокращение населения Беларуси с 1994 г., число населения в трудоспособном возрасте увеличилось: за последние 15 лет количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте, выросло на 1.4 млн. человек. Однако начиная с 2007 г. тенденция роста трудоспособного населения прекратилась. Достигнув отметки 6.1 млн. человек, оно начало постепенно сокращаться, на 10 и 15 тыс. человек в 2008 и 2009 гг. соответсвенно. Такая динамика сохранится в ближайшие годы. Она связана с тем, что в трудоспособный возраст начинают переходить лица, родившиеся в 90-х гг. ХХ века, когда наблюдался резкий спад рождаемости. Более того, на пенсию начинают выходить лица, родившиеся в первые годы после второй мировой войны, когда наблюдался пик рождаемости. При инерционном сценарии развития демографической ситуации в Беларуси, согласно прогнозам ООН, число населения в возрасте 15–59 лет сократится с текущих 6.5 млн. до 5.7 млн. к 2020 г. и 3.8 млн.
Главной особенностью рынка труда Беларуси является высокий уровень занятости населения. Согласно данным выборочного обследования домашних хозяйств в 2009 г. 87.3%а от населения в трудоспособном возрасте работало. При этом данный показатель не сильно колебался по годам, а динамика роста в последние годы связана с демографическим фактором (переходом в экономически активную группу людей, родившихся в первой половине 1980-х гг.) и экономическим ростом. По состоянию на конец 2009 г. в структуре занятости Беларуси на первом месте находится промышленность (26 %), за ней следуют торговля и общественное питание (14 %), образование (10%), сельское хозяйство (9%) и строительство (9%). Далее расположились транспорт, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, наука. На долю остальных отраслей приходится около 12 %.
Еще одной особенностью рынка труда в Беларуси является ограниченная занятость в частном секторе. Официально статистика регистрирует рост доли частного сектора в занятости, которая достигает 50.9% в 2009 г. (по данным за 1995 г. в частном секторе было занято 40.1% населения). Такая ситуация является результатом политики жесткого регулирования на рынке труда, которая приводит к низкому обороту трудовых ресурсов в Беларуси, как между отраслями так и государственным и частным секторами. Это подтверждает коэффициент оборота по увольнению, который в Беларуси (около 25%) ниже, чем в Украине и России (немногим меньше 30%)
Таким образом, в Беларуси происходит перестройка экономики в сторонудеиндустриализации и большего развития сектора услуг, но темпы ее значительно ниже, чем в других странах. Это связано с тем, что сектор промышленности особенно жестко регулируется государством, так как он представлен в основном средними и крупными предприятиями, которые в экономической модели Беларуси несут важные социальные функции.[8, c.92] Их выполнение подразумевает сохранение занятости на предприятиях в ущерб их экономической эффективности. Более того, замедленные темпы реструктуризации средних и крупных предприятий ограничивает переход рабочей силы в сектор малого бизнеса и услуг, где регулирование значительно слабее, что сдерживает производительность труда в Беларуси в целом. Однако при этом решаются социальные вопросы, в том числе проблема безработицы и социальной поддержки населения, бремя которого частично лежит на предприятиях.
Помимо ограничений по движению рабочей силы и сохранению максимального уровня занятости экономическая политика на рынке труда включает в себя и регулирование заработной платы, которая является ключевым целевым показателем экономической политики Беларуси. Последнее определяется тем, что заработная плата является основным источником доходов населения Беларуси. Она вместе с трансфертами государства обеспечивает более трех четвертей от всех доходов домохозяйств (75.1%), что объясняется как низким уровнем предпринимательской активности Беларуси, так и широкими социальными гарантиями со стороны государства, предоставляемыми по месту работы.
За 1999–2009 гг. уровень заработной платы вырос в 10 раз с USD 40 до 413 в месяц, что в условиях равномерности ее распределения отразилось в соответствующем снижении бедности с 46.7 до 6.1% населения. В результате экономического кризиса и вызванной им девальвации уровень заработной платы в 2009 г. упал до USD 350, при том что на конец 2010 г. целевой показатель установлен в размере USD 500 [8, c/94].
Таким образом, система регулирования уровня оплаты труда в Беларуси базируется на двух принципах: сохранении как можно меньшей дифференциации оплаты труда и ускорение темпов роста средней заработной платы сверх темпов роста производительности труда для выполнения плановых показателей.
Дадим анализ характеристике рынка труда в регионах республики
Современный рынок труда можно описать как сочетание и сосуществование следующих сегментов: высокой, но имеющей тенденцию к сокращению, официальной занятости; относительно невысокой, но принимающей хроническую форму регистрируемой безработицы; масштабной неполной (или частичной) занятости; вторичной занятости всех групп экономически активного населения. Несмотря на определенный компенсаторный эффект, позволивший избежать в первые годы реформ острого социального конфликта, такая модель вряд ли соответствует идеалам эффективного, цивилизованного и устойчиво развивающегося рынка труда, равно как и эффективной цивилизованной и устойчиво развивающейся экономики в целом.
Белорусский рынок труда характеризуется традиционностью форм и структуры занятости и не может быть отнесен к разряду гибких и эффективно регулируемых рынков. Современные тенденции социально-экономического развития Беларуси обусловливают, с одной стороны, появление негативных социальных явлений на рынке труда (качественное несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы, неполная занятость), а с другой - наполнение новым перспективным содержанием уже имеющихся явлений и процессов (гибкие формы занятости, человеческий потенциал в сфере труда, конкурентоспособность трудовых ресурсов). В ходе эволюционного экономического развития возможна и необходима трансформация структуры занятости как ключевого условия рационального изменения структуры национального производства (создание высокотехнологичных производств, развитие сферы инновационных услуг и т.д.).
Эффективность функционирования рынка труда с количественной стороны предполагает полную занятость (вовлечение максимальной численности трудовых ресурсов в сферу общественного производства), а с качественной - экономически (рациональное использование трудовых ресурсов) и социально (оптимальное согласование интересов работников, работодателей и государства) эффективную занятость. В основе преобразования традиционной занятости в экономически и социально эффективную занятость просматривается, прежде всего, ориентация на потребности и интересы как общества и производства, так и индивида (населения). Характеристика совокупного рынка труда за 2009 год в регионах и республике в целом представлена в таблице 2.
Таблица 2. Характеристика совокупного рынка труда в регионах Республики Беларусь, 2009 г.
Трудовые ресурсы |
Брест- |
Витеб- |
Гомель- |
Грод- |
Мин- |
Моги- |
Минск |
Республика Беларусь |
Всего, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
тыс. чел. |
882,8 |
798,2 |
920,3 |
684,3 |
869,5 |
710,5 |
1365,2 |
6230,8 |
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
94,5 |
95,3 |
94,7 |
93,3 |
94,0 |
94,4 |
92,9 |
95,2 |
Работающие в нетрудоспособном возрасте |
5,5 |
4,7 |
5,3 |
6,7 |
6,0 |
5,6 |
7,1 |
4,8 |
Занятое население |
71,4 |
71,3 |
72,0 |
74,0 |
77,4 |
71,5 |
78,8 |
74,2 |
Незанятое население |
28,6 |
28,7 |
28,0 |
26,0 |
22,6 |
28,5 |
21,2 |
25,8 |
Учитываемое статистикой |
13,7 |
14,2 |
14,7 |
14,2 |
10,6 |
14,6 |
18,4 |
14,7 |
- учащиеся и студенты |
8,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
5,7 |
9,2 |
14,6 |
9,4 |
- женщины в отпусках по уходу за ребенком |
3,9 |
3,1 |
3,8 |
3,4 |
3,4 |
3,3 |
3,1 |
3,5 |
- лица, получающие пособие по инвалидности |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,2 |
0,6 |
- зарегистрированные безработные |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,4 |
0,9 |
- лица, содержащиеся в местах
лишения свободы и |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,7 |
0,1 |
0,3 |
Не учитываемое статистикой (другие), % |
14,9 |
14,5 |
13,3 |
11,8 |
12,0 |
13,9 |
2,8 |
11,1 |
тыс. чел. |
130,6 |
114,9 |
122,1 |
84,4 |
104,1 |
97,7 |
36,4 |
690,2 |
- незарегистрированные |
40,6 |
44,9 |
42,1 |
34,4 |
44,1 |
37,7 |
6,4 |
250,2 |
- трудовые мигранты, тыс. чел. |
70,0 |
50,0 |
60,0 |
30,0 |
40,0 |
40,0 |
10,0 |
300,0 |
- лица, ведущие домохозяйство, тыс. чел. |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
70,0 |
- прочие, тыс. чел. |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
70,0 |
Важнейшей составной частью трудовых ресурсов являются работающие лица старших возрастов, доля которых в 2000 г. составляла в республике 4,9%, в 2001 г. - 4,8%, в 2003 г. - 4,3%, в 2005 г. - 4,3%, в 2009 г. - 4,8%. Стабильный удельный вес данной категории населения свидетельствует о наличии спроса, с одной стороны, на специалистов высокой квалификации, опыт которых имеет непреходящее значение для обучения более молодых кадров, а с другой стороны - на вакансии рутинного труда, на которые молодежь идет неохотно. Стабильность этой части трудовых ресурсов обусловливается относительно благоприятным состоянием экономики и проводимой государством социально ориентированной политикой в отношении социально уязвимых групп населения.
Формирование переходного, смешанного рынка труда в Республике Беларусь включает в себя как старые, так и новые социальные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, профессиональном обучении, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. В то же время выход республики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних сфер деятельности в другие. Ситуация в сфере занятости, незанятости и безработицы отражается в результатах социально-экономических обследований домашних хозяйств Республики Беларусь.
В таблице 2 показано, что в общем объеме трудовых ресурсов статистикой не учитываются (входят в рубрику "другие") 690,2 тыс. чел., что составляет 11,1% от трудовых ресурсов. К этой группе принято относить незарегистрированных безработных, наряду с трудовыми мигрантами, лицами, ведущими домохозяйство и прочими (по оценкам экономистов, трудовые мигранты составляют примерно 300 тыс. человек). Исходя из опыта республиканского социологического мониторинга, ежегодно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси с 2002 по 2009 г., доля лиц, ведущих домохозяйство, составляет примерно 1% от трудовых ресурсов, т.е. 70 тыс. человек в 2009 г.; доля тех, кто входит в рубрику "прочие", находится в этих же пределах (70 тыс. чел.). Исходя из этих расчетов, в 2009 г. количество незарегистрированных безработных в республике составило 250,2 тыс. (4,0% от трудовых ресурсов и 5,4% от экономически активного населения). Аналогичные расчеты, сделанные по областям, позволяют отразить в таблице 3 общую картину уровня регистрируемой (0,9%), нерегистрируемой (5,4%) и общей (6,3%) безработицы по регионам и республике в целом.
Таблица 3. Уровень регистрируемой, нерегистрируемой и общей безработицы по регионам и республике в целом, 2009 г.
В среднем за год |
Брест- |
Витеб- |
Гомель- |
Грод- |
Мин- |
Моги- |
Минск |
Республика Беларусь |
Экономически активное население, тыс. чел. |
637,7 |
575,6 |
670,2 |
512,1 |
678,5 |
512,9 |
1080,9 |
4667,9 |
Зарегистрированные безработные, тыс. чел. |
6,5 |
6,5 |
7,0 |
5,4 |
5,5 |
5,0 |
4,4 |
40,3 |
Незарегистрированные безработные, тыс. чел. |
40,6 |
44,9 |
42,1 |
34,4 |
44,1 |
37,7 |
6,4 |
250,2 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
0,8 |
1,0 |
0,4 |
0,9 |
Уровень нерегистрируемой безработицы, % |
67,4 |
7,8 |
6,3 |
6,7 |
6,5 |
7,3 |
0,6 |
5,4 |
Уровень общей безработицы, % |
7,4 |
8,9 |
7,4 |
7,8 |
7,3 |
8,3 |
1,0 |
6,3 |
Статистический анализ уровня и структуры занятости населения показывает, что основные группировки, составляющие структуру занятости, - это работники в трудоспособном возрасте (95,2%) и работающие пенсионеры (4,8%). Коэффициент занятости по республике составляет 74,2% (см. табл. 3). Специфика занятости анализируемых группировок отражает то, что до 90% от общего числа занятых - работники по найму; периодичность занятости такова, что 95% имеют постоянную работу; полную занятость (основную работу с полным рабочим днем (неделей) имеют 95% занятого населения). Возможность регулирования феномена занятости за счет изменения его структурных компонентов - специфики, периодичности и полноты занятости - незначительна.
Характерна для республики проблема неэффективной занятости населения. Для сферы занятости типичен высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. Уровень скрытой безработицы в форме вынужденной неполной занятости составлял, по оценкам специалистов, в 2000 г. 10% от среднесписочной численности работников, в 2002 г. - 14,1%, в 2007г. - 3,4% от среднесписочной численности работников. В 2007 г. из общего объема потерь рабочего времени по причине вынужденной неполной занятости 76% приходилось на промышленность. Сегодня около 9% работников данной отрасли либо не востребованы производством, либо работают в сокращенном режиме, что оборачивается нерациональным использованием рабочей силы. Особенно высок уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленности - 27% и машиностроении - 22% от среднесписочной численности работников.
К главным причинам, препятствующим высвобождению избыточной рабочей силы, относятся социальная ответственность руководства, нежелание создавать напряженность в коллективе; высокие финансовые и организационные издержки, сопряженные с высвобождением излишних работников; стремление сохранить статус предприятия; технологические ограничения и др. Сюда же следует отнести фактор низкой доли заработной платы в издержках ряда производств, что не заинтересовывает в экономии рабочей силы и высвобождении работников.
Анализ структуры незанятого населения республики, составляющего 25,8% от трудовых ресурсов, показывает, что основные группировки, учитываемые государственной статистикой (14,7%), - это учащиеся и студенты (9,4% от трудовых ресурсов), женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста (3,5%), лица, получающие пособие по инвалидности (0,6%), зарегистрированные безработные (0,9%), лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах (0,3%). Остальные 11,1% (незарегистрированные безработные, трудовые мигранты, лица, ведущие домохозяйство и прочие) представляют собой незанятое население, не учитываемое государственной статистикой, т.е. вносимое оптом в рубрику "другие" (табл. 3).