Рынок труда в России и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать сущность рынка труда, проблемы его формирования в России и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, его проблемы и перспективы развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………….. 5
1.1. Определение рынка труда………………………………………………... 5
1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………. 7
1.3. Организация рынка труда в промышленно развитых странах……..… 11
РАЗДЕЛ 2. РЫНОК ТРУДА РОССИИ – ЕГО СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ……………………………………………….… 17
2.1. Специфика рынка труда в России……………………………………….... 17
2.2. Проблемы рынка труда России и перспективы его развития…………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренние рынки труда России.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривая рынок труда Германии, выделим его основную цель − обеспечение постоянной занятости. Но такая политика не должна затрагивать основные принципы рыночной экономики, такие как свободная конкуренция или свобода личной экономической инициативы. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: регулирование рынка труда путем внедрения тарифных договоров на уровне союзов предпринимателей и профсоюзов; содействие занятости посредством оказания помощи в поиске рабочего места, проведение консультаций, содействие в профессиональном обучении и переобучении и др.; контроль дискриминации по половому признаку; страхование и помощь по безработице. Необходимо отметить, что рынок труда Германии не является конкурентным, так как правила поведения на нем строго регламентированы. Трудовым и социальным законодательством определено, что все субъекты рынка труда не могут свободно заключать трудовые соглашения, а обязаны вступать в корпоративные союзы (союзы работодателей и профессиональные союзы). Главенствующую роль на рынке труда Германии играют союзы работодателей, профессиональные союзы наемных работников и Федеральное ведомство по труду. Анализ немецкой модели рынка труда позволяет применить некоторые его положения и в условиях российской экономики. Первое – это дифференцированность субъектов рынка труда. Эффективная система защиты интересов членов общественных корпораций оказывает огромное влияние на рынок труда и может стать важной частью системы регулирования российского рынка труда. Второе – действенным инструментом регулирования немецкого рынка труда выступают тарифные соглашения, применение которых в России может способствовать справедливому распределению доходов, достижению общеэкономических целей, таких как полная занятость, стабильность денежной единицы, внешнее и внутреннее экономическое равновесие и поддержание социального мира в экономическом сообществе. Третье – создание в России эффективной системы регулирования рынка труда и социальной защиты необходимо сопроводить жесткой системой пресечения различных нарушений, зарождающихся в сфере труда и занятости и приводящих к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

Основной путь уменьшения уровня безработицы во Франции – это создание максимально гибкого рынка труда, способного достаточно быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Наибольшее внимание уделяется созданию рабочих мест с неполной занятостью, введению контрактов по найму на фиксированный срок и упрощению процедуры увольнений. Неполной занятостью во Франции принято считать постоянную работу, когда фактическая продолжительность рабочего времени на 25 % меньше официальной продолжительности рабочей недели. В процессе сокращения уровня безработицы неполная занятость остается основным инструментом французских властей. Наиболее часто этой формой труда заняты женщины (40 % работающих женщин имеют места с неполной занятостью) и молодежь с низкой квалификацией труда. Этот вид занятости наиболее востребован в сфере торговли и услуг. Приоритетным направлением французской политики занятости выступает сокращение рабочего времени. На сегодняшний день правительство Франции рассчитывает в законодательном порядке сократить продолжительность рабочей недели до 35 часов, что будет содействовать уменьшению уровня безработицы и созданию новых рабочих мест.

Японская модель рынка труда долгие годы признавалась одной из наиболее эффективных и жизнеспособных моделей, которой принадлежит будущее. Основой японской модели выступает система трудовых отношений, базирующаяся на принципе «пожизненного найма», которая гарантирует занятость работника на предприятии до 55–60 лет. Размеры социальных гарантий и заработная плата работников напрямую зависят от количества проработанных лет. Работники планомерно проходят повышение профессиональной квалификации в надлежащих производственных службах и передвигаются на новые рабочие места строго по плану. Воспитание творческого отношения к труду, рост ответственности за качество работы, забота о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм» − характерные черты японской модели. Тем не менее, в последнее время и ей довелось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы в 2009 г. − 3,8 %. В обозримом будущем японской экономике предстоят структурные изменения, связанные с ее глобализацией и бурным ростом информационных технологий, что бесспорно отразится на ситуации на рынке труда. Министерство труда Японии разрабатывает и старается претворить в жизнь целый пласт комплексных мер, сориентированных на стабилизацию рынка труда страны. Некоторые из них: предоставление дотаций на поддержание занятости руководителям фирм, старающимся сохранить рабочие места в условиях циклических колебаний спроса на рабочую силу; государственная поддержка в организации обучения работников и создании привлекательных условий труда на средних и малых предприятиях; выделение субсидий работодателям, которые расширяют возможности трудоустройства и развития профессиональных способностей трудящихся при перемещении их с одних предприятий на другие; поддержка как государственных структур по обеспечению занятости, так и частных агентств по трудоустройству; оказание помощи в трудоустройстве выпускников учебных заведений; совершенствование программ по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов, молодежи и других.

Для американской модели характерно жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема производства или используемого труда, длительность же рабочего времени не фиксирована. Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до  уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Помимо этого, оно должно смягчить последствия массы других диспропорций структурного характера. Так, хроническая безработица обусловливается большим числом незаполненных вакансий, недостатком целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР, еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования. Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике, снижает эффективность общественного производства, ухудшает позиции американского капитала на международных рынках. Проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов и трудовых отношений выступает одним из приоритетов социально-экономической политики США. Государственное регулирование рынка труда включает в себя четыре основных направления: содействие найму рабочей силы; стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест; внедрение программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы; социальное страхование безработицы. Вышеизложенные направления не отражают всего многообразия методов решения проблемы занятости. Большую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства и т. д. Ядром же, предопределяющим политику на рынке труда, выступает законодательство в сфере социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т. п. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно выступают мерами макроэкономического регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы через общую деловую конъюнктуру в стране. Анализируя опыт функционирования рынка труда США, отметим, что, основываясь на основных принципах рыночной экономики, он достаточно результативен и способствует целесообразному использованию основного экономического ресурса страны − трудового потенциала.

Все рассмотренные модели национальных рынков труда не статичны, они зависят от многих факторов, как внутренних, так и внешних. Согласно же закону А. Оукена, ежегодное сокращение темпов прироста валового внутреннего продукта на 2 % вызывает рост уровня безработицы на 1 %. Этот закон позволяет рассчитать естественный уровень безработицы, который возрастает в каждом последующем цикле.

Итак, анализ существующей практики регулирования рынков труда промышленно развитых стран имеет существенное практическое значение. Применение мирового опыта, накопленного по данной проблеме, позволит избежать многих ошибок на этапе модернизации структур рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. РЫНОК ТРУДА РОССИИ – ЕГО СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

2.1. Специфика  рынка труда в России

Опыт функционирования рыночной экономики доказывает, что рынок труда нельзя рассматривать вне конкурентной, базирующейся на частной собственности экономики и демократических общественных институтов.

Многие отечественные и зарубежные исследователи считают, что отрицательный опыт первоначальных рыночных реформ в России, не направленный на формирование цивилизованной, социально ориентированной экономики и внедрение новейших достижений НТП, способствовал созданию рынка труда, не отвечающего современным требованиям. Современное состояние российского рынка труда не отвечает действующим нормам рыночной экономики промышленно развитых стран (ПРС). Остановимся подробнее на специфике трансформационных процессов рынка труда в России. Отличительной чертой его формирования можно назвать медленную адаптацию российской экономики к рыночным условиям.

В России отмечается вялая и неадекватная реакция занятости населения на быстрое увеличение объемов производства и усиливающееся неравенство в доходах различных групп населения. Истоки этой проблемы – в тяжелых 1990-х годах, когда из-за резкого свертывания и длительных остановок производства, массового высвобождения работников, разрушения системы профессионального образования снизился общий уровень трудовой активности населения. Отметим, что имевшая место в течение многих лет концепция общественной организации труда и занятости не могла быть заменена сразу либо же адаптирована к требованиям рыночного механизма регулирования соотношений между производством товаров и услуг и занятостью населения. Эту систему нельзя просто заменить успешно действующими зарубежными моделями, так как они создавались в процессе долгого развития мировой системы рыночного хозяйства.

В России еще не сформировалось общественное сознание, соответствующее рыночной экономике. Воспитанию рыночной психологии препятствуют прочно сложившиеся стереотипы нравственных критериев, которые сложились во времена планово-командной экономики. Россия – это страна с огромной территорией, отличающаяся многообразием природных и климатических условий. При этом такие системы, как транспорт, связь и информация, недостаточно развиты и не отвечают требованиям цивилизованного рыночного хозяйства. После распада Советского Союза российский рынок труда складывался как обособленный, а налаживание новых межгосударственных связей по вопросам занятости шло с большим трудом.

Концептуальное отличие рынка труда в Российской Федерации от функционирующего в развитых странах – наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодным условиям для большинства работающих. К ним относятся: наличие прописки, отсутствие реального рынка труда при его огромном дефиците, высокий удельный вес государственной собственности, слабая развитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости и т. д. Особенностью структуризации российского рынка труда служит его деление на «открытый» и «скрытый». При этом многими исследователями подчеркивается явная гипертрофия скрытого рынка, превышающего открытый рынок в 4–5 раз. Характерным для скрытого рынка труда является застойный характер происходящих в нем процессов – значительная часть рабочей силы находится в его сфере по несколько лет.

Безусловно, основной причиной такой ситуации выступает отсутствие развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с регулирующей деятельностью государства. Старые методы управления уже не годятся для использования в рыночных условиях, а новые подходы находятся только в стадии апробации и нужного эффекта пока не дают. Правительство РФ сознательно проводит невиданную в развитых странах политику «минимизации» официального (открытого) рынка рабочей силы путем ограничения его финансовых и материально-технических возможностей. На наш взгляд, значительную часть функций по так называемому «смягчению» последствий неудачного перехода к рынку государство возлагает на администрацию предприятий и трудовые коллективы. Поэтому все проблемы застойной безработицы ложатся тяжелым грузом на плечи предприятий и их коллективов.

Для нивелирования сложившейся ситуации на предприятиях используются различные методы: сохранение рабочего места с временной приостановкой оплаты труда или же с частичной выплатой заработной платы; многомесячные задержки выплаты заработной платы; организация переподготовки кадров на производстве; применение контрактной формы найма на работу; расширение гибких форм занятости и т. д. Скрытый рынок труда и его застойный характер есть следствие слабого включения государства в процессы по стимулированию развития малого предпринимательства. Это затрудняет и тормозит освобождение предприятий от скрытых резервов рабочей силы и сдерживает перелив людей в перспективные сферы производства и отрасли. Эта же причина способствует формированию еще одной особенности российского рынка труда – широкому развитию неформального сектора экономики и соответственно неформальной занятости.

Распространение данной формы занятости на российском рынке труда чрезмерно масштабно. К неформальному сектору экономики в России принято относить незарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую деятельность, занятые которой не платят налогов. Международная организация труда (МОТ) рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих в основном из независимых, самостоятельно занятых производителей. При этом МОТ не выделяет в качестве обязательного для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия официальной регистрации деятельности. Поэтому правомерным является при анализе сущности неформального сектора занятости рассматривать во взаимосвязи с ним и близкие по сути, но официально зарегистрированные виды деятельности. В России складывающийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден. Граница между формальным и неформальным секторами, неформальным сектором и экономической неактивностью, неформальным сектором и «теневой» экономикой, «теневой» и криминальной экономикой достаточно условна. Поэтому целесообразно рассматривать неформальный сектор в широком плане, включая смежные с ним формы деятельности. Отметим, что в нынешней ситуации на рынке труда России неформальный сектор экономики способствует «рассасыванию» скрытой и застойной безработицы, тем самым снижая социальную напряженность и предотвращая возможные социальные катаклизмы.

В то же время государству необходимо стремиться к максимальной легализации этого сектора путем создания льготного налогообложения, пресечения чиновничьего произвола, создания необходимых условий для нормального развития функционирующих в нем хозяйственных субъектов.

Следующая особенность российского рынка труда – значительное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по регионам страны, по масштабам и профессионально-квалификационному составу. Среди тенденций развития спроса на рабочую силу на рынке труда России, прежде всего, обращает на себя внимание тенденция к профессионально-квалификационной поляризации. На российском рынке труда сформировался относительно устойчивый спрос на представителей двух полярных групп наемного труда. Одна включает в себя высокомобильных в производственном и социальном отношении работников.  Другая – включает работников, обладающих низкой адаптационной способностью к организационно-технологическим изменениям на производстве либо лишенных этого качества вообще. В последнем случае речь идет о группе работников, фактически близкой к маргинальной.

Несмотря на скудость официальной статистической информации по этой проблеме, ряд косвенных сведений дает основание зафиксировать факт нарастания в России за последнее десятилетие обратной тенденции – к общей деквалификации рабочей силы. Одна из главных причин этого процесса состоит в том, что в отечественном народном хозяйстве все еще сохраняется доминирующее положение фактически отживших в промышленно развитых странах простого машинного и конвейерного производств, ориентированных на мало- и полуквалифицированную рабочую силу.

Безусловно, и в рамках отдельных регионов имеются отдельные территориальные образования, которые по состоянию ситуации на рынке труда требуют повышенного внимания со стороны местных органов власти. Так, в Краснодарском крае в 2009 году наиболее высокий уровень официальной безработицы, превышающий среднекраевой (0,8%), был зафиксирован в Белоглинском, Крыловском, Новопокровском районах (2,1%), Самая напряженная ситуация на начало 2010 г. складывалась в Новопокровском, Белоглинском, Крыловском и Абинском районах, где на одно вакантное место претендовало от 4 до 6 безработных. В связи с этим краевая служба занятости в своих программах содействия занятости особо выделяет эти депрессивные территории и разрабатывает комплекс мер целенаправленного характера, который должен способствовать стабилизации ситуации на этих территориях.

Выделим две группы положительных последствий заниженного уровня заработной платы для рынка труда: во-первых, согласно изложенной выше классической теории, рынок с пониженной ценой труда менее подвержен безработице, во-вторых, национальная экономика в такой ситуации более привлекательна для иностранных инвесторов, потенциально способных создать здесь дополнительные рабочие места. Среди отрицательных экономических последствий – консервация отсталых технологий и методов управления экономикой в целом и персоналом на предприятиях, упадок трудовой мотивации, снижение производительности труда и ряд других.

Информация о работе Рынок труда в России и его проблемы