Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 12:56, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть рынок труда и его особенности в переходной экономике. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
• изучить сущность рынка труда.
• Выделить особенности функционирования рынка труда и факторы их развития;
• Дать характеристику компонентов современного рынка труда
• Сформулировать основные компоненты рынка труда и изучить механизм их взаимодействия.
• Рассмотреть и описать современные виды и модели рынки труда.
• Выявить причины безработицы и найти пути их решения.
• Рассмотреть принципиальные подходы экономической и функциональной занятости.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование рынка труда в условиях переходной экономики………..………………………………………………………………….5
§ 1.1. Сущность рынка труда.......................................................................5
§ 1.2. Особенности функционирования рынка труда.................................9
§1.3. Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия……………………………………………………………………..11
Глава 2. Государственное регулирование рынка труда.........................15
§ 2.1. Современные виды и модели рынка труда......................................15
§ 2.2. Причины безработицы и основные пути ее минимизации..................16
§ 2.3. Экономическая и социальная функция занятости: принципиальные подходы..............................................................................................................21
Заключение……………………………………………………………….…..25
Список литературы.........................................................................................27
Незначительные сроки продолжительности безработицы свидетельствуют мобильности рабочей силы, интенсивности миграционного потока трудовых ресурсов, наличии добротной информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве.
Проводя анализ статистических данных за 2007 год необходимо отметить некоторое снижение уровня безработицы. Можно ли говорить о том, что найдены пути минимизации уровня безработицы в РФ? Каковы же основные способы борьбы с ней?
Основными проводниками мероприятий, нацеленных на стабилизацию процессов связанных с обеспечением местами работы трудоспособного населения, потерявшего, работу по какой-либо причине являются, территориальные центры занятости.
Основными задачами центров занятости является оказание содействия работодателям в подборе кадров и одновременно трудоустройство граждан и членов их семей, социальная поддержка, оказание социально-правовых услуг, проведение социальной адаптации граждан, информационно-аналитическая диагностика рынка труда, создание банка данных о наличии вакансий и потребностях в персонале, условиях поступления на работу.
В соответствии с
Федеральным законом “О
ознакомиться с наличием вакантных рабочих мест (должностей) с целью подбора вариантов трудоустройства.
В целях оказания содействия в выборе сферы деятельности, профессии и специальности, создания условий для профессионального самоопределения служба занятости осуществляет комплекс мер по профессиональной ориентации, включая массовое и индивидуальное информирование граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях и требованиях к профессиям и специальностям.
Служба занятости оказывает помощь в выборе или перемене сферы деятельности, определении возможностей профессионального обучения. Предлагаемый всем посетителям комплекс взаимосвязанных мероприятий способствует повышению мотивации к труду, выработки активной позиции на рынке труда, а также психофизической коррекции поведения. В рамках профориентации предусмотрено обучение безработных навыкам активного самостоятельного поиска работы в целях ускорения трудоустройства, преодоления последствий длительной безработицы и возвращения мотиваций к трудовой деятельности.
Проведение социологических исследований и опросов среди населения и работодателей является одной из основ формирования эффективной адресной политики в сфере содействия занятости населения и социальной помощи при безработице.
Надо признать, что в большинстве случаев при определении как стратегии, так и тактики реализации экономических решений на федеральном и региональном уровнях не учитываются социальные факторы, которые, как правило, не поддаются прямому статистическому учету и поэтому не всегда принимаются во внимание при разработке специальных программ и проектов. В значительной мере восполнить этот пробел, закрыть информационную брешь позволяют социологические исследования, экспертные оценки, специальные выборочные обследования.
Проведение социологических исследований и опросов среди населения является важным условием установления обратной связи между властными исполнительными структурами и обществом. Их результаты могут способствовать выработке взаимоприемлемых управленческих решений в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере занятости.
По результатам таких опросов достаточно широкое распространение получили Ярмарки вакансий: районные и окружные, городские и специализированные. Например, в Республике Коми будет проведена в ноябре совместно с Управлением федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми ярмарка рабочих мест для граждан, освобождающихся из мест заключения. Несомненная связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением, установленная учеными, а также изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, стала одним из доводов в пользу организации подобной ярмарки. Необходимо признать, что проведение даже таких узкоспециальных ярмарок дает положительные результаты в целом: в Республике Коми уровень безработицы на 16 октября всего 1.8%. Социологический опрос посетителей Ярмарок вакансий показывает, что достаточно много опрошенных, предпочитают работать в частной или приватизационной фирме. В прежние годы сама мысль о возможности работы по найму в частной фирме вызывала негативное отношение. Опрос работодателей показал, что Ярмарки вакансий уже имеют свой постоянный контингент, как среди посетителей, так и среди работодателей. Однако необходимо более интенсивно обновлять круг ее участников - только тогда служба занятости получит возможность расширить банк вакансий за счет притока новых работодателей. По мнению работодателей, слабым методом
Ярмарок остается их техническое оснащение, но абсолютное их большинство
указывает на необходимость их регулярного проведения.
§ 2.3. Экономическая и социальная функция занятости: принципиальные подходы
Как экономическая категория
занятость представляет собой совокупность
отношений по поводу участия населения
в трудовой деятельности. Она отражает
меру его включения в труд, степень общественных
потребностей в работниках, а также личных
потребностей и интересов в оплачиваемых
экономически целесообразных местах.
Важнейшей экономической функцией занятости
является создание материального и духовного
богатства посредством обеспечения работников
экономически целесообразными рабочими
места ми. Другими словами, экономическая
функция занятости заключается в создании
предпосылок для удовлетворения личных
и общественных потребностей. От того,
насколько полно члены общества вовлечены
в трудовой процесс, выполнение сложных
видов деятельности и насколько эффективно
использует их труд, зависят темпы экономического
роста, величина ВВП и доходов граждан,
степень удовлетворения платежеспособного
спроса и потребностей общества. Поэтому
обеспечение тружеников экономически
целесообразным рабочим местом, достижение
полной, продуктивной и эффективной занятости
является важнейшей задачей социально-экономической
политики в широком смысле, включая и политику
занятости, доходов и инвестиций. Под экономически
целесообразным рабочим местом понимается
физическое рабочее место, обеспеченное
оборотными средствами (предметами труда,
энергией, заработной платой и т.д.), позволяющее
труженику реализовать свой интерес, добиваться
высокой производительности труда и иметь
достойный заработок, дающий возможность
нормально жить и развиваться работнику
и его семье. Рабочие места должны заполняться
подготовленной рабочей силой. Лучших
результатов можно достигнуть только
тогда, когда профессионально-
Заключение
В заключении как вывод хочу сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Список используемой литературы
Информация о работе Рынок труда в переходной экономике России и его особенности