Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:24, курсовая работа
Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Рынок труда. Равновесие на рынке труда
1.1. Рынок труда и его особенности….…………..……………………… 5
1.2. Сущность занятости. Её виды и формы ……………………..…..… 7
1.3. Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости России………………………………………………………………….……… 9
Глава 2. Безработица и её измерение
2.1. Понятие и виды безработицы..……………………………………… 11
2.2. Причины безработицы……………..……………………….………. 13
2.3. Государственная политика в области занятости…………………... 16
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда
3.1. Основные принципы, направления и методы……………………….. 19
3.2. Управление занятостью………………………………….…………… 21
Заключение…………………………………………………………………… 23
Библиографический список………………………………………………... 25
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Рынок труда. Равновесие на рынке труда
1.1. Рынок труда
и его особенности….…………..……………
1.2. Сущность занятости. Её виды и формы ……………………..…..… 7
1.3. Состояние рынка
труда и государственное
Глава 2. Безработица и её измерение
2.1. Понятие и виды
безработицы..………………………………………
2.2. Причины безработицы……………..……………………….……
2.3. Государственная политика
в области занятости…………………...
16
Глава 3. Государственное регулирование
рынка труда
3.1. Основные принципы,
направления и методы………………………..
19
3.2. Управление занятостью………………………………….……………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………...
25
Приложения……………………………………………………
Важнейшим элементом рыночной
экономики является рынок
труда. В рыночной экономике
отражаются социально – экономические
изменения в обществе. Значимое
влияние на объём, предложение
на рынке труда и структуру
спроса оказывают уровень инвестиционной
активности, интересы работника и работодателя
при найме и увольнении, число
трудовых доходов населения,
особенность общенационального
поведения и другие
факторы. Оплата труда,
уровень занятости населения
устанавливаются через механизм рыночного
труда.
Безработица
является значимым
и важным
результатом, происходящих процессов
на рынке труда. Рынок
труда формирует и выявляет
естественную цену труда
и цену человека как работника.
Рынок призывает
людей улучшать
качество труда,
совершенствовать себя как работника,
чтобы потом выгодно продать свой товар
нанимателю, уверенно конкурировать,
меньше опасаться попасть в число безработных.
Из этого и выходят высокие показатели
качества труда и эффективности в рыночной
экономике. Ситуация в России на рынке
труда неустойчивое в связи со спадом
производства, таким образом в нашей жизни
появилось такое негативное явление, как
безработица. Безработица оказывает прямое
и сильное влияние на людей. Также безработица
является предметом политических
дискуссий, потому что, потеряв работу,
у людей возникает психологическая травма,
снижается жизненный уровень.
В настоящее
время эта проблема
очень реальна и имеет
место в современном мире, так как
рынок труда – это важнейший элемент
рыночной экономики. При переходе от
командно - административной
системы управления к
рыночной экономике и
соответствующих структурных
изменениях безработица
имеет форму, не типичную для стран с
развитой рыночной экономикой;
представляемая статистикой
картина безработицы сильно
искажена; природа безработицы различна
в разных регионах России; проблемы
и приоритеты социальной политики в целом,
и особенно в области
занятости, по-разному
оцениваются населением и лицами, оказывающими
влияние на эту политику.
Целью данной
курсовой работы является изучение
и анализ рынка труда и проблемы безработицы,
каковы причины и их решения.
В
соответствии с целью были
поставлены ниже перечисленные задачи:
• Раскрыть
понятия рынка труда, безработицы и занятости;
• Изучить
и проанализировать состояние рынка
труда и государственное регулирование
занятости России;
• Выявить проблемы
Российского рынка труда;
• Оценка на сегодняшний
день состояния рынка труда в России;
• Изучить способы
снижения безработицы в России.
Объект исследования: Безработица и рынок
труда.
Предмет изучения: трудовая политика занятости
населения.
Глава 1. Рынок труда. Равновесие на рынке
труда
1.1. Рынок труда и его особенности
Рынок труда
представляет собой комплекс
социально-трудовых отношений по поводу
условий найма, использования
и обмена рабочей силы на жизненные
средства (реальную заработную плату).1 Рынок труда
и имеет такую особенность - в его
состав входят живые люди. Они наделены
культурными, политическими, религиозными
человеческими качествами и др.
Такие особенности влияют
на трудовую активность людей,
что отражается в целом на состоянии
рабочей силы. Труд является основой
жизнедеятельности людей, реализации
их жизненных целей и интересов.
На рынке труда определяется
стоимость рабочей силы, устанавливаются
условия её найма, заработная
плата, какова вероятность
и гарантия занятости.
Рынок труда -
это категория рыночного
хозяйства. Основными элементами
рынка труда является спрос
на труд, предложение труда и
цена труда.2 Главное, что отличает наш рынок труда
от реального, это наличие административных,
правовых и экономических ограничений,
все еще препятствующих
свободной продаже рабочей
силы на наиболее выгодных
условиях для большинства
работников. Это и наличие
регистрации, формально заменившей
прописку, и отсутствие реального рынка
жилья при его огромном
дефиците, и неразвитость механизмов
государственного регулирования
и социальной поддержки
в сфере занятости.3 В экономической
литературе определения «рынок
труда» и «рынок рабочей силы» взаимосвязаны.
Рынок труда, как и все остальные товарные
рынки, развивается по
законам спроса и предложения.
Зависимость между размером спроса на
труд и величиной заработной платы выражается
на рисунке 1.
Рис.1. Кривая спроса на труд.
Каждая точка на кривой Ns
показывает, каким будет спрос на труд
при имеющейся заработной плате. Отрицательный
наклон кривой показывает, что
при низкой заработной
плате - большой
спрос на труд.
А вот с функцией предложения
труда дело предстоит иначе (рисунок 2).
Рис. 22 Кривая предложения труда.
Кривая предложения показывает,
что после повышения заработной платы
возрастает предложение труда,
но когда заработная плата
снижается – предложение труда уменьшается.
1.2. Сущность занятости. Её виды и формы
Занятость
является системой общественных отношений,
эта экономическая категория обеспечивает
рабочими местами население. Единого определения
занятости не существует, скорее всего,
это связанно с тем, что данной
проблемой занимались демографы, люди,
которые разрабатывают планы и статистики.
Многие учёные считают занятость - деятельностью
людей. Но А. Э. Котшер это отрицает.
Учёный имеет такую точку
зрения, что занятость не деятельность,
а общественное отношение людей,
которые между собой решают реальные
задачи труда на своём рабочем месте.
Но в этом определении есть и минусы.
Реализация трудовых навыков - это и есть
труд и занятость, и сравнивать их нельзя.
В итоге, занятость населения
– это признак обеспеченности, который
дает заработок, прибыль и др. Ещё существует
понятие вторичной занятости, под этим
определением понимается реализация
трудовой деятельности путём растяжения
рабочего дня (в этой же компании).4
От экономической занятости
зависит экономический потенциал
людей, уровень и качество жизни.
Существуют разные формы
занятости – условия трудоиспользования,
организационно - правовые способы. Занятость
населения можно разделить на занятость
по найму и на индивидуальную
занятость. Новой формой занятости
для России является
индивидуальная (самостоятельная)
занятость. В этом отношении
участвуют люди которые
по своей инициативе участвуют
в полезном труде.
Занятость также подразделяется
на постоянную, временную, сезонную и
случайную. Постоянная
занятость, по - другому она
ещё называется регулярной,
предусматривает, что
рабочему необходимо
работать определенное количество часов
в неделю. У временной занятости существует
два варианта: занятость на
конкретный срок и командировочная занятость.
Работа в определенное время
года - сезонная занятость
, и, наконец, случайная занятость
– работа, которая вознаграждается
материально без трудового договора.
Занятость подразделяется
на стандартную и нестандартную.
В основе такого деления лежит специфика
организации трудового процесса, которая
принимает различные формы.
Стандартная (типичная) занятость
– это занятость, предполагающая постоянную
работу наемного работника у одного работодателя
и его производственном помещении при
стандартной нагрузке в течении дня, недели,
года. Нестандартная (гибкая) занятость
выходит за эти рамки и включает следующие
нормы:
• занятость, связанная с
нестандартными режимами рабочего
времени, такими, как гибкий рабочий
год, сжатая рабочая неделя, как гибкие
графики рабочего времени и др.;
• занятость,
связанная с
социальным статусом
работников: самостоятельные работники,
помогающие им члены семьи;
• занятость на
работах с нестандартными
рабочими местами и организацией
труда: надомный труд, «работники
по вызовам», вахтово-экпедиционная занятость;
• занятость по нестандартным
организационным формам: временные
работники, совместительство.
Основной причиной происходящих
структурных изменений в рабочей силе,
несомненно, является научно-технический
прогресс. По структуре занятости
можно судить о прогрессивности любо
относительной отсталости экономики государств.5
1.3. Состояние рынка
труда и государственное регулирование
В современной западной экономической
теории существуют различные подходы
к регулированию занятости. Традиционно
выделяют два главных направления: неоклассическое
и кейнсианское. Разработанные
в рамках данных школ
методы и инструменты по
регулированию рынка труда предлагается
широко использовать странам не только
с развитой рыночной экономикой, но и с
переходной экономикой.6
Безработица в 90-е годы
в России росла гораздо меньшими темпами,
чем темпы падения объемов
производства. Это свидетельствует о
накоплении избыточной численности
работников на предприятиях, не
обеспеченных реальной работой,
и об увеличении скрытой
безработицы. По данным Федеральной
службы занятости, ежемесячно более 4
млн человек трудятся в режиме
неполной рабочей
неделе и находятся в административных
отпусках. Это связано с
сознательно проводимой правительством
через Федеральную службу
занятости политикой
недопущения массовых высвобождений
работников с целью
предотвратить дестабилизацию
ситуации в стране.7
В России очень высокий уровень
скрытой безработицы, который достигает
порядка 12-15%. Современная ситуация характеризуется
существованием значительных диспропорций
в структуре занятости, ставок зарплаты
на рынке труда и
деформацией мотивационного
механизма трудовой деятельности.
Минимальная зарплата в России
в несколько десятков раз ниже
установленной в США, а средняя зарплата
по своей покупательной способности
превратилась в минимальную и
позволяет осуществлять воспроизводство
лишь работников низкой квалификации.
Практически не стимулируется
квалифицированный труд.
Всё это сопровождается
значительным снижением производительности
труда.8
Регулирующая роль государства
в области занятости выражается
в следующих формах: воздействие
через органы занятости на уровень
и продолжительность безработицы;
сокращение время поиска работы путём
организации и совершенствования системы
информирования безработных и о
свободных рабочих
местах; развитие
системы непрерывных переподготовки
и повышения квалификации;
содействие в деятельности бирж труда;
проведение мониторинга состояния
рынка рабочей силы; развитие
системы адресной помощи малоимущим;
поддержки традиционных отраслей экономики
и крупных предприятий с целью сохранения
рабочих мест; стимулирование
создания новых производств
и дополнительных рабочих мест;
льготное налогообложение малого и инновационного
бизнеса с целью вовлечения в него определенной
части экономически активного населения,
высвобождаемого из бюджетной
сферы; социальная защита и поддержка
пострадавших от безработицы лиц.9
Стратегические решения
в области государственного
регулирования занятости должны
носить комплексный характер
и лежать в плоскости обеспечения
роста производства и создания
новых рабочих мест
с одновременным развертыванием
программы переобучения и повышения
квалификации работников. При этом
необходимо учитывать опыт развитых стран,
социальные и национальные
особенности России,
реально сложившуюся в стране ситуацию
и внутреннюю логику развития с
учётом складывающихся тенденций развития. 10
Глава
2. Безработица и её измерение
2.1. Понятие и виды безработицы
Безработица - неотъемлемое
свойство рыночной системы хозяйствования.
Взрослое население, обладающее
рабочей силой, делится на несколько
основных категорий в зависимости от
того положения, которое оно занимает
относительно рынка труда.11
К безработным в
России относятся лица, достигшие 16 лет
и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного
занятия);
- занимались поисками
работы, обращались в
различные службы занятости, использовали
(помещали) объявления в печати, непосредственно
обращались к администрации предприятия
(работодателю), предпринимали шаги к организации
собственного дела;
- были готовы приступить к работе.
При отнесении к
безработным должны быть
соблюдены все три перечисленных
критерия. К безработным, зарегистрированным
в органах государственной службы
занятости, относятся лица, не имеющие
работы, ищущие работу и в установленном
порядке получившие официальный статус
безработного.
Безработные - это часть экономически
активного населения, которая хочет работать,
ищет работу, но не может ее найти в
определенное время (на конкурентной
основе) на конкретной территории.
Закон «О занятости населения
в РФ» с 1991 года легализовал безработицу
в нашей стране.12
Обычно принято выделять следующие
виды безработицы:
• фрикционную;
• структурную;
• циклическую.
Фрикционная безработица
существует даже в странах, переживающих
бурный экономический
расцвет. Ее причина
состоит в том, что работнику,
уволенному с предприятия или покинувшему
его по собственной воле, требуется некоторое
время для того, чтобы перейти на новое
рабочее место, - но ведь должно устроить
его и по роду деятельности, и по уровню
оплаты, а нередко и по многим другим критериям.
Даже если на рынке труда такие места есть,
найти их удаётся обычно не сразу.
Кроме того, на рынке труда
всегда существуют безработные, которые
ищут работу в первый раз (молодежь, женщины,
вырастившие детей, и др.). Такие «новички»
также учитываются при определении уровня
фрикционной безработицы.
Структурная безработица
возникает в стране в результате технического
прогресса, сокращающего спрос
на одни профессии и увеличивающего на
другие. Иными словами,
структурная безработица
порождается невозможностью трудоустройства
из-за различий в структуре
спроса и предложения рабочей силы на
рынке труда разных профессий.
Такая безработица
куда болезненнее для людей,
чем фрикционная, - ее возникновение означает,
что многим придётся осваивать новые профессии
и неизвестно, будут ли они в дальнейшем
получать столько же, сколько получали
благодаря своей прежней профессии.
Структурная безработица при
всей своей болезненности так же не должна
вызывать особой тревоги
в стране, но лишь в случае, если общее
число свободных мест не сильно
уступает числу людей, ищущих работу, хотя
и имеющие другие специальности. Если
же рабочих мест вообще меньше, чем безработных,
тогда дело плохо. Это означает, что в
стране возникла третья, самая неприятная
форма безработицы – циклическая.
Циклическая безработица
возникает в странах, переживающий
общий экономический спад. Это
ведет к тому, что кризисные явления возникают
не на отдельных, а практически
на всех товарных рынках. Трудности
переживают почти все фирмы,
начинающие увольнять работников почти
одновременно. В итоге общее
число свободных рабочих мест
в стране оказывается меньше числа безработных.
Безработица
рассматривается
как вынужденная
незанятость, обусловленная нарушением
равновесия на рынке труда.13
Уровень безработицы в различных
странах мира в 2012 и 2013 годах, в % (см.
приложение 1).14
2.2. Причины безработицы
Экономисты по - разному
объясняют причины
безработицы в рыночной
экономике. В целом можно
было бы выделить следующие подходы к
объяснению этого явления:
• избыток народонаселения
(мальтузианство);
• рост органического строения
капитала (марксизм);
• высокий уровень заработной
платы (неоклассики);
• недостаточность совокупного
спроса (кейсианцы).15
Экономическая наука неоднократно
предпринимала попытки выяснить причины
безработицы. Одну из первых
подобных попыток предпринял французский
экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал
как частный случай закона спроса и предложения.
Вывод из закона Ж. Б. Сэя достаточно ясен
и прост: причина безработицы – чрезмерно
высокий уровень заработной платы.
Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал
полемику, которая длится уже полтора
века. Идея автоматического
равновесия спроса и предложения
на рынке труда была подвергнута
критике английским экономистом, священником
Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его
мнению, и капитал и население в течение
значительного периода времени
могут быть избыточными по
отношению к спросу
на продукцию. Причиной
падения спроса является
сокращение личных доходов,
а уменьшение этих доходов
вызывается демографическими
причинами: темпы роста народонаселения
превышают темпы роста производства. Следовательно,
причину безработицы надо искать
в чрезмерно быстром росте
населения. Современный опыт социального
развития показал однако,
что во многих высокоразвитых странах
имеет место предельно
низкая рождаемость и даже абсолютное
сокращение населения, однако
безработица существует. Значит, причины
безработицы - в другом.
Принципиально иное объяснение
причин безработицы дал К. Маркс. По его
мнению, причиной безработицы является
не рост заработной платы, не быстрые
темпы
роста
народонаселения, а накопление капитала в
Выведение безработицы из циклического
развития экономики стало после Маркса
устойчивой традицией в экономической
теории. Если экономика развивается
циклически, когда подъемы
и спады сменяют друг друга,
следствием этого становится
высвобождение рабочей силы и свертывание
производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том,
что он представил логическую
модель механизма,
раскручивающего экономическую
нестабильность и ее
интегральную составляющую - безработицу.
Кейнс заметил, что по мере роста
национального хозяйства в развитом рыночном
хозяйстве у большинства
населения не весь доход
потребляется, определенная его часть
превращается в сбережения. Чтобы они
превратились в инвестиции необходимо
иметь определенный уровень так называемого
эффективного спроса, потребительского
и инвестиционного. Падение
потребительского спроса гасит интерес
вкладывать капитал, и, как следствие,
падает спрос на инвестиции. При
падении стимулов к инвестированию
производство не растет
и даже может свертываться,
что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
Принципиально новые
подходы к данной проблеме были представлены
в знаменитой работе английского экономиста
Олбани Филлипса (1914 - 1975), которая
вышла в 1958 г. Обобщив статистические
данные по Великобритании
за 1861 - 1957 гг.,
автор построил
кривую, характеризующую взаимосвязь
между среднегодовым ростом заработной
платы и безработицей.
Эта взаимосвязь
оказалась обратной:
если заработки росли быстро, б
Рыночная
форма
организации
• разорение части
предприятий;
• накопление капитала в условиях
технического и научного прогресса;
• диспропорциональность
в динамике потребления,
сбережений и инвестиций;
• циклический характер производства;
• несовершенство
конкуренции на современном рынке в целом
и прежде всего на рынке труда.18
2.3. Государственная политика в области
занятости
Рынок рабочей силы – специфический
сектор экономики. Он отличается от всех
рынков тем, что на нём перемещаются не
товары из пластмассы, дерева или металла,
а живые люди. Поэтому его
регулирование имеет огромное социально-экономическое
и политическое значение и
составляет особую заботу государства.
Однако задача государства – не
обеспечить каждого желающего
работой, так как это увеличивает
инфляцию, а удержать безработицу
на естественном уровне, что
и означает достижение полной занятости.
Рассмотрим на примере
кривой Филлипса последствия
сокращения безработицы ниже естественного
уровня. Экономист О. Филлипс установил
обратную зависимость между безработицей
u и инфляцией π. На графике эта зависимость
принимает форму кривой, выпуклой к началу
координат (рисунок 3).19
Кривая Филлипса
показывает, что при повышении спроса
на рабочую силу и сокращении
безработицы уровень цен в
экономике повышается. Таким образом
она даёт упрощенную однофакторную
модель инфляции, определяя её
как функцию безработицы. Кривая Филлипса
показывает, что безработица
ограничивает возможности
роста заработной платы,
а следовательно, издержек, которые влияют
на уровень цен.20
Законы экономики
оказываются сильнее желания и
воли государства. Своими действиями
государство провоцирует не
только рост цен, но и повышение безработицы,
попадая в результате в порочный круг
стагфляции (кривая, проходящая через
точки C, D и далее).21 Это значит,
что борьба с безработицей с помощью
инфляций не может дать желаемых результатов,
и об этом свидетельствует как
российский опыт 90-х гг., так
и мировая практика. Если государство
будет стремиться как можно больше сократить
уровень безработицы,
то вслед за
инфляцией ухудшится состояние платёжного
баланса, упадет
конкуренция, замедляется
темпы экономического роста. В конечном
счёте все э то постепенно сведена нет
и сами усилия по борьбе с безработицей.
Поэтому при проведении подобного политического
решения государство должно особенно
тщательно взвешивать все «за» и «против»
своих действий. Опыт большинства западноевропейских
стран показывает, что все правительства
независимо от их партийной
принадлежности при попытке
снизить уровень безработицы
ниже 5% испытывали впоследствии большие
трудности. 22
Глава
3. Государственное регулирование рынка
труда
3.1. Основные принципы, направления и методы
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.23
Если безработица превышает естественный уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то необходимо вмешательство государства.
Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.24
При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия – кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.25
Состояние рынка труда является
результатом влияния многих экономических
и социальных факторов, также как и рынок
труда становится силой, воздействующей
на них. Поэтому нейтрализация безработицы
может достигаться в более широком контексте
экономических, социальных, образовательных
и других направлений политики.
Тесная связь занятости и экономики необходима
для обеспечения стабильного роста производства
и занятости. Политика, которая улучшает
функционирование рынка труда и способствует
приспособлению рабочей силы к структурным
переменам, снижает риск падения экономического
роста, позитивно влияет на возможности
стабилизации развития. Чем более успешной
будет политика, которая направлена на
поддержание безинфляционного роста на
макроэкономическом уровне, тем лучше
будут перспективы занятости и рынка труда.
Поэтому важнейшей целью является разумное
сочетание всех направлений политики,
влияющих на уровень и качество спроса
и предложения рабочей силы.26
С точки зрения влияния на
занятость, эффективность макроэкономической
политики должна определяться ее позитивным
воздействием на способность экономики
поддерживать баланс между повышением
производительности на стадии подъема
и созданием новых рабочих мест для безработных
граждан, и тех, кто впервые или повторно
вступает на рынок труда. Повышение и поддержание
высокой способности экономики к безинфляционной
«генерации занятости» в целом составляет
задачу экономической политики.27