Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель данной курсовой заключается в изучении рынка труда, оценке безработицы и анализе государственной политики занятости населения в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
•рассмотреть сущность занятости и безработицы, виды безработицы;
•оценить экономические и социальные последствия безработицы, государственную политику занятости;
•раскрыть особенности безработицы и политики занятости в современной экономике РФ.
некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП.
Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена,
показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.
Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.
Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, выглядит следующим образом:
Отрицательные |
Положительные |
Обесценение последствий обучения |
Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики |
Сокращение производства |
Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду |
Затраты на помощь безработным |
Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования |
Утрата квалификации |
Стимулирование роста |
Снижение жизненного уровня |
|
Недопроизводство |
|
Снижение налоговых поступлений |
2.2. Социальные последствия безработицы.
Социальные последствия
Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень
негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения.
Одной из важнейших причин того, почему большая часть уволенных трудящихся не может получить помощь через пособие по безработице является относительно короткий срок выплаты пособия. Как правило, период предоставления пособия составляет 12 месяцев, в отдельных случаях больше, размер его завит от заработной платы и стажа работы.
К тому же пособие по безработице предоставляется не сразу после потери работы, а спустя некоторое время. Вместе с тем выплата пособий нередко задерживается в связи с бюрократической волокитой по их оформлению, недостаточным знанием безработными своих прав, чрезвычайной усложненностью законодательства по социальному страхованию.
Согласно одному обследованию для 34% безработных самая главная проблема заключается в том, чтобы изыскать средства на оплату продуктов питания, для 16% - на оплату газа, электричества и бытового топлива, для 15% - на покупку одежды для детей, для 13% - на квартплату и т.д. Конечно, оплата всех этих расходов, занимающих главное место в семейных бюджетах
трудящихся, представляет немалые затруднения и для занятых, особенно низкооплачиваемых рабочих. Однако потеря работы многократно осложняет проблему сбалансированности доходов и расходов в семейных бюджетах, причем это относится и к тем безработным, которые регулярно получают пособия. Социальное страхование и другие виды помощи в лучшем случае
обеспечивают лишь минимальные условия для человеческого существования, не соответствующие современному уровню развития производительных сил и общепринятым национальным стандартам. Страхование и вспомоществование несколько смягчают, но никак не устраняют материальные лишения, испытываемые безработными. Эти системы оказались не в состоянии воспрепятствовать увеличению бедности неизбежному спутнику массовой и застойной безработицы. Вынужденная экономия средств на самом необходимом, невозможность миллионов людей удовлетворять даже элементарные потребности, отрицательно сказывается и на физическом, и на моральном состоянии трудоспособного населения. Обобщая все вышесказанное, можно предложить классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Отрицательные |
Положительные |
Обострение криминогенной ситуации |
Повышение социальной ценности рабочего места |
Усиление социальной напряженности |
Увеличение личного свободного времени |
Рост количества физических и душевных заболеваний |
Возрастание свободы выбора места работы |
Увеличение социальной дифференциации |
Увеличение социальной значимости и ценности труда |
Снижение трудовой активности |
2.3. Государственная политика занятости.
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости. Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на
улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) – это: совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений
работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты - социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает
предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости - сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.
Глава 3. Особенности безработицы и политики занятости в современной экономике Российской Федерации.
3.1. Особенности безработицы в современной экономике РФ.
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2010 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2010г. составила 75,3 млн.человек, или
более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0
млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с ноябрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 881 тыс.человек, или на 1,3%, численность безработных сократилась на 1148 тыс.человек, или на 18,6%.Численность безработных снизилась с 5,1 млн. человек в октябре 2010г. до 5,0 млн. человек в ноябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,8% до 6,7%. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в ноябре 2010г. составила 33%, среди безработных женщин - 38%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых его используют более половины безработных.
3.2. Особенности политики занятости в современной экономике РФ.
Политика занятости –
счете характер модели рыночной экономики. Государственное регулирование направленности стратегии социально экономического развития и занятости пока практически не осуществляется. В
результате процессы реструктуризации занятости в ходе реформирования экономики протекают весьма противоречиво, низка их социальная и экономическая эффективность.
К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся:
управления;
малых городов различного типа в условиях обвального спада производства и разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;
в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального мастерства,
формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.
Функции службы занятости многообразны:
возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
необходимых работников;
повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;