Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 22:21, реферат
Целью данной работы является характеристика рынка труда и заработной платы.
Предмет исследования – проблемы становления рынка труда в России.
Частное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Балтийский Гуманитарный Институт»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: экономика
На тему: «Рынок труда и заработная плата».
заочного отделения группа №ЮЗ-14 Надымова Татьяна Валерьевна
Специальность: юриспруденция
Проверила: к.э.н., доцент,
Позинская Алла Александровна
Отметка о зачете_____________
Подпись:__________________
«____»________2014г.
Санкт-Петербург
2014 г.
Содержание
Актуальность темы работы. В рыночной экономике заработанная плата является основой повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов произведенной продукции, улучшению ее качества и ассортимента. Заработная плата составляет существенную часть доходов граждан. Для многих она служит единственным источником дохода и благосостояния. Это определяет ее большое социально-экономическое значение.
Оплата труда - это система экономических институтов, которая представляет собой традиционный метод распределения и состоит из интернациональных стандартов, государственных гарантий, минимальных стандартов и экономических рычагов, налогообложения индивидуальных доходов, трудовых и коллективных договоров, соглашений, местных тарифных норм и нормативов и других официальных документов, связанных с управлением заработанными доходами от труда и собственности, при помощи которых устанавливаются компенсация, социальные выплаты, вознаграждение, другие меры стимулирования и мотивации и доходы от собственности в виде финансового и другого участия для занятых по найму, и формируются доходы самостоятельно занятых граждан, надомников и лиц, использующих новые формы занятости и занятых деятельностью в неформальном секторе экономики и секторе социального обслуживания.
Целью данной работы является характеристика рынка труда и заработной платы.
Предмет исследования – проблемы становления рынка труда в России.
Структура работы сложилась в соответствии с поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современная практика хозяйствования ставит перед предприятием сложные проблемы, например, такие как: кризис сбыта, рост цен на потребляемые материальные ресурсы, изношенность машин и оборудования, недостаток квалифицированных рабочих кадров и т.п., решить которые можно, лишь опираясь на стимулирующую функцию заработной платы.
В условиях развитых товарно-денежных отношений заработная плата выступает основным экономическим способом мотивации персонала. Поскольку все функциональные сферы деятельности предприятия (производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности) взаимосвязаны между собой посредством управленческой деятельности, и все это приводится в движение людьми, труд которых должен быть оплачен и простимулирован, возникает реальная возможность создать такую систему управления предприятием, в которой заработная плата использовалась бы в качестве рабочего инструмента решения организационно-экономических задач.1
С позиции государственного регулирования оплаты труда, экономические теории позволяют обосновать государственную политику в данной сфере, необходимость установления минимальной заработной платы в целях обеспечения воспроизводства человеческих ресурсов, уровень и структуру инвестиций в человеческий капитал, необходимость содействия трудоустройству и поиску работы. Экономические теории заработной платы позволяют выработать разные методы регулирования заработной платы и доходов населения, исходя из признания активной роли государства в распределительных процессах.
Согласно выводам теорий заработной платы, в том числе экономических, социально-экономических и институциональных теорий, заработная плата представляет собой фонд жизненных средств, который формируется в результате взаимодействия трех главных участников на рынке труда, представляемых работниками, работодателями и правительством (рис. 1).
Рис. 1. Значение заработной платы для различных субъектов трудовых отношений2
Подход к определению заработной платы, связанный с ее функциями, очень важен в теоретическом и методологическом отношении. Используя этот подход, можно дать определение заработной платы, которое связано со всеми функциями структурного построения заработной платы. Рассматривая экономическое содержание «заработной платы» с позиции работодателей и работников, можно предложить следующее определение: заработная плата (как цена труда или рабочей силы) есть доходы наемных работников и менеджеров предприятий и организаций, которые одновременно являются одним из элементов издержек производства и частью дохода предпринимателя и зависят от индивидуальных и коллективных результатов труда и макроэкономической ситуации, а также от социально-экономических факторов, таких как уровень образования, квалификации и способностей, порядок и условия найма и ротации рабочей силы, форма собственности предприятия, вид применяемых социальных поддержек и ряд других факторов.
В развитой рыночной экономике рынок труда представляет собой трудовые отношения, основанные на спросе и предложении рабочей силы. Таким образом, характеристиками рынка труда выступают предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности народного хозяйства в кадрах.
Как известно, рынок труда является важной социально-экономической системой, характеризующейся сложными субъектно-объектными взаимодействиями и взаимоотношениями и оказывающей значительное влияние на экономическую стабильность общества.
В целях исследования сложной социально-экономической системы рынка труда применяется множество моделей и методов, например, системно-структурный подход к исследованию рынка труда позволяет выявить социально-экономические основы рынка труда (системообразующие социально-экономические элементы, определяющие особенности и тенденции развития и функционирования рынка труда), описать и проанализировать их структуру.
Важнейший компонент рынка труда - рыночный механизм. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда. Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию. Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма.
Спрос на труд выражает потребность работодателей в работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Предложение рабочей силы выражает определенное количество занятых наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время.
Цена рабочей силы - это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник старается подороже продать, а работодатель стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя.
Серьезные социально-экономические последствия, которые могут быть вызваны безработицей, повышают ответственность государства за ее сокращение. Главной целью государства является достижение максимальной занятости. Правительство, должно стремиться к сведению к минимуму уровня безработицы, так как полностью искоренить ее невозможно.
Государственное регулирование рынка труда является особой сферой деятельности государственного вмешательства в социально-экономические процессы многогранными подходами и средствами. Оно направлено на получение рациональных результатов в социально-экономических условиях относительно уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемых рабочих мест, а также решение проблем безработицы.
Основными направлениями государственной экономической политики в сфере социально-трудовых отношений предстают:
- регулирование процесса
- регулирование спроса на
- разработка государственной
Методы регулирования занятости и рынка труда не отличаются от общих, применяемых в системе государственного регулирования экономики, к которым относятся:
- экономические;
- организационные и
- прямого и косвенного
- активной и пассивной политики в сфере занятости.
Государство может проводить на рынке труда политику двух типов - пассивную и активную.
Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда, что формирует пассивность субъектов в развитии социально-трудовых отношений.
Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением не денежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.
Активная политика исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения себя и своей семьи, а государство должно выступать в роли посредника, предоставляющего ему возможность занятости. То есть это комплекс мер, способствующих быстрейшему возвращению безработных к активному труду.
Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п.
Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя - потенциального работодателя.
Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.
Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.
Конкретные меры государственного регулирования рынка труда разрабатываются с учетом социально-экономического развития народного хозяйства (см. таблицу 1).
Таблица 1
Государственное регулирование рынка труда с учетом этапов экономического развития страны3
Этапы экономического развития |
Стратегия государственного управления рынком труда |
Кризис |
Основывается на модели выживания: активные действия на спрос на рабочую силу, повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики, поддержка рабочих мест и их активное создание в «новых» отраслях. Главные задачи: поддержка социальной стабильности, уровня жизни населения, сохранение трудового потенциала страны, сдерживание уровня безработицы. Основные методы повышения эффективности производства: (1) активные мероприятия на рынке труда с использованием гибких форм занятости и найма, (2) соблюдение прав работодателей свободно управлять наймом рабочей силы и ее увольнением |
Депрессия |
Поддерживает сбалансированность рынка труда на основе: анализа и прогнозирования развития спроса на рабочую силу; планирования развития профессионально- разработки и реализации других упреждающих мер на рынке труда |
Оживление, подъем |
Направлена на: поддержание продуктивной модели занятости на рынке труда; регулирование спроса, предложения рабочей силы и ее цены с учетом перспектив социально-экономического развития страны |