Рынок труда и заработная плата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 22:21, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика рынка труда и заработной платы.
Предмет исследования – проблемы становления рынка труда в России.

Вложенные файлы: 1 файл

196389 Реферат Рынок труда и заработная плата.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача – регулирование внешнеэкономических связей для обеспечения занятости.

2. Взаимоувязка социальной, демографической, миграционной политики с целями  и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах (мезоуровень) в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне.

В число задач регионального уровня входят:

- развитие систем подготовки  и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее незанятой части);

- совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

- повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп.

На региональном уровне могут также решаться вопросы организации общественных работ.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств на рынке труда.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. В результате современная рыночная система базируется на синтезе усилий рыночного механизма и регулирующих функциях государства.

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты: налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты, фискальная политика, социальная политика и др.

Также государство выступает регулятором рынка труда. В широком смысле рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма.

Выделяют две основные функции рынка труда: социальную и экономическую.

С понятием рынка труда тесно связано понятие «занятости». Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.

Неотъемлемый элемент рынка труда – безработица. Безработица - социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Государственное регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, направленных не только на сферу занятости как таковую, но практически и на все другие элементы экономической системы общества.

В заключение выделим несколько актуальных для России методов сокращения безработицы:

- повышение уровня инфраструктуры  региона направленного на увеличение  рабочих мест в долгосрочной  перспективе;

- поддержка малого бизнеса;

- предоставление безработным вакансий  работы, где они могут в полной  мере реализовать свой потенциал.

Важнейшим условием при этом является, с целью повышения эффективности, проведение раздельной политики занятости по различным регионам РФ. Основными направлениями её реализации при этом являются: мероприятия по повышению конкурентоспособности на рынке работников находящихся под угрозой увольнения и выпускников образовательных учреждений, стимулирование сохранения и создание рабочих мест, поддержка категорий населения с ограниченными возможностями.

 

 

Заключение

Заработная плата представляет собой фонд жизненных средств, который формируется в результате взаимодействия трех главных участников на рынке труда, представляемых работниками, работодателями и правительством. Заработная плата одновременно выступает и как основной доход наемного работника, и как расходы работодателя, что предполагает разнонаправленность интересов сторон трудовых отношений и необходимость их согласования. Государственное регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, направленных не только на сферу занятости как таковую, но практически и на все другие элементы экономической системы общества.

Составной частью государственного регулирования рынка труда выступает нормативно-правовая сфера. Законодательство о труде включает в себя следующие нормативные акты, относящиеся к сфере трудовых отношений: Конституция РФ; Трудовой Кодекс РФ; Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права и нормы международного права; Указы и распоряжения Президента РФ; Постановления и распоряжения Правительства РФ; Нормативные акты федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда; Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ; Нормативные акты субъектов РФ.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:- во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;

- во-вторых, обеспечение рабочими  местами трудоспособного населения  как условие нормального существования  людей.

В заключение отметим, что движение к формированию рынка труда происходит, но не в значительной мере. Создаются различные программы по преодолению сложившихся посткризисных проблем, таких как рост безработицы, нехватка специалистов, дифференциация регионов.

 

Список использованной литературы

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2014.
  2. Ветлужских Е.Н. Мировые тенденции в совершенствовании систем оплаты труда. // Мотивация и оплата труда. – 2013. - № 3. – С. 170-173.
  3. Вифлеемский А.Б. Новые системы оплаты труда и трудовое законодательство. // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 135-145.
  4. Далгатов Б.Д. Безработица и методы борьбы с ней. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 1-1. - С. 143-146.
  5. Золин И.Е. Совершенствование форм и методов государственного регулирования рынка труда в современной России. // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2013. - № 3 (36). - С. 76-83.
  6. Кириллова О.Г. Петрова Т.И. Современные подходы к совершенствованию оплаты труда в рыночных условиях. // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 2. - С. 78-80.
  7. Лытнева Н.А. Системы оплаты труда на предприятиях реального сектора экономики. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2012. Т. 35. - № 2. - С. 139-143.
  8. Мелоян В.Г., Савина Ю.В. Зарубежный опыт формирования механизма регулирования рынка труда. // Новые технологии. - 2013. - № 1. - С. 158-163.
  9. Овумян М.Н. Особенности вознаграждения сотрудников в России и за рубежом. // Управление человеческим потенциалом. – 2012. - № 4. – С. 274-287.
  10. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 800с.
  11. Пимкина О.В. О необходимости комплексных мер по совершенствованию организации оплаты труда. // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012. - № 3. - С. 192-195.
  12. Симоненко В.Н., Симоненко Н.Н., Старкова Е.Ю. Организационные меры по совершенствованию мотивации персонала предприятий. // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-3. - С. 785-789.
  13. Суханова Т.В. Классификация форм и систем заработной платы: управленческий подход. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -  2011. - № 1. - С. 256-259.
  14. Утенин В.В. Киселев С.В. Распространенные системы оплаты труда в российских компаниях и типичные ошибки при их разработке и внедрении. // Менеджмент сегодня. - 2012. - № 2. - С. 78-93.
  15. Цимбалюк С.А. Теоретико-прикладные аспекты обеспечения справедливой оплаты труда. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 2. С. 61-64.

 

1 Симоненко В.Н., Симоненко Н.Н., Старкова Е.Ю. Организационные меры по совершенствованию мотивации персонала предприятий. // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-3. - С. 786.

2 Цимбалюк С.А. Теоретико-прикладные аспекты обеспечения справедливой оплаты труда. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 2. С. 63.

3 Золин И.Е. Совершенствование форм и методов государственного регулирования рынка труда в современной России. // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2013. - № 3 (36). - С. 81.


Информация о работе Рынок труда и заработная плата