Рынок труда и особенности его формирования в России и регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий

Содержание

Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура.

1.1 Определение рынка труда.

1.2. Типология и структура рынка труда.

1.3 Рынок труда и заработная плата.

1.4 Особенности товара «труд».

2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России.

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда.

2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.

2.3. Правовое регулирование рынка труда.

2.4. Деятельность профсоюзов.

3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России

3.1.Рынок труда в неформальном секторе.

3.2. Динамика безработицы

3.3. Несбалансированность рынков труда

3.4.Состояние рынка рабочей силы на селе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Зотова Д.С..docx

— 96.83 Кб (Скачать файл)

Развитие рынка труда  не может не сопровождаться возрождением участи населения товарно-денежного  фетишизма, психологии и ценностных ориентаций, чуждых гуманистической  задаче всестороннего развития личности.      

Исходным условием рынка  труда служит организация оперативного изучения и анализа спроса на рабочую  силу и предложение рабочих мест со стороны государственных и  частных предприятий, а также  выявление ориентаций населения  при выборе сферы занятости и  места работы. Для регулирования  рынка труда в Сибири необходимо широко использовать финансово-кредитные рычаги, приводить взвешенную политику распределения средств производства. Необходима также система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики гибкого из налогообложения, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны и ущемления интересов труженика и стимулов к труду у работников государственных предприятий и учреждений, арендаторов индивидуального сектора хозяйства - с другой.     

Следует отметить еще одну важную функцию рынка труда. Он призван  обеспечить экономизацию производства и занятости в государственном секторе, способствовать выделению в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы.      

За последние пять лет  произошли радикальные сдвиги в  общественно-политической и экономической  жизни страны. Курс проводимых реформ кардинально преобразил социально-трудовую сферу. Свершилась подлинная революция  в занятости, а вместе с ней  резко изменились общественные условия  труда миллионов людей.      

Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что переход от полной и безусловной  занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности  и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного  хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения  работают не на государственные структуры, а на себя трудятся на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа.     

Постепенно из региона заводов-гигантов Сибири превращаются в регион мелких и средних предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода.     

Возрастает роль и усложняются функции территориальных центров занятости населения. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий другим нанимателям в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучения с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах и республиках. Сложилось и многообразие функции определяет необходимость укрепления материальной базы службы трудоустройства, улучшение ее кадрового и финансового обеспечения.      

Переходная экономика  испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч бомжей и других обитателей “дна” общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных представила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с законом о занятости, включая профессиональное обучение и трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное социальные гарантии (пособие и материальное пособие)2.      

После официального признания  безработицы в нашей стране большое  внимание стало уделяться приоритетам  политики на рынке труда.      

Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда  политики (особенно активной) присуща  неопределенность, рассмотрим более  подробно не только их содержание, но и  эффективность, но и средства финансирования.      

Расходы фонда занятости  можно сгруппировать по четырем  направлениям.

1. Средства, расходуемые  на пособия по безработице,  это принято называть пассивной  политикой. 

2. Средства, идущие на  переподготовку и общественные  работы. Является обязательными  для государственной службы занятости. 

3. Средства, направленные, на  финансовую поддержку, приобретение  ценных бумаг и прочие расходы.  Объединяет название формы, то  что они не гарантированы законом.  При этом расходы принято относить  к активным формам политики  на рынке.

4. Средства, предназначенные для развития служб занятости. Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Сибири она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.       

Факторы, которые могут  способствовать огромному высвобождению  рабочей силы:

* спад производства, вызванный  в основном разрывом хозяйственных  связей;

* искусственно созданная  неплатежеспособность предприятия; 

* резкое сокращение государственных  капиталовложений и отсутствие  средств для инвестиций у абсолютного  большинства юридических и физических  лиц; 

* частная остановка экологических  производств; 

* сокращение численности  вооруженных сил; 

* конверсия военного производства;

* изменение форм собственности; 

* усилие миграционных  процессов и т.д..      

По оценкам экспертов, часть потерявших работу трудящихся может уйти на пенсию, в сферу  услуг; определенная доля вольется в  теневую экономику. Отдельные граждане будут пытаться найти временную  работу за рубежом. Многие перейдут в  сферу сельского хозяйства. Расширяются  возможности применения рабочей  силы в топливно-энергетическом комплексе  и на общественных работах. При создании государствами соответствующих  условий (в частности при предоставлении беспроцентного кредита для занятия  предпринимательской деятельностью, иных льгот) значительное число высвобождаемых граждан смогут заняться индивидуальной трудовой деятельностью, т.е. сами обеспечат  себя работой.      

Что, необходимо сделать, чтобы  сложить происходящие процессы?      

Первое. Должны быть разработаны  конкретные адресные программы структурной  перестройки экономики. При этом государствам следует побеспокоится  о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и перепрофилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве.      

Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:

* прямые инвестиции в  общественную инфраструктуру. Здесь  в виду имеется создание сети  дорог, коммуникаций, транспорта  и т.п.. Без этого невозможно  развитие рыночных отношений,  а значит и создание новых  рабочих мест;

* формирование условий,  стимулирующих частные инвестиции, развитие малого бизнеса, самозанятости населения;

* прямые и косвенные  меры по обеспечению занятости  подготовка и переподготовка  кадров.      

Третье. Нельзя допустить  развала единого экономического пространства1.      

Вывод: Преимущество рынка  труда то, что он ускоряет и облегчает  процесс согласования личных и коллективных, общенародных интересов при размещении труда, придается гибкость формированию и распределению рабочих и  специалистов. Рынок труда является связующем звеном между ее подготовкой  и использованием. Благодаря рынку  труда происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями.      

Все эти преимущества имеют место и сейчас в наше время. Они помогают людям в выборе профессий. Рынок труда обеспечивает экономизацию производства и занятости в государственном секторе.      

Недостатками  рынка труда является то, что с перехода к рыночной экономике в Казахстане почти все предприятия переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства.      

Все преимущества и недостатки рынка труда позволяют нам понять как функционирует рынок труда у нас в Казахстане. После всех этих признаков можно перейти и к такому понятию, как инфраструктура рынка труда, где она является формой и методом обеспечивания занятости населения.

3. Инфраструктура  рынка труда.      

Активное регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.      

Каковы ее основные элементы?      

На государственном уровне определяются минимально необходимые нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д..      

Помимо использования  нормативов прямого действия государство  осуществляет косвенное регулирование  рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную  политику, а также с помощью  других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка  труда.      

Теперь подойдем ко второму, пожалуй, не менее важному, а в  будущем самому важному уровню регулирования  рынка труда - региональному. Ведь макроэкономическое его регулирование не может уловить  местных особенностей, всех направлений  экономической активности. Барометром его изменений выступает состояние  рынка труда, соотношение спроса и предложения рабочей силы. С  учетом этого в регионе формируется  концепция занятости, предусматриваются  меры по стимулированию тех или иных предприятий с целью преодолеть деформацию рынка, улучшить профессионально-квалификационную структуру кадров, эффективно использовать трудовые ресурсы.      

Законом “О занятости населения” службам занятости даны широкие  права в использовании налоговых, кредитно-денежных и других рычагов  для регулирования процессов  на рынке труда, повышение его  гибкости через перестройку системы  образования, подготовки и переподготовки кадров.      

Например, в областях и  районах неблагоприятных с точки  зрения занятости выделяются зоны приоритетного  развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений.      

Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского  хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса.      

Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих  производство и соответственно увеличивающих  занятость населения. Речь идет о  финансировании подготовки кадров для  них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д..      

Мы подходим к анализу  третьего уровня в инфраструктуре рынка  труда - уровне предприятия.      

К сожалению, именно здесь  больше всего недостатков. При медленном  переходе к полноценным рыночным отношениям практически заморозилась внутрифирменная система управления трудом, более того ситуация по сравнению  с дореформенной ухудшилось. Как  показал анализ на предприятиях, получивших долгожданную свободу, наступил “период  анархии” - отказа от любых систем управления трудом. Практически не предпринимаются  ни долгосрочное, ни среднесрочное  планирование использования рабочей  силы, отсутствуют и не разрабатываются  принципы расстановки кадров, не проводится оценка работы и результатов труда, нет программ развития трудовых ресурсов, в частности по повышению уровня образования, квалификации.      

Чтобы управлять человеческими  ресурсами, важно на основе стратегических планов развития предприятий разработать, претворять в жизнь политику и  следить за согласованностью действий различных подразделений и служб  занятости, добиваться сокращения разрыва  между потребностями и наличными  трудовыми ресурсами, обеспечивать в этой сфере необходимые собственные  кадровые инвестирования, более выгодные по сравнению с набором со стороны. Новая структура и состава  специалистов, заметных в этих службах, помогут расширить ее функции  и поддерживать трудовые ресурсы  предприятий в состоянии готовности на изменение на рынке труда, иметь  возможность активно влиять на профессионально - квалификационный состав работников, их мотивацию, а также организацию  и оплату труда.      

Рассматривая рынок труда  в целом, его инфраструктуру и  т.д., то задается вопрос, а как рынка  труда проходит в деревнях? Настораживают  ситуация в деревне: среди безработных  почти половина селян, другая половина не заняты общественным трудом, а это  потенциальные безработные.      

Еще год-два назад на селе требовались рабочие руки, областной  центр занятости организовал  переселение людей из города в  деревню, а сегодня сотни безработных  селян и обращаются в службы занятости.      

Ситуация в сельском хозяйстве  такова: на месте прежних совхозов и колхозов образованы АО, ТОО, фермерских и крестьянских хозяйств, ассоциаций фермеров. Сокращение посевных площадей, поголовья скота, производства все  это и породило безработицу. Ликвидация колхозов, совхозов вызвало сокращение поступлений со стороны страховых  взносов в фонд занятости1.      

Вывод: Инфраструктура рынка  труда позволяет использовать различные  формы и методы обеспечения занятости  населения. Она состоит из трех уровней: государственного, регионального и  уровня предприятий.      

Информация о работе Рынок труда и особенности его формирования в России и регионе