Рынок труда и особенности его формирования в России и регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий

Содержание

Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура.

1.1 Определение рынка труда.

1.2. Типология и структура рынка труда.

1.3 Рынок труда и заработная плата.

1.4 Особенности товара «труд».

2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России.

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда.

2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.

2.3. Правовое регулирование рынка труда.

2.4. Деятельность профсоюзов.

3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России

3.1.Рынок труда в неформальном секторе.

3.2. Динамика безработицы

3.3. Несбалансированность рынков труда

3.4.Состояние рынка рабочей силы на селе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Зотова Д.С..docx

— 96.83 Кб (Скачать файл)

На государственном уровне определяются нормы и нормативы  функционирования рынка труда и  его границ.      

На региональном уровне рынке  труда барометром изменений регулирование  рынка труда выступает, соотношение  спроса и предложение рабочей  силы.      

На уровне предприятий  больше всего недостатков, чем на других уровнях. При переходе к рыночным отношениям практически заморозились внутрифирменная система управления трудом.      

Инфраструктура рынка  труда позволяет увидеть, что  рынка труда проходит не только в  городах, но и в деревне.      

Глава II. Региональный рынок труда.      

В ходе экономической реформы в ряде регионов на рынке труда сложилась критическая ситуация. Она характеризуется: отсутствием механизма “саморегуляции” регионального рынка труда; заметной тенденции к стихийному воспроизводству кризисному состоянию; низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния.      

Оздоровлению  региональных рынков труда с критической ситуацией препятствуют инерционные процессы, медленная ротация безработных; ограниченное предложение рабочих мест; длительная продолжительность безработицы. Состояние регионов с наиболее высоким уровнем регистрации безработицы (УРБ) достаточно устойчив.      

Исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей  территорий с критической ситуацией  на рынке труда свидетельствует, что существуют тенденции, способствующие развитию или, наоборот, препятствующие ее возникновению. В каждом регионе  рынок труда формируется под  влиянием проводимой в ней политики, сложившихся социальных, культурных и трудовых традиций. При ухудшении  ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перераспределения положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее  реагируют ни изменения ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. К таким показателям  относятся: число безработных, на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность  безработицы; масштабы “скрытой” безработицы. Число безработных, приходящихся на одну вакансию, быстро увеличилось не только в регионах с критической ситуацией на рынке труда, но и в ряде регионов, отличавших стабильность ситуации.      

Использование дополнительного  показателя - “нагрузки” на одну вакансию при анализе положения на рынке  труда позволяет, с одной стороны, точнее прогнозировать развитие критических  ситуаций, а с другой - реагировать  на кризисные явления, которые не отражают показатель УРБ.      

Важнейшим индикатором состояния  регионального рынка труда служит средняя продолжительность безработицы. Регионы с высоким УРБ, по средней  продолжительностью безработицы представляются более благополучными, чем те, где  средний УРБ сочетается с высокой  ее продолжительностью.      

Были выявлены регионы, рынки  труда которые характеризуются  низким уровнем безработицы, но высокой  продолжительностью даже при наличии  достаточного числа вакансий. Подобное состояние рынка труда свидетельствует  об отсутствии стимулов к работе у  длительно неработающих.      

Впервые годы экономической  реформы одним из важнейших признаков  кризисного состояния региональных рынков труда стала так называемая скрытая безработица. Это было связано  с тем, 1) что государство посредствам  принятия соответствующих законодательных  и нормативных актов сдерживать массовые увольнения граждан во избежание  роста социальной напряженности; 2) сами экономические реформы осуществлялись недостаточно быстро и последовательно, ряд законов, действие которых могло  бы способствовать резкому росту  безработицы.      

Возникновение критической  ситуации на рынках труда в регионах приводит чаще всего к сокращению реальных доходов населения и снижения уровня жизни, примитивации форм занятости, разрушению социальной структуры общества.      

Ситуация на рынке труда - может быть признана критической  только тогда, когда при уровне официально регистрируемой безработицы, существенно  прививающем его среднереспубликанское значение, другие с ним показатели состояния рынка труда также значительно хуже их среднереспубликанских значений этих показателей.      

Причем, приводящие к напряженному положению на региональном рынке  труда, могут носить естественный и  структурный характер.      

Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и  предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет  свою специфику. К таким причинам относятся:

* демографические факторы,  а именно, движение трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте, влияющих на динамику предложения  рабочей силы на рынке труда; 

* миграция трудоспособного  населения; 

* отраслевая структура  хозяйства региона; 

* возможное банкротство  предприятий в регионах;

* природные и антиприродные факторы.      

Кризис на рынке труда  региона предполагает неизбежное привлечение  финансовых ресурсов для вывода его  из кризисного состояния.      

Антикризисные мероприятия  в регионе с напряженной ситуацией  на рынке труда должны проводится на основе единой программы предусматривающей ликвидацию тех причин, которые ее вызвали.      

Рассмотрим четыре группы мероприятий.      

Первая группа мероприятий  предусматривает создание дополнительных, а также сохранение и поддержку  экономически целесообразных рабочих  мест, развитие временной занятости. Реализация этих мероприятий возможна на основе использования средств  местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.      

Вторая группа предполагает содействие миграции трудоспособного  населения на работу за пределами  региона.      

Третья группа должна способствовать организации системы непрерывного образования, которой можно охватить лишь часть лиц, ищущих работу.      

К последней, четвертой группе мероприятий относится расщирение масштабов долгосрочного рефинансирования1.      

По сравнению с данными  2002 года в 2005 году в центр занятости обратилось 5835 человек, из них 1562 получили работу. А по данным отдела статистики города Новокузнецк, за I квартал 2009 г. в центр занятости обратилось 16210, что почти в два раза выше чем в предыдущие года. Из этого числа 11029 женщин, трудоустроено 1866.      

По этим данным видно, что  ситуация в экономике города не изменилась в лучшую сторону, а наоборот с  каждым годом она хуже и хуже, что негативно повлияло на рынок  труда.      

Продолжается процесс  высвобождения граждан с предприятий  и организаций города. Это объясняется  тем, что большинство предприятий  сократили свою численность до минимума , и чтобы сократить имеющиеся  коллективы, вынуждены перейти на режим не полного рабочего времени  или отпустить людей в вынужденные  отпуска.      

Анализ состава высвобождаемых показал, что наибольший процент  высвобождаемых дают такие предприятия, как КМК, Бетонно-растворный завод №2, Гидромаш, завод, Завод Универсал, Кузнецкие металлоконструкции, Кузнецкий машиностроительный завод и т.д. .     

Снижение числа высвобождаемых повлияло на общее число обратившихся на биржу труда.      

Но не смотря на это процент  трудоустройства значительно возрос.      

По прежнему растет число  официально призванных безработных. При  этом по-настоящему массовая в городе существует.      

Во многом нынешний уровень  безработицы связан не с отсутствием  рабочих мест, а с профессиональным несоответствием безработных имеющих  вакансии. К сожалению, в отношении  безработных не отработаны еще меры социальной поддержки.      

Остается высоким удельный вес среди молодежи в числе  обратившихся. Большая часть после  окончания школы направляется на профессиональное обучение. Кроме этого, ведется подготовка кадров для занятия  индивидуальной трудовой деятельностью. В городе еще пока существуют СПТУ, где ведется подготовка по таким  профессиям, как парикмахер, телемастер, пчеловод и т.д.. Это поможет им повысить свою конкурентоспособность  на рынке труда.      

Но не вся молодежь может  себе позволить учится в ВУЗах, это  связано с тем, что у них  нет средств на обучение.      

Необходим комплекс мер по регулированию спроса и предложения, предотвращения массовой безработицы, стабилизации кадров.

Заключение.      

Мы рассмотрели основные особенности рынка труда в Сибири. Его преимущества и недостатки, инфраструктуру и структуру рынка труда. На основе всего этого сделаем небольшие выводы.

1. Особенностью рынка труда является, то что он является связующим звеном между спросом на средства производства, рабочую силу, рабочих мест и регулятором распределения и перераспределения работников;

2. Преимуществом рынка труда является экономизация производства занятости в государственном секторе. У населения появилась возможность найти себе работу подходящую себе по профессии;     

Недостатком является то, что  все же огромное число граждан  не может трудоустроится;

1. Инфраструктура позволяет  использовать различные формы  и методы обеспечения занятости  населения; 

2. Современный рынок труда  состоит из сложной и многослойной  структуры, которая образуется  двумя важными и взаимозависимыми  сферами. Рынка труда подразделяется  на открытый и скрытый.      

Рассмотрим и региональный рынок труда на примере г. Новокузнецке. В городе огромное количество безработных.      

По данным отдела статистики городской биржи труда. Число  безработных за период с 2005-2009 г. увеличилось в 1,4 раза. Это вызвано огромным числом высвобождаемых граждан с предприятий и организаций.      

Модель регулирования  рынка труда в Сибири не должна копировать одну из моделей получивших распространение в других регионах. Конечно, она не может воспринимать общие принципы организации рынка труда, свойственные рыночной экономике, но она должна быть сибирской моделью.      

Рынок труда должен формироваться  в пределах системы ограничений  и амортизаторов социальных, политических, экономических, культурных и региональных.      

Формирование  рынка труда должно осуществляться поэтапно в соответствии с внутренней логикой его развития.      

Моделью рынка труда должна исходить из многовариантности форм и методов в регулировании ситуаций в сфере занятости с учетом специфичности интересов отдельных территориальных образований и общих интересов.      

Прогноз на ближайшие годы. В виду ограниченности инвестированных  возможностей особое значение приобретают  не инвестиционные факторы экономического роста, которые можно будет задействовать  при использовании трудовых ресурсов. Сфера труда становится, т.о., не только одним из основных источников социальной напряженности, но и главным полем действия для ее устранения.      

Правительственная программа  на 2001-2007 годы предусматривает проведение жизненно необходимых мер по макроэкономической стабилизации, которые должны постепенно сформировать определенные условия для решения проблем занятости на перспективу. Однако эти меры неизбежно связаны с осложнениями в ближайшее время ситуации на рынке труда и требуют использования всех возможных способов смягчения социальных последствий.      

С социально-политической ситуации сохранение достаточно высокого уровня занятости является не непременным  условием устойчивости общества. Однако недопустимо трактовать его как  требование неизменной сложившийся  модели занятости, как отрицания  необходимости ее реструктуризации и, следовательно, как отказ от высвобождения  работников с предприятий. В тоже время необходимо не только освоить  экономические механизмы стимулирования эффективного труда и освобождения предприятий от изменений рабочей  силы, но и использовать возможности  создания новых рабочих мест в  процессе повышения производственной и предпринимательской активности населения и стимулирования экономического роста.      

Затрудняют решения проблемы занятости и многие противоречия сопутствующие экономической политике, намеченной в ближайшие годы.      

В то же время не просматривается  пока и развитие процессов, ведущих  к экономии труда и высвобождению  излишней рабочей силы.      

Речь идет не только об ограниченности возможностей технико-экономических  сдвигов, при естественной нехватке инвестиций. Сохранение избыточной занятости  обрекло бы экономику в будущем  на низкую эффективность производства, обусловило бы конверсацию неразвитой системы стимулов к труду, задержало бы формирование рынка труда и многих других элементов рыночной системы.      

На ближайшие годы нет  уверенной перспективы существенного  перелома в динамике производства и  его эффективности, структурного прогресса, санации убыточных предприятий  преодоление негативных явлений  для народного хозяйства вообще и для занятости в частности  последствий развития внешнеэкономических  связей, расширение ресурсной баз  для активной социальной политик.      

Возможны в перспективе  два варианта разделения событий.      

Во-первых, скачкообразные и  крупномасштабные изменения на рынке  труда, массовая безработица возможны в случае проведения политики, направленной на активизацию рыночных факторов, однако следует полагать, что вызванные  этим негативные явления на рынке  труда не будут растягиваться  на длительный период и постепенно буду компенсироваться расширением  возможностей создания новых рабочих  мест. В то же время следует учитывать, что первоначальный период активизации  рыночных факторов будет особенно напряженным.      

Информация о работе Рынок труда и особенности его формирования в России и регионе