Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим фактором экономического роста и развития являются человеческие ресурсы - работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью Правительством республики за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее полной занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов и трудового потенциала общества. Рынок труда Республики Беларусь развивается в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической системы в начале 90-х годов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы исследования рынка труда 5
1.1. Понятие рынка труда и его функции 5
1.2 Особенности спроса, предложения и рыночного равновесия на рынке труда 10
1.3 Заработная плата: сущность, формы и системы 15
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь 19
2.1 Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь 19
2.2 Основные направления реализации государственной политики на рынке труда 31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

По  данным мониторинга на 1 ноября 2012 г., из 4094 организаций гибкие системы  оплаты труда применяют 2297 организаций (или 56,1%).

 

 

2.2 Основные  направления реализации государственной  политики на рынке труда

 

 

 

Основной целью  государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Главными приоритетами политики занятости должны стать  формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Основные усилия будут направлены на реализацию активных мер по обеспечению занятости населения и удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 – 2 процентов к экономически активному населению.

Исходя из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения[20, с.91]:

  • создание новых рабочих мест с учетом реализации мероприятий ежегодной программы занятости;
  • повышение эффективности занятости и формирование ее постиндустриальной структуры;
  • достижение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам и регионам;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту внутреннего рынка труда;
  • стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;
  • содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении профессионального образования до начала ее трудовой деятельности;
  • улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;
  • усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий.

Внедрение гибких систем оплаты труда является эффективным  способом стимулирования высокопроизводительного  труда и обеспечения достойного уровня оплаты на основе роста производительности труда.

Для усиления стимулирующей  роли оплаты труда в эффективности  работы каждого работника органам  государственного управления целесообразно  обеспечить информирование о достоинствах и эффективности широкого применения гибких систем оплаты труда в организациях. 

С учетом вышеизложенного, для обеспечения эффективного развития рынка труда и трудовых ресурсов республики считаем целесообразным:

1. Республиканским  органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Мингорисполкому:

1.1. внести в  отраслевые и региональные программы  ”Кадры 2011-2015 годы“ изменения, предусмотрев  обеспечение организаций рабочими  кадрами путем обучения по  образовательным программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, включая обучение на производстве, в том числе незанятого населения, за счет бюджетных средств и средств организаций;

1.2. обеспечить  организацию, координацию и контроль  деятельности организаций всех форм собственности по прогнозированию и уточнению дополнительной потребности в кадрах, ежегодную корректировку заказа на подготовку специалистов, рабочих по уровням профессионального образования;

1.3. активизировать  деятельность организаций-заказчиков кадров по формированию целевого приема в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования;

1.4. создать условия  для закрепления высококвалифицированных  специалистов и рабочих в организациях, в том числе за счет повышения уровня оплаты труда на основе роста производительности труда, материального стимулирования работников, улучшения условий труда;

1.5. принимать  упреждающие меры по профессиональной  подготовке, переподготовке работников, в том числе находящихся под  риском увольнения, их дальнейшему трудоустройству.

2. Министерству образования, республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, имеющим в подчинении учреждения образования, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить координацию и контроль деятельности подчиненных учреждений образования, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов, по определению структуры и объемов подготовки специалистов и рабочих, формирование и согласование контрольных цифр приема с учетом потребности отраслей экономики в кадрах.

3. Министерству образования, облисполкомам и Минскому горисполкому совместно с Министерством труда и социальной защиты, организациями-заказчиками кадров провести анализ потребности отраслей экономики в редких и малочисленных профессиях с целью выработки предложений по организации их подготовки.

4. Министерству образования, Министерству обороны совместно с иными органами государственного управления рассмотреть возможность отсрочки от призыва на воинскую службу на период срока обязательной работы по распределению выпускников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, а также увеличения срока обязательной работы по распределению выпускников учреждений профессионально-технического образования.

5. Министерству труда и социальной защиты, республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому регулярно проводить мониторинг рынка труда, профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы с представлением информации Министерству образования, учредителям учреждений образования для корректировки объемов и структуры подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.

6. Белтелерадиокомпании совместно с Министерством образования, иными республиканскими органами государственного управления, облисполкомами, Мингорисполкомом, иными заинтересованными организовать цикл постоянных передач, размещение видеороликов, пропагандирующих профессии рабочих и обучение в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

7. Министерству  труда и социальной защиты  совместно с Министерством образования,  другими заинтересованными разработать рекомендации по организации профориентационной работы с использованием возможностей Интернет-сети среди учащихся учреждений общего среднего образования, взрослого населения, формирующие направленность на получение рабочих профессий.

8.Республиканским органам государственного управления, облисполкомам, Мингорисполкому обеспечить подготовку видеороликов, популяризирующих труд по рабочим профессиям, и их размещение на своих Интернет-сайтах, Интернет-сайтах подчиненных организаций.

9. Министерству образования, Министерству труда и социальной защиты, облисполкомам, Мингорисполкому совместно с организациями-заказчиками кадров, учреждениями образования активизировать профориентационную работу среди учащихся учреждений общего среднего образования, незанятого населения, акцентируя внимание на рабочих профессиях, престиже труда рабочего.

10. Министерству  труда и социальной защиты, Министерству  экономики совместно с Белстатом  подготовить предложения по применению  результатов выборочного обследования  домашних хозяйств по вопросам занятости в целях разработки дополнительных мер по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

11.Министерству  труда и социальной защиты  совместно с заинтересованными  подготовить: 

11.1. предложения  по стимулированию трудовой мобильности граждан, переселяющихся в другую местность с целью трудоустройства;

11.2. предложения  по активизации внедрения и  широкому применению гибких систем  оплаты труда в организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, на основании всего выше рассмотренного в курсовом проекте, можно сделать следующие выводы:

  1. Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями(работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и,  во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
  2. Полной занятостью называется ситуация доступности трудоустройства для всех, желающих работать. При этом равновесный уровень заработной платы определяется механизмом совершенной конкуренции. Подчеркну, что важной предпосылкой существования полной занятости является наличие совершенной конкуренции, а также абсолютная гибкость реальной заработной платы. Если бы такие условия существовали в реальном мире, то отпала бы необходимость в проведении экономической политики по борьбе с безработицей.
  3. Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития РБ предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольшие доход.
  4. Но пока такая ситуация в Республики Беларусь только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве. Положение также усугубляется слабой рыночной системой оплаты труда.
  5. Тут также  необходимо отметить, что проблема оплаты труда на сегодняшний день выдвинулась на первый план во всех отраслях народного хозяйства, на каждом отдельно взятом предприятии. После бурного разрушения плановой и становления основ рыночной экономики в центре внимания общества оказались в соответствии с логикой развития вопросы созидания, эффективности, конкурентоспособности и т.д.
  6. Все это говорит о том, что в Беларусь пока не сложилась четкая система такого фактора производства как труд, но эта задача – одна из самых насущных для выхода РБ из глубокого экономического кризиса.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ, Издательство ЭКМОС, 1998 г. – 248 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. – М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.
  3. Водный курс по экономической теории/Под общей ред. акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. – 364 с.
  4. Гендлер Г., Ведерникова Н. Цена труда и заработная плата. // Человек и труд, 2000 г., №7, с.66-70.
  5. Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ, 1999 г. – 311 с.
  6. Ивашковский С.Н. Экономика. Микр<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_04

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ