Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ рынка труда: рассмотрение его функций, сущности, понятия, особенностей и проблем функционирования в Белоруссии.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 4
2. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА. 4
2.1. Сущность и специфика рынка труда. 4
2.2 Структура рынка труда 5
2.3. Особенности современного рынка труда 10
2.4. Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда 11
2.5 Занятость населения: виды и формы 14
2.6 Безработица: понятие, причины, формы, измерение 18
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
3.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ 20
3.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь 23
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 28

Вложенные файлы: 1 файл

Особ-ти р.т. в РБ.docx

— 49.82 Кб (Скачать файл)

На рынке труда реализуется возможность:

- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности  реализации творческих замыслов  и т. д.);

- найма и увольнения  при соблюдении норм трудового  законодательства, защищающего интересы  граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- независимой и вместе  с тем экономически поощряемой  миграции трудовых ресурсов между  регионами, отраслями и профессионально  -квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

- свободного движения  заработной платы и других  доходов при сохранении приоритета  квалификации и образования, соблюдении  установленного законом гарантированного  минимума зарплаты, обеспечивающего  прожиточный минимум, и регулировании  верхнего предела доходов через  налоговую систему, основанную на  прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание [14].

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

 

2.3. Особенности современного  рынка труда

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % - обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15 % - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование различного профиля, 10 % - были фермерами.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и административно - управленческого персонала, в США в 1987г. имели 50% торговых служащих- мужчин (30% -женщин), 40% административно - вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% - работников услуг (не считая специалистов), 24% - рабочих высокой квалификации, 17% - рабочих средней квалификации.

Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно - эксплуатационное минутно - потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи [5].

 

2.4. Мероприятия, предпринимаемые  на рынке трудବ¬

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и  семейного предпринимательства  на максимально благоприятных  условиях государственными субсидиями  и кредитами, благодаря которым  стартовый капитал может быть  обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями  и на 20% кредитами, а если предприятие  не приносит прибыли, то на 4 года  освобождается от налога;

- обеспечение географической  мобильности населения и рабочей  силы путем представления субсидий  и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому  ищущему работу полной информации  о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны  и создание для этой цели  повсеместно общедоступных банков  данных; оплата всех видов услуг  по связи с отделами кадров  предприятий, где есть рабочие  места;

- организация общественных  работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в  сфере обслуживания на срок  до 6 месяцев с гарантированным  заработком в пределах 50- 100% средней  зарплаты по данной профессии;

- финансирование работы  в частных фирмах молодежи  путем предоставления в течение  полугода владельцам предприятий  субсидий в виде оплаты 50% издержек  на вновь созданные рабочие  места;

- специальное техническое  оборудование на обычных предприятиях  рабочих мест для инвалидов  и выплата субсидий владельцам  предприятий за прием инвалидов  на работу и частично на  их заработную плату;

- стимулирование расширения  предпринимательской деятельности  и сверхурочных работ, а тем  самым и более полной занятости  путем снижения налогообложения  с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

- не имеющие законченного  школьного образования получают  его, причем организуются специальные  усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в  основном для иммигрантов);

-детально выявляются  интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

- применяются методы индивидуального  обучения (принцип так называемого  личного модуля), в основе которых  лежат подбор предметов, наиболее  полно удовлетворяющих интересы  обучающихся и предлагающих оптимальные  темпы и последовательность их  освоения;

- учебные курсы ¬ составляются  силами ведущих специалистов  университетов и промышленных  фирм; оплата преподавательского  состава проводится на уровне, который существует для специалистов  их класса в частных фирмах;

- в максимально возможном  числе профессиональных школ  на консультативных началах используется  опыт наиболее талантливых педагогов  и воспитателей для постановки  методики обучения;

- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта  на разных уровнях обучения, соотношение  учеников и педагогов (7-8 к 1), которое  позволяет осуществлять индивидуальное  обучение и следить за качеством  подготовки каждого ученика;

- используется метод опекунства  старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%. Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран. Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь