Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:06, курсовая работа
В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной
сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.
Глава I: Рынок труда молодёжи: понятие, структура.
1.1 Молодёжный рынок труда……………………………...……стр. 2
1.2 Специфика положения молодёжи на рынке труда…………стр. 8
Глава II: Специфические особенности молодёжного рынка труда.
2.1 Сдвиги в системе профессиональной подготовки
молодёжи………………………………………………………………….стр. 21
2.2 Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда……..…..стр. 25
2.3 Проблемы занятости выпускников учебных
заведений………………………………………………………………….стр. 28
Глава III: Решение проблемы занятости молодёжи.
3.1 Правовое регулирование молодёжной политики………….стр. 33
3.2 Программы поддержки молодёжи………………..………...стр. 35
3.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости…………………………………………………..…стр. 36
Список используемой литературы……………………………….………стр. 38
может оказаться неприемлемой для молодёжи в силу ряда других её специфических черт (высокий уровень трудовой и социальной мобильности, идеальные представления о трудовой жизни). Наибольший интерес данное качество молодых сотрудников представляет для стабильно функционирующих организаций, с четко дифференцированной по отношению к различным категориям и группам работников кадровой политикой, в которой важное место занимает планирование карьеры.
Соответственно и сами
молодые специалисты
Традиционно приписываемый молодёжи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Всё большие контингенты молодёжи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но законченного общего среднего образования. Это обусловлено в значительной мере тем, что принятый в советское время закон об обязательном среднем образовании перестал выполняться: теперь государство практически сняло с себя обязательства по обеспечению действия этого закона. Кроме того, наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки
молодых специалистов, не подкреплённый
соответствующим развитием
Практически все работодатели
негативно оценивают такие
работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения
взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя
эмоциональность, то есть всё
то, что свидетельствует о
Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наёмного работника и члена трудового коллектива.
Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками
молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в России, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии (специальности).
Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет
осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных
представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной в большинстве городов страны. В результате выбора профессии, например, участниками Форума, происходил самостоятельно, как отметили 52,4% опрошенных, 24,8% респондентов прислушались к рекомендации родителей, 11,7% - советам друзей, 11,1%- указали другие причины выбора.
В данном случае общество сталкивается с социально-психологическими, а не
только с экономическими факторами, влияющими на молодого человека в процессе выбора будущей профессии. Современному работнику уже мало знать и уметь, для него важнейшим становится момент самовыражения.
Всё это достаточно ярко проявляется и в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность трудоустройства либо игнорируется (решение проблемы откладывается на срок завершения обучения или осуществляется нерыночными методами через родных и знакомых), либо становится новым стимулом к дальнейшему самоутверждению. Это тем более возможно, что именно в молодом возрасте (в силу недостаточной социализации и необремённости житейскими обязательствами) человек может выдвинуть для себя на первый план удовлетворение потребностей
высшего уровня - в самореализации и самосовершенствовании, развитии своих способностей.
Возможно, именно это стремление большой массы молодых людей к формированию себя как личности и к формированию той экономической среды, в которой они хотели бы и считали для себя достойным жить, породило устойчивую тенденцию к овладению профессиями (специальностями), для которых в экономической системе
страны не существовало достаточно рабочих мест. Прежде всего, это касается таких направлений подготовки специалистов с высшим образованием, как экономика, менеджмент, юриспруденция. Сюда были, в первую очередь, нацелены усилия первых возникших в России негосударственных ВУЗов. Практически все государственные ВУЗы иных направлений (технические, педагогические) открывали у себя подготовку по непрофильным прежде для них специальностям. В результате количество учебных мест по экономике, менеджменту, юриспруденции, финансируемых как из государственного бюджета, так и за счёт средств обучающихся, возросло непропорционально потребностям в них.
Те способы решения проблем собственной занятости, к которым прибегает
молодёжь, позволяют сделать вывод об уже достаточно высоком уровне её
психологической адаптации к реалиям рынка труда. Это проявляется в готовности к полной занятости, о чём заявили 62,8% участников Форума, при том, что большую долю среди них составили студенты дневных отделений ВУЗов, которые претендовали на занятость на условиях неполного рабочего дня - 19,6%, временную (эпизодическую) занятость - 13,2%, каникулярную занятость - 4,4%. Среди уже имеющих работу соответствии профессии ожиданиям отметили 74,3% опрошенных, а не соответствие гораздо меньше - 25,7%. Молодёжь реально оценивает уровни оплаты труда в различных секторах экономики: стремление работать в частном секторе продемонстрировали 57,4% участников Форума, а в государственном - 18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора высокий уровень оплаты труда - 17,7%, хотят открыть собственное дело - 6,7% опрошенных.
Сроки поиска работы в среднем для участников Форума оказались значительно меньше, чем для безработных Москвы в целом: менее одного месяца искали работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев - 51,2%, от 4 до 6 месяцев- 12,2%, более 6 месяцев-18,7% опрошенных. Среди способов поиска работы предпочтение отдано помощи родных и знакомых - 40,4%, обращение к услугам частных кадровых агентств - 24,8%; самостоятельно рассылают резюме по различным организациям - 19,2%, обращаются в органы государственной службы занятости - 8,4%, а пробуют найти работу иными способами - 7,2% опрошенных участников Форума. Однако оценки будущих перспектив трудоустройства пока не выглядят оптимистичными: только 21,8% респондентов знают, где будут работать, 40,4% находятся в активном
поиске работы, 15,4% не видят для себя никаких перспектив на рынке труда, а 22,4% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.
Относительно благополучные результаты проведённого обследования
свидетельствуют о ситуации лишь на небольшом сегменте молодёжного рынка труда Москвы. Характеристики занятости и безработицы среди лиц, не охваченных высшим профессиональным образованием, очевидно, иные. Однако, выявленные в ходе исследования социально-психологические аспекты достижения эффективной занятости молодёжи вполне могут быть реализованы совместными усилиями всех участников молодёжного рынка труда - государства, работодателей и самих молодых работников.
Глава II: Специфические особенности молодежного рынка труда.
2.1 Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи.
В настоящее время в
системе образования и
Таблица 1
Изменение возрастного состава молодого поколения
В 1995-2010 гг. (в тыс. чел.)
1995 |
2000 |
2005 |
2010 | |
Численность населения по возрастным категориям |
137410 |
147022 |
147997 |
147938 |
16-17 лет |
4875 |
4053 |
4288 |
4313 |
В % к общей численности |
3,55 |
2,67 |
2,90 |
2,92 |
18-19 лет |
5279 |
3904 |
4148 |
4263 |
В % к общей численности |
3,84 |
2,66 |
2,80 |
2,88 |
20-24 лет |
12995 |
9755 |
9922 |
10166 |
В % к общей численности |
9,46 |
6,64 |
6,7 |
6,87 |
25-29 |
11902 |
12558 |
9657 |
9508 |
В % к общей численности |
8,7 |
8,54 |
6,53 |
6,43 |
Таким образом, сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя однозначно трактовать как кризисные. Это - процесс её адаптации к объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации. Причём показатели, свидетельствующие о сокращении выпуска рабочих и специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-демографических факторов. А показатели, характеризующие изменение типов подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень профессий, по которым ведётся подготовка, тесно связаны с экономическими факторами, в том числе с состоянием рынка труда.
Что касается качественных
изменений в системе
Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким: они предпочитают им опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучая положение на нем своих выпускников. В результате диспропорции между спросом и предложением становятся настолько привычными, что уже в ряде регионов практикуется направление только что окончивших учебные заведения рабочих и специалистов на переподготовку чуть ли не в те же самые учебные заведения.
Система профессионально-технического образования испытывает в настоящее время значительные финансовые трудности. ПТУ практически лишились материально-технической помощи со стороны предприятий. Если несколько лет назад подросток, поступая в училище, уже знал, где он будет работать по его окончании, то теперь, в условиях, когда предприятия не имеют возможности вкладывать средства в свои производственные базы, предоставлять места для производственной практики учащихся подшефных училищ и готовить рабочих, большинство выпускников получают свободное распределение. Большинство молодых людей, имеющих среднее специальное образование, пополняют ряды “челноков”, уличных торговцев, происходит отток молодёжи в сферу нерегулируемой и теневой занятости. В связи с этим реально создание парадоксальной ситуации, когда при оживлении промышленного производства вновь возникает потребность в высококвалифицированных кадрах, а таковых на рынке труда может оказаться недостаточно.
Информация о работе Рынок труда молодежи: проблемы формирования и развития