Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей построения и функционирования рынка ценных бумаг в России.
Основной задачей является определить механизм регулирования ценных бумаг на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов.
Введение 3
1 Рынок ценных бумаг как составная часть инфраструктуры рыночной экономики 5
1.1 Сущность и экономическая роль рынка ценных бумаг 5
1.2 Виды ценных бумаг и нормы процента 6
2 Структура рынка ценных бумаг. 12
2.1 Первичный рынок и вторичный рынок. 12
2.2 Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг 16
3 Рынок ценных бумаг в России 21
3.1 Особенности становления и развития рынка ценных бумаг в России 21
3.2 Перспективы долгосрочного развития рынка ценных бумаг в России 28
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Именно с выпуска и обращения государственных фондовых ценностей начиналось историческое развитие мировых фондовых рынков. Благодаря государственным бумагам интенсивно идет формирование всех элементов инфраструктуры, обеспечивающих оборот фондовых ценностей. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг играет важную роль в финансировании государственного бюджета, поддержании ликвидности финансово - банковской системы, регулировании экономической активности. Мировой практикой накоплен богатый опыт рыночного управления государственным долгом, посредством использования различных видов государственных финансовых инструментов, отвечающих интересам как населения, так и коллективных интересов (банков, страховых и финансовых компаний, промышленных и торговых фирм). При этом именно государственные ценные бумаги были и остаются самыми надежными и наиболее ликвидными фондовыми ценностями. Существенным преимуществом вложения средств в данные бумаги является наличие весомых налоговых льгот, предоставляемых государством.
Эмитентами государственных ценных бумаг выступают правительства, государственные кредитно-финансовые учреждения, местные органы власти.
Государственные ценные бумаги условно подразделяются на краткосрочные (от 3-х месяцев до 1 года), среднесрочные (свыше 1 года, но не более 10 лет), долгосрочные (свыше 10 лет), бессрочные.
В практике мировых рынков ценных бумаг используются следующие способы выплаты доходов по государственным долговым обязательствам:
- установление фиксированного процентного платежа;
- применение ступенчатой процентной ставки;
- использование плавающей ставки процентного дохода;
- реализация государственных ценных бумаг со скидкой (дисконтом)
- против их номинальной стоимости.
Возрождение фондового рынка России началось с 1991 г. До этого из ценных бумаг были известны только облигации трехпроцентного государственного займа и лотерейные билеты. Однако за последние годы развитие российского рынка ценных бумаг шло бурными темпами, главным образом благодаря формированию рынка государственных долговых обязательств, ставшего одним из основных сегментов финансового сектора экономики страны.
Таким образом, государственные ценные бумаги являются одним из основных секторов российского фондового рынка. В настоящее время политика Минфина РФ направлена на улучшение структуры государственного заимствования, а именно внедрения на рынок инструментов с более длительными сроками погашения и одновременно с разумной доходностью, обеспечивающей привлекательность для инвесторов.
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р. С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.
К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации. В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.
Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо "отраслевая" или "ведомственная" задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.
Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.
В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:
- консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;
- формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
- снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
- создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;
- расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
- внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
- развитие коллективных инвестиций;
- обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
- развитие и совершенствование корпоративного управления;
- предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
- совершенствование регулирования на финансовом рынке;
- формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.
В результате за последние годы возросла конкурентоспособность российского финансового рынка. Так, с 2004 по 2007 годы удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира возрос с менее чем 1 процента до 2,4 процентов. При этом соотношение объемов сделок с российскими акциями на внутреннем и зарубежных рынках практически составило 70 процентов на 30 процентов в пользу внутреннего рынка. Согласно Стратегии достижение этой пропорции ожидалось в 2008 году. Таким образом, массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках.
В то же время, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в 2008 году приблизилась к 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей изображённых в таблице 3.1.
Таким образом, объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, может быть оценен в размере около 1360 млрд. рублей или более 21 процента от объема инвестиций в основной капитал (целевой ориентир Стратегии - 20 процентов к 2008 году). С учетом размещения еврооблигаций на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. долларов США) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал превысило 35 процентов (целевой ориентир Стратегии - 35-40 процентов к 2008 году).
Таким образом, уже в 2008 году целевые ориентиры Стратегии были превышены.
Таблица 3.1 - Целевые размещения капитала.
Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году |
Акции |
Облигации |
Всего |
Открытая подписка, млрд. руб. |
74,6 |
616,4 |
691 |
Закрытая подписка, млрд. руб. |
550,6 |
10,3 |
560,9 |
Прочие, млрд. руб. |
637,4 |
- |
637,4 |
Всего, млрд. руб. |
1262,6 |
626,7 |
1889,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. |
6418,7 |
Из таблицы 2.1 видно, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли российского финансового рынка в процессе трансформации индивидуальных сбережений в инвестиции. Об этом свидетельствует существенное расширение институтов коллективных инвестиций. По итогам 2008 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12 процентов притом, что число паевых фондов увеличилось более чем на 50 процентов.
Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2008 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году.
За прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171 процент. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90 процентов, а объем их чистых активов - на 76 процентов. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд. рублей. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд. рублей, что примерно равно 17 процентам от величины сбережений населения в 2008 году и превышает прирост величины сбережений за год. Активы закрытых и открытых фондов недвижимости представлены в таблице 3.2.
В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей - акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616,4 млрд. рублей. Всего по открытой подписке размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. рублей, что эквивалентно 10 процентам к величине инвестиций в основной капитал. Из таблицы 2 можно увидеть 2007 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5 процентов (целевой ориентир Стратегии на 2009 год - 6 процентов).
Таблица 3.2 - Статистика паевых инвестиционных фондов.
Статистика паевых инвестиционных фондов |
2006 |
2007 |
Прирост, % |
Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов, млрд. руб., в том числе: |
419,9 |
766,8 |
+82,6 |
закрытых фондов недвижимости, млрд. руб. |
70,3 |
190,2 |
170,5 |
открытых фондов акций, млрд. руб. |
43,7 |
77,1 |
+76,4 |
Число пайщиков (физических и юридических лиц) паевых инвестиционных фондов, в том числе: |
1465996 |
1724126 |
+17,6 |
закрытых фондов недвижимости |
2384 |
4131 |
+73,28 |
открытых фондов акций |
142245 |
327052 |
+129,9 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
17267,3 |
21138,9 |
+3871,6* |
Использовано денежных доходов населения на сбережения, млрд. руб. |
3539,8 |
3762,7 |
+222,9 |
Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25 процентов в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами, что можно увидеть в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Физические лица, участвующие в работе фондовых бирж.