Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей построения и функционирования рынка ценных бумаг в России.
Основной задачей является определить механизм регулирования ценных бумаг на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов.
Введение 3
1 Рынок ценных бумаг как составная часть инфраструктуры рыночной экономики 5
1.1 Сущность и экономическая роль рынка ценных бумаг 5
1.2 Виды ценных бумаг и нормы процента 6
2 Структура рынка ценных бумаг. 12
2.1 Первичный рынок и вторичный рынок. 12
2.2 Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг 16
3 Рынок ценных бумаг в России 21
3.1 Особенности становления и развития рынка ценных бумаг в России 21
3.2 Перспективы долгосрочного развития рынка ценных бумаг в России 28
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке |
2006 |
2007 |
Прирост, % |
Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек |
6420700 |
6668120 |
+3,8 |
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек |
1465996 |
1642149 |
+12 |
Количество физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ |
198973 |
417400 |
+110 |
Число физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, % |
13,6 |
25,4 |
- |
Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке с одной стороны, расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка ценных бумаг, его большую ориентированность на потребности национальной экономики и снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной независимости российского рынка ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2007 - в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2007 г. январь 2008 г.) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов.
По состоянию на начало 2009 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как среди его участников, так и среди заинтересованных органов исполнительной власти. По ряду содержащихся в Стратегии задач могут быть выбраны альтернативные пути решения. В этой связи, в рамках основных направлений совершенствования регулирования рынка ценных бумаг, ФСФР России считает необходимым предусмотреть не только более реалистичные сроки выполнения просроченных мероприятий Стратегии, но также подготовку согласованных концептуальных предложений по выбору наиболее оптимальных и эффективных путей развития российского рынка ценных бумаг. Представляется, что подготовка и согласование таких предложений существенно ускорит завершение работы по реализации важнейших положений Стратегии.
Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.
С учетом положений концепции к 2011 году могла бы быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.
Это позволит говорить об организационной готовности инфраструктуры финансового рынка к роли одного из мировых финансовых центров, обладающего достаточной степенью интеграции, капитализации и защищенности о возможных недружественных поглощений со стороны других вертикально-интегрированных биржевых структур, действующих на глобальном финансовом рынке.
С 2011 года может быть поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться российскими инвесторами, а в более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.
Повышению привлекательности ценных бумаг российских эмитентов, в том числе для иностранных инвесторов может стать создание "одного окна" для входа в систему учета регистраторов. В целях сокращения расходов как российских, так и иностранных портфельных инвесторов, повышения скорости взаимодействия между регистратором и номинальными держателями, представляющими интересы инвесторов, целесообразно поддержать в 2008-2009 годах инициативы крупнейших регистраторов по созданию в инфраструктуре финансового рынка технических узлов, обеспечивающих на основе информационных технологий унифицированные точки входа в системы учета регистраторов, осуществляющих ведение реестров владельцев высоко ликвидных ценных бумаг. Планируется разработать предложения по увеличению количества ценных бумаг российских акционерных обществ, находящихся в свободном обращении. В России по различным оценкам этот показатель находится в интервале 20-30 процентов, что не может считаться достаточным для рынка, претендующего на лидирующие позиции в мире. Необходимо стремиться к тому, чтобы уже в ближайшее 2-3 года свободное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40-50 процентов.
В 2009 году необходимо решить существующие проблемы правовой регламентации процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ходе реорганизации акционерных обществ. В настоящее время государственная регистрация выпусков ценных бумаг, размещенных при реорганизации, осуществляется после уже состоявшейся реорганизации и размещения ценных бумаг, в результате чего регистрирующий орган лишен возможности предотвратить нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии, главным образом, нарушения прав инвесторов. В этой связи целесообразно ввести процедуру, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации, будут представляться в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. При этом государственная регистрация соответствующих выпусков ценных бумаг вступит в силу с даты государственной регистрации акционерного общества.
Также действующее законодательство не содержит реального механизма, позволяющего в процессе реорганизации перевести обязательства по выпущенным облигациям на юридическое лицо - правопреемника без нарушения прав всех владельцев облигаций и с учетом экономических интересов реорганизуемых эмитентов. В связи с чем, на законодательном уровне следует предусмотреть специальный порядок перехода обязательств по облигациям реорганизуемой организации к ее правопреемнику.
Необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов. В настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует. Появление на российском рынке новых финансовых инструментов требует решения следующих вопросов:
- учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами и их обращение по правилам учета и обращения ценных бумаг;
- распределение рисков, связанных с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов;
- защита прав владельцев финансовых инструментов.
Кроме этого, необходимо предусмотреть процедуру классификации таких финансовых инструментов с точки зрения их возможности приобретения и обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о таких финансовых инструментах.
К 2010 году целесообразно ввести в практику либеральную процедуру государственной регистрации выпусков ценных бумаг инновационных, наукоемких предприятий. Как правило, новые быстро растущие компании особо рискованны для населения и других групп консервативных инвесторов. Вместе с тем, ценные бумаги таких эмитентов могут быть привлекательны для отдельных групп квалифицированных инвесторов.
В 2009 году необходимо разработать поправки в действующее законодательство о рынке ценных бумаг, направленные на формирование института инвестиционных консультантов, которые помогают инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг, дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются большим доверием населения, проживающего на данной территории. Наличие широкой сети независимых инвестиционных консультантов может существенно снизить издержки на поддержание филиальной сети или сети агентов финансовых институтов, а значит издержки конечных инвесторов - граждан, связанных с операциями на фондовом рынке.
Необходимо определить требования и процедуры более детального раскрытия структуры собственности российских акционерных обществ, прежде всего, информации о лицах, являющихся конечными выгодоприобретателями (конечных бенефициарах) акций компаний. Опыт осуществленных российскими компаниями IPO показывает, что многие эмитенты уже готовы раскрывать своих конечных бенефициаров в целях обеспечения спроса на эмитируемые инвестиции финансовые инструменты и снижения стоимости привлечения капитала.
В связи с перспективой доступа иностранных ценных бумаг на российский финансовых рынок возникает задача по созданию нормативной базы, устанавливающей требования по раскрытию информации, учитывающие специфику этих инструментов. Такие требования должны обеспечить российских инвесторов информацией, достаточной для принятия обоснованного решения. Как правило, в таких случаях источником информации являются инвестиционные меморандумы, подготовку которых осуществляют лица, оказывающие услуги по размещению ценных бумаг. Такие меморандумы распространяются среди ограниченного числа лиц и информация об итогах размещения может быть недоступна. Представляется целесообразным предусмотреть публичное раскрытие такой информации при проведении публичного предложения ценных бумаг.
Необходимо дополнить процедуры раскрытия информации по облигациям с ипотечным покрытием, прежде всего, эмитируемых ипотечным агентом, требованием раскрытия информация об активах, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств по соответствующим облигациям. Аналогичные требования должны быть распространены на иные виды облигаций, эмитируемые в процессе секьюритизации. В связи с ускорением процесса формирования розничных инвесторов на фондовом рынке необходимо создать систему публичного раскрытия информации со стороны организаций, оказывающих розничные услуги на финансовых рынках.
Необходимо завершить переход на сбор отчетности участников финансовых рынков в электронной форме, при активном участии СРО. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели (таблица 3.4).
Таблица 3.4 - Результаты долгосрочного планирования на рынке ценных бумаг.
Показатель |
2007 |
2012 |
2020 |
Капитализация публичных компаний, трлн. руб. |
32,3 |
84 |
170 |
Соотношение капитализации к ВВП, в % |
97,8 |
130 |
110 |
Биржевая торговля акциями, трлн. руб. |
31,4 |
78 |
240 |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. руб. |
1,2 |
7,7 |
19 |
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб. |
0,8 |
5,8 |
17 |
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб. |
0,7 |
1,4 |
3 |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек |
0,8 |
8,3 |
20 |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % |
0 |
4 |
12 |
К 2010 году на финансовом рынке необходимо внедрить систему электронного документооборота. Это позволит не только создать дополнительные возможности раскрытия информации об участниках финансового рынка, но и существенно снизить расходы, увеличить эффективность функционирования рыночных институтов, обмена информации, совершения операций на рынке ценных бумаг. В целом данные меры будут способствовать повышению надежности функционирования рынка.
В целом, по мнению ФСФР России решение изложенных в докладе задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития.
Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.